Об обоюдной вине при дтп: судебная практика, возмещении ущерба, протокол

Бытует мнение, что в аварии всегда виноваты оба водителя. В этом есть своя логика. Движение по дорогам в настоящее время можно сравнить с гонкой на выживание – кто-то постоянно пытается кого-то подрезать, врезаться в «соседа». Нужно всегда быть начеку, успевать уклоняться от ударов.

Тем не менее, не всякие действия могут подпадать под категорию нарушений ПДД, а ведь именно они формально позволяют говорить о том, что имеет место обоюдная вина при ДТП. И тогда порядок возмещения ущерба меняются.

Не соблюдение правил дорожного движения, которые привели к аварии, формально указывает необходимость привлечения к ответственности обоих водителей. На практике же бывает очень сложно оформить «обюдку». Данная статья поможет разобраться в тонкостях проблемы и не стать жертвой конвейера аварийного делопроизводства.

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

Правовое регулирование

В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.

В перечень нормативно-правовых актов входят:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Закон об ОСАГО.
  3. ГК РФ.
  4. КоАП РФ.

В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.

Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.

Когда вина при ДТП признается обоюдной

Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.

К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.

Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.

Оформление ДТП с обоюдной виной и действия сотрудников ГИБДД

Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.

Если правоохранительными органами сделан вывод о виновности только одного водителя, а второй с этим не согласен, то «обоюдка» уже устанавливается судом по иску заинтересованного участника ДТП.

Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.

Шаг первый – фиксация до приезда ГИБДД

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Шаг второй – обследование места происшествия сотрудниками ГИБДД

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Шаг третий – документальное оформление нарушения

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

Как возмещается ущерб

Страховая выплата при обоюдной вине производится в зависимости от степени вины. Очень важно не забывать об этом моменте, чтобы не оказаться с копейками вместо реальной суммы на ремонт. Для получения возмещения все документы должны быть оформлены надлежащим образом.

Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.

А также не имеет значения – признана ли виновность водителем, или установлена правоохранительными органами.

Обоюдная вина и европротокол

Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся. По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений.

Такой «мир» и взаимопонимание принято считать поводом для оформления «европротокола». По сути, это самое обыкновенное Извещение о ДТП, по которому нет разногласий между участниками.

Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).

Возмещение по ОСАГО

ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4  п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.

Важно понимать лишь нюансы:

  • априори выплата будет разделена пропорционально 50/50;
  • если степень не равная, о чем есть решение суда, то выплата будет в соответствующих долях;
  • если участников несколько, выплата делится на всех.

При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.

Выплаты КАСКО

Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.

В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.

Когда есть пострадавшие

В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.

Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.

Если нет страховки

Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.

Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.

Обжалование обоюдной вины ДТП

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Для признания действий второго участника аварии противоправными, необходимо подготовить исковое заявление. В иске нужно подробно изложить позицию со ссылками на нормы права и документы.

Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Способы доказывания степени вины

Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.

Виды экспертиз:

  • трассологическая;
  • автотехническая;
  • на алкогольное/наркотическое опьянение;
  • психоневрологическая;
  • метеорологическая.

Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.

Примеры судебной практики

Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.

Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.

К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.

Читайте также:  О гражданских исках в уголовном процессе: когда может быть предъявлен по упк рф

Этим же документом установлено разъяснение, что выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если не установлена степень вины. Это важное мнение высшего суда существенно упростило процедуру участникам ДТП с описанными факторами.

  • Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.
  • К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.
  • Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.

Обоюдная вина в ДТП: как получить компенсацию?

27 июля 2017 года

Для начала отметаем простые аварии, где все очевидно и нет спора о виновности. В большинстве столкновений виноват кто-то один. Водитель, к примеру, не заметил запрещающий сигнал светофора или прозевал знак «Уступите дорогу». Результат — столкновение. Тут вина именно невнимательного водителя.

