В процессуальном правке встречается термин “подведомственность дел”, часто без расшифровки. Так что это такое? И для чего эта информация гражданину, который не имеет отношение к юриспруденции?
С помощью подведомственности заинтересованное в защите прав лицо определяет уполномоченный на рассмотрение его спора орган. Перед подачей искового заявления, да и в целом до обращения в суд или с жалобой в государственный орган, нужно разобраться с подведомственностью. В законодательстве РФ такой термин не имеет определения.
Подведомственность можно определить как полномочия судов, арбитражных, третейских судов, нотариата, государственных органов и иных организаций разрешать определенные правовые вопросы. К примеру, защита трудовых прав может осуществляться с помощью обращения в комиссию. Или в суд общей юрисдикции.
Рассмотрим подробнее принципы подведомственности дел и ее разновидности.
Разновидность подведомственности дел
По форме защиты выделяют следующие виды подведомственности:
- судебная – заключается в компетенции различных видов судов (например, арбитражный суд, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ).
- административная – полномочия административных органов (органов власти);
- общественная – полномочия нотариата, третейских судов и иных органов, которые носят общественную, или смешанную общественную и государственную направленность.
Чаще всего термин подведомственность дел употребляется касательно судебной защиты. И эти правила обязан учитывать каждый, кто намерен обратиться в суд за защитой прав.
Судебная подведомственность дел
Включает несколько видов:
- исключительная (единичная), когда рассмотрение дела является только компетенцией суда. Принятие решения иным органом исключено. Например, о восстановлении на работе, о признании членом семьи нанимателя.
- альтернативная, когда дело рассмотрит по существу один из органов по выбору заявителя. Например, суд либо Государственная инспекция труда. В случае обращения в суд альтернативность утрачивается. Уполномоченный орган власти не вправе будет рассматривать спор. Когда заинтересованное лицо сначала обращается в орган власти (как досудебный порядок урегулирования спора), право на обращение в суд не утрачивается;
- договорная – выбор органа происходит по желанию сторон (например, третейский суд);
- императивная (условная) подведомственность дел, когда закон предусматривает строгий порядок разрешения спора. А именно соблюдение досудебного порядка. И если заинтересованное лицо нарушит такой порядок и обратится сразу в суд, то последует возвращение иска.
Суды осуществляют правосудие исключительно исходя из подведомственности дел. При нарушении правил подведомственности, суд вернет иск. А если все-же примет его к производству, дело суд направит по подведомственности сам. Но это всегда означает увеличение общего срока рассмотрения спора. Что не всегда хорошо.
Следует заметить, при предъявлении в суд иска, содержащего несколько требований, часть которых относятся по подведомственности к судам общей юрисдикции, другая – к арбитражному суду, только если разделение требований недопустимо иск рассмотрит суд общей юрисдикции.
Подведомственность дел судам общей юрисдикции
Подведомственность дел отличается от подсудности. Последняя – разграничивает полномочия судов одной системы по рассмотрению спора. Например, в системе судов общей юрисдикции – мировой, районный, суд субъекта РФ, Верховный суд.
Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела с участием граждан и организаций, органов власти, кроме тех дел, которые подведомственны арбитражным судам (подробности – ниже).
Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) суды общей юрисдикции рассмотрят споры:
- сторонами которых выступают граждане, предприятия, государственные органы власти о защите интересов и прав, возникающих из жилищных, гражданских, земельных, семейных, трудовых, экологических и прочих правоотношений. Они не связаны предпринимательской деятельностью и не имеют такого статуса;
- о выдаче судебного приказа;
- дела особого производства;
- оспаривание решений третейский судов, а также рассмотрение заявлений о выдаче исполнительных документов для последующего предъявления его в службу федеральных приставов для принудительного исполнения, об оказании содействия третейским судам;
- об исполнении решений иностранных судов.
В суды общей юрисдикции РФ могут обращаться и иностранные граждане и лица без гражданства, но с учетом норм международного частного права.
Подведомственность дел арбитражным судам, дела административного судопроизводства
Арбитражные суды рассматривают только определенные категории дел, имеющих экономический характер и связанных с предпринимательской деятельностью:
- по-первых, это определенный статус и у истца, и у ответчика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).
- во-вторых спор должен быть связан с предпринимательской или экономической деятельностью.
Безусловно, если предприниматель обращается с иском по личным вопросам (к примеру, расторжение договора купли-продажи жилья, используемого для проживания семьи), то иск он подаст в суд общей юрисдикции.
Но есть ряд дел, которые рассматривают только арбитражные суды. Независимо от того, являются ли их участниками предприниматели.
Это дела о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, о защите деловой репутации в предпринимательской сфере и т.п. (перечень приведен в ст. 29 АПК РФ).
Что касается подведомственности дел административного производства, их рассмотрение подсудно судам общей юрисдикции и мировым судьям.
Подведомственность и подсудность гражданских дел
Определение 1
Подведомственностью является категория дел, подлежащая защите тем или иным судебным органом – судом общей юрисдикции, арбитражным или третейским судом в соответствии с процессуальным законодательством.
Каждый орган имеет право рассматривать только подведомственные ему дела.
Подведомственность бывает:
- исключительной;
- множественной.
При исключительной подведомственности дело может рассматриваться непосредственно судом и никакими другими органами. Для разрешения спора нет необходимости в обязательном досудебном порядке обращения в какие-либо другие органы.
Исключительную подведомственность составляют такие споры как: признание авторства, восстановление на работе, признание недействительным договора передачи квартиры в собственность и др.
Множественная подведомственность подразумевает возможность разрешения юридического вопроса в суде общей юрисдикции, третейском суде либо в комиссии по трудовым спорам. В определенных случаях заявителю предоставлено законом право выбора органа, помогающего решить спорный вопрос.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Множественная подведомственность делится на:
- альтернативную, при которой спор может разрешаться не только в суде, но и в другом несудебном органе – в третейском суде либо в административном или нотариальном порядке. В данном случае истец, заявитель или другое заинтересованное лицо определяют соглашением сторон форму защиты нарушенного права;
- договорную – которая представляет собой соглашение сторон о способе разрешения возникающих споров;
- условную, при которой предварительный внесудебный порядок рассмотрения правовых вопросов другим органом является обязательным условием их разрешения их подведомственности;
- императивную, которая подразумевает строгое и последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел зависит от содержания исковых требований и их множественности. Если одни требования подлежат рассмотрению в суде, а другие – в арбитражном суде, то их нельзя разделять и следует рассматривать в суде общей юрисдикции.
Понятие подсудности и ее содержание
Определение 2
Подсудностью является определение пределов компетенции конкретных судов для рассмотрения и разрешения данного дела.
- Правила подсудности заключаются в определении компетенции конкретных судов общей юрисдикции, которые полномочны рассматривать и разрешать гражданские дела в первой инстанции.
- Приняв исковое заявление и определив подведомственность данного дела судам общей юрисдикции, судья решает, какому суду из судебной системы подсудно данное дело.
- Подсудность делят на:
- родовую (предметную);
- территориальную;
- подсудность по связи дел.
Суть родовой подсудности заключается в определении компетенции судов различных звеньев судебной системы, выступающих в качестве судов первой инстанции.
Все гражданские дела, которые подведомственны судам общей юрисдикции, распределяются в судебной системе РФ между судами разных звеньев. Одни гражданские дела рассматриваются мировыми судами, другие – районными.
Отнесение гражданского дела в ведение того или иного суда зависит от характера дела, предмета спора и его субъектного состава.
https://www.youtube.com/watch?v=C8AMhKXQPu0
Территориальная подсудность заключается в определении пространственной компетенции одноуровневых судов судебной системы. После определения звена судебной системы, которому подсудно конкретное гражданское дело, определяется, какому суду территориально подсудно это дело.
Территориальная подсудность может быть:
- альтернативной – истцу предоставляется право выбора суда между несколькими судами одного уровня, к компетенции которых отнесено гражданское дело;
- исключительной – при которой законом точно определено, в компетенции какого суда находится разрешение данного дела;
- договорной – возможность предоставления сторонам права заключить соглашение об изменении территориальной подсудности для конкретного дела.
Замечание 1
Подсудность по связи дел имеет место тогда, когда отдельные самостоятельные требования объединяются для рассмотрения и разрешения в одно производство.