Сразу разобраться, кто здесь прав, а кто нет, невозможно. Бывает, что для определения виновника нужно провести трасологическую экспертизу.Сразу разобраться, кто здесь прав, а кто нет, невозможно. Бывает, что для определения виновника нужно провести трасологическую экспертизу.
Но бывает и так, что все участники аварии твердят о своей невиновности, а инспектор ДПС, приехав на место происшествия спустя час, вообще сразу не сможет разобраться, кто тут прав, а кто нет. В таких случаях назначают «группу разбора». И в том случае, если анализ материалов по ДТП позволяет сделать вывод, что нарушали Правила движения оба водителя, в Госавтоинспекции выносят постановление в отношении каждого участника.

Вот типичный пример. Водители автомобилей не учли погодных условий и выбрали для движения слишком большую скорость. Виноваты, казалось бы, оба. Правда, на одном автомобиле была установлена летняя резина, что и сыграло решающую роль в столкновении.

По идее, пострадавший в аварии должен получить выплату по ОСАГО. Но каждый пострадавший является еще и виновником. Кто же кому будет этот вред возмещать?

Обязанность выплаты лежит на страховой компании виновника. Размер ущерба определяется по специальным методикам. Но как быть, если виновниками являются оба водителя?Обязанность выплаты лежит на страховой компании виновника. Размер ущерба определяется по специальным методикам. Но как быть, если виновниками являются оба водителя?

Обратимся к Гражданскому кодексу. В статье 1064 говорится следующее.

«…Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

В законе же об ОСАГО сказано следующее: страховые выплаты производятся с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована (пункт 22 статьи 12 Закона).

Установить, кто из водителей нарушил ПДД, может помочь видеозапись с регистратора. Но не все участники движения пользуются этими помощниками.Установить, кто из водителей нарушил ПДД, может помочь видеозапись с регистратора. Но не все участники движения пользуются этими помощниками.

Другими словами, участникам таких ДТП нужно обратиться в суд, где будет установлена степень вины каждого, и только после этого страховая компания выплатит деньги. Причем не в полном объеме. Суд, к примеру, может установить следующее.

Допустим, в аварии участвовали два автомобиля «А» и «В». У «А» ущерб на 100 тысяч рублей, у «В» — на 50.

Суд определил, что степень вины водителя автомобиля «А» (который не уступил дорогу) — 70 %, а у водителя автомобиля «В» (который ехал, допустим, с превышением скорости и не успел из-за этого остановиться) — 30%.

Получается, что водитель автомобиля «А» должен заплатить водителю автомобиля «В» 35 тысяч рублей (70% от 50 тысяч), а тот, соответственно, будет должен 30 тысяч (30% от 100 тысяч). Исходя из этого и будет произведена страховая выплата по ОСАГО.

Типичный случай. Черный автомобиль начал выезжать на главную дорогу со второстепенной и не уступил дорогу синему. Синий успел вовремя затормозить и остановиться. А вот водитель автобуса среагировать вовремя не смог и въехал в синюю легковушку. С точки зрения Правил, виноваты водитель черного автомобиля и водитель автобуса.Типичный случай. Черный автомобиль начал выезжать на главную дорогу со второстепенной и не уступил дорогу синему. Синий успел вовремя затормозить и остановиться. А вот водитель автобуса среагировать вовремя не смог и въехал в синюю легковушку. С точки зрения Правил, виноваты водитель черного автомобиля и водитель автобуса.
Однако в большинстве случаев страховые компании выплачивают страховку и без судебных решений. В том же 22-м пункте статьи 12 Закона об ОСАГО сказано, что если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, страховые компании выплачивают возмещение в равных долях. Здесь по умолчанию принимается вина водителей 50 на 50. Если брать за основу приведенный выше пример, то водитель автомобиля «А» может рассчитывать в этом случае на выплату 50 тысяч рублей страхового возмещения, а водитель автомобиля «В» — 25 тысяч.

Причем отказать в выплате половины стоимости ремонта без определения степени вины судом страховая компания не вправе. Эта позиция Верховного суда, которая закреплена в Постановлении Пленума от 29 января 2015 г. № 2.

 А вот если выплаченной суммы, на ваш взгляд, не хватает и вы убеждены, что степень вины второго участника намного больше, тогда и нужно обращаться в суд. Если в суде будет подтверждена ваша позиция, со страховой компании суд взыщет недостающую сумму в вашу пользу. При этом никаких неустоек и штрафов получить от страховой компании не получится.