Глава 11 Подведомственность гражданских дел
Глава 11
Подведомственность гражданских дел
- Вопросы к теме
- 1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел
- 2 Судебная подведомственность гражданских дел Правовые последствия неподведомственности дела суду
- § 1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел
- Понятие подведомственности. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляют различные юрисдикционные органы, как государственные, так и негосударственные
- К государственным органам, которые осуществляют правосудие, относятся суды конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и административные суды
- К негосударственным органам, имеющим право рассматривать гражданско-правовые споры, относятся смешанные органы (комиссии по трудовым спорам) и общественные образования (третейские суды)
- В некоторых случаях защиту гражданских прав и охраняемых законом интересов специфическими методами осуществляют исполнительные федеральные органы и органы местного самоуправления, нотариат Но действия таких органов по защите гражданских прав можно обжаловать в суд
Коллективные трудовые споры рассматриваются в особом порядке, Предусмотренном гл. 61 ТК.
Таким образом, юридические вопросы разрешают различные государственные, смешанные и общественные органы, которые в силу указания закона имеют на это право.
Подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанного органа или третейского суда.
Термин «подведомственность» в правоведении употребляется для обозначения института гражданского процессуального права и как предпосылка права на обращение в суд. Подведомственность не следует смешивать с компетенцией.
Следует различать эти два понятия.
Понятие «компетенция» относится к характеристике органа, осуществляющего юрисдикционную деятельность по разрешению правовых вопросов, а понятие подведомственности определяет круг конкретных правовых вопросов, подлежащих рассмотрению данным органом.
Виды подведомственности. Традиционно подведомственность классифицируют на единичную (исключительную) и множественную.
Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на иждивении может только суд.
Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде.
В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.
В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности: альтернативную, договорную, императивную и условную.
Альтернативной называют подведомственность по выбору заявителя, желающего защитить свои нарушенные права или охраняемые законом интересы.
Так, жалобы на решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих можно подавать как в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, так и непосредственно в суд. Жалобщик сам выбирает юрисдикционный орган, в который он может обратиться с жалобой.
Договорной называется подведомственность, которая определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись.
Императивная подведомственность означает, что законом установлена строгая последовательность прохождения дела по юрисдикционным органам, осуществляющим защиту прав. Так, большинство трудовых споров должны рассматриваться комиссиями по трудовым спорам.
Если работник не удовлетворен решением КТС, то он имеет право обратиться за разрешением спора в суд общей юрисдикции (ст. 390 ТК).
Заявления о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, а также смертью кормильца в связи с исполнением трудовых обязанностей, сначала рассматривает работодатель, а в случае неудовлетворительного решения заявление подается в суд.
Условная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено судом при наличии предусмотренных законом условий. Например, по спорам, связанным с перевозкой груза или багажа, закон требует от сторон предварительно урегулировать спор во внесудебном порядке путем предъявления претензий.
Правильное определение подведомственности юридического вопроса или спора позволяет экономить время, регулировать нагрузку юрисдикционных органов.
§ 2. Судебная подведомственность гражданских дел
Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции (в дальнейшем — судам) определяется ст. 22 ГПК. Основными критериями (правилами) отнесения гражданских дел к судебной подведомственности являются: субъектный состав материального правоотношения и содержание материального правоотношения. Эти два критерия Должны учитываться вместе.
Субъектами материального правоотношения являются: физические лица — граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица; к субъектам материальных отношений следует также отнести юридических лиц любой формы собственности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и Религиозные организации, фонды, ассоциации и союзы). Субъектами материальных отношений могут быть также: Российская Федерация; субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. В материальные отношения могут вступать и организации, не являющимися юридическими лицами: избирательные комиссии по выборам депутатов, комиссии по организации и проведению референдумов, избирательные блоки и объединения, инициативные группы по проведению референдума и др.
Определяющим для отнесения правового конфликта к подведомственности суда является то, что одним из субъектов спорного правоотношения должно быть физическое лицо.
Характер (сущность) спорного правоотношения, как критерий разграничения подведомственности правовых конфликтов, в последние время стал играть большую роль в распределении круга правовых дел по юрисдикционным органам (И. Н. Поляков). Раньше в качестве критерия для определения судебной подведомственности учитывали содержание материального правоотношения.