Кроме того, если судом будет установлено, что степень вашей вины не 50%, а 90%, будьте готовы к тому, что часть денег страховой компании придется и вовсе вернуть.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

В каких случаях наступает обоюдная вина при дтп?

Большинство водителей становились участниками либо свидетелями ДТП хотя бы раз в жизни. Обычно ДТП делятся на два типа – виновником выступает один из водителей или же в ДТП виноваты обе стороны. Однако далеко не все до конца понимают, что же из себя представляет ДТП по обоюдной вине.

Что значит обоюдная вина в ДТП

Большинство водителей могут провести за рулем всю жизни и никогда не стать участником ДТП по обоюдной вине. Все потому, что чаще всего виновником все же выступает лишь одна из сторон. Тем не менее, аварии по обоюдной вине случаются, причем достаточно часто.

ДТП по обоюдной вине – это авария, в которой виновниками признаны обе стороны, в следствии чего за ними будет закреплено нарушение административного типа. Именно ситуации, когда ГИБДД признает обеих участников аварии виновными, попадают под определение рассматриваемого варианта.

Ситуация может быть и абсолютно противоположной. Речь идет о ДТП, в котором нет виновников. Такое обычно происходит лишь в тех случаях, когда представители ГИБДД просто не могут достоверно определить причины возникновения аварии.

Это может произойти в таких случаях:

  • отсутствие свидетелей;
  • отсутствие доказательств, вроде фото- и видеозаписи;
  • причиной аварии стали внешние факторы, вроде неисправности светофора и так далее.

Чаще всего ДТП, в которых обе стороны признаются невиновными, происходят в обычных дворах многоквартирных домов. Свидетели в таких ДТП бывают далеко не всегда, а с учетом того, что урон чаще всего минимальный и нет жертв – все заканчивается аварией без виновников и оба владельца автомобилей, например, могут получить выплаты по страховке.

В каких случаях признается обоюдная вина водителей в дтп

Определение виновника ДТП не является работой сотрудников ГИБДД. После прибытия на место аварии автоинспекторы анализируют ситуацию, фиксируют факт ДТП. Далее дело отправляется в суд, где судья устанавливает причины аварии по имеющимся доказательствам и определяет виновника.

Сотрудники ГИБДД при этом все равно могут определить изначально виновника аварии, но это заключение не является конечным – его можно оспорить в будущем.

Когда нарушение ПДД не приведет к обоюдной вине

Дела с признанием обоюдной вины чаще всего не бывают простыми. После прибытия на место аварии автоинспекторы могут прийти к выводу, что в ДТП виноваты оба водителя.

Делается это на основании показаний свидетелей, видеозаписей с регистратора или после прямого признания обеих сторон.

Тем не менее данное заключение может служить лишь началом для расследования, в ходе которого может выясниться, что один из водителей нарушал ПДД, но все же не является виновником аварии.

Примеров подобных вариантов может быть много. Например, один из водителей находился за рулем в нетрезвом состоянии, но других правил ПДД при этом не нарушал.

Если при неправильном обгоне в него врежется водитель другого автомобиля – вина будет лежать исключительно на том, кто совершал неправильный обгон.

В итоге получаем ситуацию, в которой оба водителя нарушали ПДД, но виновником аварии будет признан лишь один из них.

Учитывая все это, становится более понятно, почему недостаточно просто зафиксировать факт ДТП и определить примерных его виновников. Сотрудники ГИБДД фиксируют факт аварии, после чего проводится расследование, которое определит истинных виновников. Обоюдная вина фиксируется лишь в том случае, если оба водителя признаются виновными в аварии.

Когда, явно не нарушив, можно оказаться виновным

Причиной аварии не всегда могут быть четкие неправомерные действия со стороны водителя.

Нарушение не всегда может быть явным, вроде выезда на встречную полосу – иногда нарушение бывает неявным, что все равно не отменяет факт вины водителя.