В связи с принятием Конституции РФ, критерий «содержание материального отношения» потерял актуальность, так как ст. 46 Конституции провозгласила праве граждан на судебную защиту нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Характер спорного правоотношения означает, что если спор носит экономический характер и связан с предпринимательской деятельностью спорящих субъектов, то он отнесен к подведомственности арбитражного суда, а если спор возник из гражданских, трудовых, семейных и подобных отношений, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, то рассмотрение и разрешение спора отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции. На это обстоятельство указывается в п. 3 постановления №_ » Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» [74]. Кроме того, Пленум обратил внимание судов на то, что к подведомственное арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обществом, между участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.
Указанные дела подведомственны арбитражным судам независимо от того, какие лица — юридические или физические — являются участниками правоотношений, из которых возник спор.
Все остальные споры, вытекающие из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственны судам общей юрисдикции (ч. 1 ст. 22 ГПК).
- Судам подведомственны дела приказного производства. Судебный приказ выдается, если:
- · требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
- · требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
- · требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
- · заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;
- · заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
- · заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
· заявлено органом внутренних дел, органом налоговой полиции, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения (ст. 122 ГПК).
- Суды рассматривают следующие дела, возникающие из публичных отношений:
- · по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
- · по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, Должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- · по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- · иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Как видно из ст. 245 ГПК, перечень дел, возникающих из публичных отношений, не ограничен.
ГПК РФ в отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.
) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [75] не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений. Следовательно, с 1 февраля 2003 г.
дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства (ч. 3 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2).
- Суды рассматривают и разрешают дела особого производства:
- · об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
- · об усыновлении (удочерении) ребенка;
- · о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
- · об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
- · об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
- · о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
- · о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
- · о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании,
- · о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
- · по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
- · по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.
Данный перечень дел законом не ограничен, так как в ч. 2 ст. 262 ГПК закреплено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
Впервые закон отнес производство об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов к подведомственности судов общей юрисдикции.
Очевидно, что суды общей юрисдикции могут принимать к производству только те решения третейских судов, характер спора и субъектный состав которых позволяет отнести такие споры к подведомственности судов общей юрисдикции.
В противном случае оспаривание решений третейских судов возможно в арбитражном суде. Не все решения третейских судов можно оспаривать в государственных судах.
Если стороны в третейской записи или в договоре сделают оговорку, что решение третейского суда окончательно и обжалованию не подлежит, то такое решение не может быть предметом оспаривания в государственном суде.
Новеллой является и отнесение к подведомственное суда дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. По данным делам действуют общие правила судебной подведомственности. Если спор не связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью, то вопрос подведомствен суду общей юрисдикции, а не арбитражному суду.
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 122 ГПК).
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. В п.
6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от января 2003 г.
№ 2 указывается, что в определении суда по вопросам принятия такого дела к производству суда должны быть приведены Мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности разделения предъявленных требований.
Правовые последствия неподведомственности дела суду. если при подаче заявления судья обнаружит, что данное дело неподведомственно суду, то он в соответствии с ч. 1 ст. 134 ГПК выносит определение об отказе в принятии заявления.
Если неподведомственность дела суд обнаружится в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или в ходе судебного разбирательства в суде первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, то соответственно, судья или суд выносит определение о прекращении производства по делу (ст. 220, ч. 4 ст. 152, ст. 328, 361,ч. 1 ст. 390 ГПК). В определениях об отказе в принятии заявления и о прекращении производства по делу судья обязан указать причины отказа в принятии заявления или причины прекращения производства по делу. На эти определения могут подаваться частные жалобы и представления прокурора.
Следующая глава
Кубанское агенство судебной информации
Потапенко С.В., заведующий
- кафедрой гражданского процесса
- и международного права ФГБОУ
- ВПО «Кубанский государственный
- университет, доктор юридических
- наук, профессор, заслуженный
- юрист РФ, почетный работник
- судебной системы
- Тезисы лекции по дисциплине «Гражданское процессуальное право»,
- юридический факультет КубГУ, 2015-2016 учебный год
- АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ И ПОДСУДНОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
- Понятие и правовое содержание подведомственности.
- Виды подведомственности.
- Разграничение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
- Понятие и правовое содержание подсудности.
- Проблемы определения родовой и территориальной подсудности.
- Понятие и правовое содержание подведомственности
В гражданско-правовых спорах от правильного решения вопроса о подведомственности, то есть о том, какой конкретно судебный орган должен рассматривать спор, зависит реальное обеспечение права граждан и организаций на судебную защиту, доступ к правосудию. Проблема подведомственности судебных споров, прежде всего, процессуальная.
Как с полным основанием отметила Осокина Г.Л.
, «значение института подведомственности заключается в том, чтобы упорядочить, разграничить деятельность различных органов по разрешению юридических вопросов, обеспечив при этом оптимальное сочетание государственных и общественных форм защиты прав и законных интересов граждан и организаций»[1].
Осипов Ю.К. обращает внимание на то, что подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами[2].
В ГПК РФ отсутствует легальное закрепление понятия «подведомственность». В научной литературе существует несколько точек зрения относительно определения понятия подведомственности. Например, Чудиновских К. А. определяет подведомственность путем указания на составляющие ее элементы.
Во-первых, это круг юридических дел, отнесенных к ведению того или иного юрисдикционного органа, а во-вторых, — это правовая связь, существующая между юридических делом и юрисдикционным органом, которая определяет относимость конкретной категории дел к предмету ведения этого органа[3].
Осипов Ю. К. в определении института подведомственности исходит из того, что данное понятие необходимо рассматривать в широком и узком смысле[4].
В широком смысле, по мнению автора, подведомственность есть круг любых объектов, по отношению к которым тот или иной орган государства или общественности может осуществлять возложенные на него функции.
Подведомственность в узком смысле представляет круг материально-правовых вопросов индивидуального значения, по отношению к которым тот или иной орган вправе осуществлять функцию применения права и следовательно является частью юрисдикции.
По мнению Осокиной Г.Л., подведомственность представляет собой совокупность гражданско-процессуальных норм, устанавливающих границы полномочий различных органов по рассмотрению и разрешению юридических дел, а также порядок их реализации[5].
Авдеенко Н. И. и Кабакова М. А. определяли подведомственность через разграничение компетенции различных органов по защите гражданских прав[6].
Тараненко В. Ф. трактует подведомственность как круг дел, отнесенных законом к ведению того или иного органа[7].
По мнению Треушникова М.К., правовое понятие «подведомственность» происходит от глагола «ведать» и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов[8]
Ярков В. В. рассматривает подведомственность как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами[9].
Щепалов С.В. считает, что подведомственность – это относимость дела к компетенции определенного правопримененительного органа[10].
В нашем понимании применительно к гражданскому судопроизводству под судебной подведомственностью, прежде всего, следует понимать круг гражданских дел, которые соответствующие суды вправе рассматривать и разрешать по существу.
Иными словами, это компетенция суда как органа государственной власти.
Подведомственность, с другой стороны, это институт гражданского процессуального права, включающий в себя нормы, определяющие какие дела подлежат рассмотрению в каких судах.
Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, условной, альтернативной, договорной и определяемой по связи требований.
Исключительная (или единичная) подведомственность означает, что из всей совокупности юрисдикционных органов лишь один из них уполномочен законом на рассмотрение и разрешение данного конкретного дела. Например, только судам общей юрисдикции подведомственны дела о восстановлении на работе или об усыновлении.
Условная подведомственность означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду.
Например, согласно ст. 121 УЖТ РФ[11] до предъявления против перевозчика иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, ему может быть предъявлена претензия.
Несоблюдение заинтересованным лицом установленного федеральным законом или предусмотренного договором сторон обязательного для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора либо непредставление заинтересованным лицом документов, подтверждающих его соблюдение, является основанием для возвращения искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).
Альтернативная подведомственность означает, что дело отнесено законом к ведению различных юрисдикционных органов (как судебных, так и несудебных), право выбора одного из которых принадлежит заинтересованному лицу. Например, в соответствии с ч. 1 ст.
254 ГПК РФ заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, которое нарушает права и свободы, может быть подано гражданином или организацией непосредственно в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Рассмотрение вышестоящим органом или должностным лицом такого дела по существу не лишает заинтересованное лицо права на обращение в соответствующий суд в дальнейшем.
Альтернативная подведомственность имеет место также в случаях передачи дела на разрешение третейского суда.
Договорная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено не в одном, а в нескольких юрисдикционных органах по выбору спорящих сторон, основанному на обоюдном согласии, т. е. договоре.
Договор о передаче дела на рассмотрение и разрешение в тот или иной юрисдикционный орган представляет собой соглашение сторон об изменении установленной законом подведомственности конкретного дела в случаях, когда такое изменение допускается законом.
Например, дела, возникающие из гражданских правоотношений, подведомственные судам общей юрисдикции, могут быть переданы по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (ч. 3 ст. 3 ГПК РФ).
Альтернативная подведомственность отличается от договорной тем, что выбор юрисдикционного органа осуществляется одной, а не обеими сторонами, в связи с чем для ее реализации согласие обеих сторон не требуется.
Подведомственность по связи требований – это особый вид подведомственности.
При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно. Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований[12].
На этот счет в ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье ГПК РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
- Разграничение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов
Проблема разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами весьма актуальна, что обусловлено функционированием двух ветвей судебной власти, рассматривающих частно-правовые и публичные споры.
Институт подведомственности служит для разграничения полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов, исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц.
Разрешение проблем, возникающих при разграничении полномочий названных судов, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку правильность определения подведомственности судебных споров напрямую связана с реализацией принципа доступа каждого к правосудию.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на то, что из гарантированного Конституцией РФ (ч. 1 ст.
46) права каждого на судебную защиту прав и свобод не следует возможности выбора по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции РФ федеральным законом[13].
Разграничивая подведомственность судов общей юрисдикции и арбитражных судов следует, прежде всего, учитывать, что последние являются специализированными судами, поэтому их компетенция более детально определена законом. Очевидно, исходя из этого в ч. 3 ст.
22 ГПК установлено общее правило разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и специализированными арбитражными судами: суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают все указанные выше дела (ч. 1 и 2 ст.
22 ГПК), за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Поэтому, решая вопрос о разграничении подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами необходимо обращаться не столько к нормам ГПК РФ, сколько к положениям АПК РФ.
Традиционно основными критериями разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами по рассмотрению гражданских дел являются характер спорных правоотношений и их субъектный состав[14]. Однако из этого общего правила имеются многочисленные исключения (п. 4 ст. 27, ст. 33 АПК РФ), дающие основания говорить о доминирующем значении характера спора.
Вопросы разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами разъяснены в п.п. 3 – 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодек
Понятие подведомственности гражданско-правовых споров
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ).
Защита гражданских прав в административном порядке возможна лишь в случаях, предусмотренных законом. Однако решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Кроме форм защиты прав граждан и организаций, перечисленных в ст. 11 ГК РФ, существует нотариальная форма защиты и охраны бесспорных субъективных гражданских прав (гл. III Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Трудовые права работников кроме суда могут защищаться комиссиями по трудовым спорам (ст. ст. 381 — 397 Трудового кодекса РФ).
Законом установлен определенный порядок разрешения коллективных трудовых споров, который состоит из нескольких этапов (гл. 61 Трудового кодекса РФ).
Некоторые правовые вопросы разрешаются собраниями товариществ, кооперативов, акционерных обществ, поскольку отнесены к их компетенции законом и соответствующими уставами.
Например, к компетенции общего собрания акционеров отнесены установление предельного размера объявленных акций, дробление и консолидация акций, участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций (ст.
48 Федерального закона «Об акционерных обществах», принятого Государственной Думой 24 октября 1995 г.).
В связи с тем что в Российской Федерации существует не одна, а несколько форм защиты права, требуется четкое законодательное распределение между ними объема разрешаемых споров и иных правовых вопросов, т.е. круга ведения (предметной компетенции).
Правовое понятие «подведомственность» происходит от глагола «ведать» и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.
- Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.
- Понятие «подведомственность» употребляется еще и в других смыслах:
- а) как предпосылка права на обращение в суд;
б) и как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, расположенных в различных нормативных правовых актах, определяющих ту или иную форму защиты права.
Институт подведомственности в гражданском процессе предназначен для разграничения компетенции органов, правомочных разрешать юридические споры и некоторые другие дела. Подведомственность суду гражданских дел позволяет отграничить круг правовых споров, разрешаемых судом, от круга дел, разрешаемых иными, несудебными органами.
ГПК РФ не дает легального определения понятия подведомственности. В юридической литературе также отсутствует определение, которое признавалось бы большинством авторов и не вызывало дискуссий.
В самом общем виде термин «подведомственность» означает, под чьим ведомством находится дело, т.е. кто уполномочен рассматривать и разрешать определенного рода дела.
Подведомственность — это закрепленная законом относимость дел к ведению различных органов, полномочных их рассматривать и разрешать.
В отдельных случаях полномочия того или иного органа закрепляются широко, в других закон прямо перечисляет подведомственные тому или иному органу дела.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Слово «каждому» следует понимать таким образом: если кто-то является субъектом каких-либо правоотношений, то он вправе получить от государства судебную защиту. Одновременно в ч. 2 ст.
46 Конституции РФ уточняется, что защищать права и свободы можно и путем обжалования действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, т.е. защищать свои права и свободы в сфере управления (публичных отношений).
Статья 11 ГК РФ также закрепляет приоритет судебной защиты гражданских прав.
Иными словами, судебная защита прав является в настоящее время универсальной формой защиты гражданских прав.
- Поэтому нередко, когда говорят и пишут о подведомственности, имеют в виду судебную подведомственность дел.
- В социальном плане институт судебной подведомственности означает доступность правосудия для граждан и юридических лиц, в юридическом — пределы судебной власти при осуществлении защиты прав и свобод.
- Институт судебной подведомственности — совокупность процессуальных норм, устанавливающих правила и условия, с помощью которых определяется возможность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Возможности судебной защиты прав не безграничны. Следует учитывать условия, при наличии которых допустима судебная защита. В научной литературе при определении судебной подведомственности использовано несколько критериев:
1) круг дел, отнесенных законом к ведению суда, т.е. учитывается характер дела;
2) компетенция суда, т.е. полномочия суда на разрешение гражданских дел, отнесенных к ведению суда;
- 3) судебная юрисдикция в отношении дел, отнесенных к ведению суда.
- Статья 11 ГК РФ кроме суда общей юрисдикции предусматривает возможность разрешения гражданских дел арбитражными и третейскими судами.
- В административном порядке защита прав осуществляется лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом, а решение, принятое в таком порядке, может быть обжаловано в суд.
Подведомственность необходимо отличать от подсудности. Подсудность — это относимость споров о праве и других дел к ведению определенных судов. С ее помощью подведомственные судам дела распределяются между различными судами, а подведомственность служит средством распределения дел между юрисдикционными органами.
Понятие подведомственности отличается и от понятия компетенции. Компетенция означает объем правомочий суда или иного органа, применяющего право.
А подведомственность есть признак, свойство дела, благодаря которому определяется порядок его рассмотрения и разрешения каким-либо ведомством.
Например, дела, вытекающие из семейных отношений, могут разрешаться и судами, и органами опеки и попечительства, т.е. в административном порядке.
Юрисдикция – это пределы компетенции того или иного суда либо другого органа государственной власти.
Компетентный суд – это суд, которому подсудно дело в соответствии с законом или договором.
Любое гражданское дело относится к одному из видов судопроизводства (исковое, особое, приказное и т.д.).
Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства применяются разные правила. Для неисковых дел в законе использован такой метод определения их подведомственности суду, как полное перечисление категорий дел, составляющих тот или иной вид неискового производства.
Судам подведомственны дела приказного производства по требованиям, например, основанным на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом, и т.д. (ст. 122 ГПК РФ).
Судам подведомственны дела особого производства. Все категории этих дел перечислены в ст. 262 ГПК РФ, всего 11 разновидностей дел, например дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении (удочерении) ребенка и т.д. В Законе содержится норма (ч. 2 ст. 262), в которой говорится, что к делам особого производства федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
К ведению судов общей юрисдикции относятся неисковые дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл.
47 ГПК РФ), дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл.
46 ГПК РФ), дела, возникающие в связи с исполнением актов судов общей юрисдикции и актов иных органов (разд. VII ГПК РФ).
Для характеристики подведомственности исковых дел метод полного их перечисления по отдельным категориям не применяется. Это объясняется тем, что перечислить в одной или в нескольких статьях ГПК РФ все исковые дела, подведомственные суду, невозможно ввиду их количественного и качественного разнообразия.
В связи с этим определение подведомственности судам исковых дел и применение правил о подведомственности вызывают затруднения на практике .
В течение длительного времени в теории гражданского процесса для определения судебной подведомственности исковых дел пользовались двумя критериями в совокупности: а) характером спорного правоотношения и б) субъектным составом спорного правоотношения (ст. 25 ГПК РСФСР 1964 г.).
По общим критериям судам общей юрисдикции были подведомственны исковые дела, вытекающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных и иных правоотношений (первый критерий), если хотя бы одной из сторон в споре выступал гражданин (второй критерий). В ст. 25 ГПК РСФСР для определения подведомственности исковых дел были установлены два критерия, которые в настоящее время не действуют в том виде, как они применялись в течение нескольких десятилетий.
Суды общей юрисдикции имеют право рассматривать исковые дела с участием организаций, например, споры между общественными объединениями или споры с участием органов местного самоуправления, в то время и арбитражные суды рассматривают споры с участием граждан-предпринимателей.
Суды общей юрисдикции вправе рассматривать и разрешать споры, вытекающие из любых правоотношений, которые трудно перечислить в виде завершенного перечня. Суды могут рассматривать споры с участием двух сторон — организаций и без участия граждан, например, о ликвидации общественного объединения (ст.
44 Закона «Об общественных объединениях»).
В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, если спор при этом вытекает из экономических правоотношений.
Имеются нормы, устанавливающие иной судебный по сравнению с гражданским судопроизводством порядок защиты права. Например, согласно ст. 10 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», принятого Верховным Советом РСФСР от 18 октября 1991 г.
, дела, поступившие в суд с отрицательным заключением прокурора относительно оснований для реабилитации, рассматриваются в судебных заседаниях по правилам пересмотра судебных решений в порядке надзора, установленном действующим уголовно-процессуальным законодательством РСФСР, с изъятиями, предусмотренными Законом «О реабилитации жертв политических репрессий».
Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).
Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории экономических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. ст. 27 — 33 АПК РФ).
Виды подведомственности
Наличие различных форм защиты прав и интересов обусловливает существование нескольких видов подведомственности, с помощью которых определяются возможные варианты защиты.
В гражданском процессе принято выделять исключительную, альтернативную, договорную и условную (императивную) подведомственность. В соответствии с правилами об исключительной подведомственности определяются случаи, когда один единственный орган может рассматривать то или иное дело.
Как правило, в решении вопроса о такой подведомственности законодатель исходит из специфики дела, его особой сложности или значения. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 391 ТК только суды вправе рассматривать трудовые споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения и т. д.
Исключительно арбитражным судам подведомственны дела о несостоятельности (банкротстве) (ст. 33 АПК).
1) Исключительная судебная подведомственность означает, что конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким-либо органом. Многие гражданские, семейные, жилищные дела характеризуются исключительной подведомственностью.
2) Альтернативная подведомственность существует тогда, когда дело по закону может быть разрешено не только судом, но и иным органом, однако обязательность обращения в этот орган не закреплена. Альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав.
Иным словами, альтернативная подведомственность означает, что для заинтересованного лица возможен выбор между судебным и несудебным органом.
Например, действия (бездействие, решение) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или органу.
Зачастую обращение в такие органы для заинтересованного лица является более привлекательным, например в связи с оперативностью решения вопроса. Однако обращение лица в несудебный орган не лишает его права на обращение в суд, при этом решение суда в таком случае является приоритетным. Напротив, обращение в суд исключает возможность обращения во внесудебный орган.
3) В основе договорной подведомственности лежит возможность участников гражданских правоотношений самостоятельно, по своему согласию выбирать орган, который будет рассматривать возникающие между этими субъектами споры. Так, в соответствии с ч. 3 ст.
3 ГПК РФ по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникший из гражданско-правовых отношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не предусмотрено данным Кодексом и федеральным законом.
4) Под условной (императивной) подведомственностью понимается порядок рассмотрения дела, при котором является обязательным соблюдение заинтересованным лицом определенного досудебного порядка урегулирования спора (направление претензии, обращение к медиатору и др.). Например, в силу ч. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном этим Кодексом.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон, согласно ст.
132 ГПК РФ к исковому заявлению должно быть приложено доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен законом или договором.
Если же истцом не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора либо суду не были представлены документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, то суд согласно п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ возвращает исковое заявление.
Некоторые учёные выделяют смешанную подведомственность. Она объединяет в себе характеристики, свойственные нескольким видам подведомственности.