Когда речь заходит о неявной вине в ДТП, чаще всего всплывают ситуации со скоростью движения автомобиля и тем, тормозил ли водитель в меру своих возможностей.

Ограничение скорости движения, особенно в пределах городской черты, существует не просто так. На дорогах постоянно находится множество автомобилей, причем у каждого из них может произойти непредвиденная ситуация.

Огромное количество ДТП можно предотвратить при помощи банального торможения, но оно поможет лишь в том случае, если водитель вовремя среагировал и его автомобиль не превышает определенной скорости.

Не только у действий есть последствия – бездействие также может стать причиной аварии.

Например, один из автомобилей может просто заглохнуть посреди дороги. При надлежащей скорости другие водители должны иметь возможность притормозить вовремя, чтобы не столкнуться со сломанным автомобилем. При большой скорости тормозной путь увеличивается, в связи с чем избежать ДТП становится намного сложнее.

Примеров может быть много, ведь те же дети довольно часто перебегают дорогу в неположенном месте. В результате водителям иногда приходится резко тормозить.

Да, дети могут нарушить правила, не подумав, но ответственность всегда несет водитель.

Резкая остановка одного автомобиля может вызвать цепную реакцию, в которой не будет столкновений лишь в том случае, если все водители соблюдают положенную дистанцию между автомобилями и не превышают скорость.

Более того, бездействие может стать причиной аварии даже при соблюдении положенной скорости.

Речь идет о ситуациях, когда водитель просто не тормозил достаточно долго или же решил сделать это слишком поздно. Определение виновника аварии в такой ситуации ложится на плечи следствия.

Водителям нужно помнить, что в таких ситуациях одна секунда может стать разницей между удачным исходом и ДТП с жертвами.

Как доказать обоюдность вины

За свои права и интересы нужно бороться. Финальное решение по тому, кто же является виновником аварии, выдает суд, но на деле все не так просто. Изначально виновниками аварии считаются все, кто во время ДТП нарушал ПДД.

Читайте также:  О заявлении о расторжении брака и о взыскании алиментов: какие документы нужны

Сотрудники ГИБДД обычно не горят желанием находится на месте аварии пол дня и разбираться в ситуации. Если все проходит без жертв, автоинспекторы обычно стараются быстрее оформить документы, не сильно разбираясь в том, кто же виноват на самом деле.

В документах по аварии могут быть разные заключения:

  • ДТП без виновников;
  • виноват в аварии один из водителей;
  • оба водителя признаны виновными;
  • виновна третья сторона.

Последнее случается довольно редко. Речь идет о том, чтобы сотрудники ГИБДД вынесли такое решение. За примерами далеко ходить не нужно – один водитель выехал на встречную полосу.

Водитель второго автомобиля, пытаясь избежать столкновения, резко повернул в сторону, из-за чего в итоге столкнулся с водителем третьего автомобиля. Без жертв суд может определить, что виновником аварии является автомобиль, которые выехал на встречную полосу.

При этом, хоть водитель второго автомобиля и стал инициатором столкновения, его действия были вызваны попыткой сохранить жизнь.

Если вы не согласны с заключением сотрудников ГИБДД, тогда готовьтесь к обращению в суд.

Иска, как такового, для определения виновника аварии в принципе нет – вам нужно будет подавать иск по делу нанесения ущерба вам и вашей собственности другим человеком.

При этом в самом иске вам нужно указать, что в ходе судебного процесса вы хотите провести разбирательство по определению виновника аварии.

В такой ситуации важно еще помнить, что иск вы подаете не только на водителя другого автомобиля, но и на его страховую компанию – они вместе должны будут возмещать вам ваши убытки, не говоря уже о моральном ущербе.

Поведение в суде

Судебный процесс играет крайне важную роль в определении истинного виновника ДТП. В этом случае определяющим фактором может стать ваше поведение. Не стоит вести себя пассивно в надежде на то, что суд сам разберется в том, кто же действительно виновен в аварии.

Займите активную позицию – предоставьте суду все доказательства по делу, которые у вас только есть. Даже если ваши действия были сомнительными, при правильном обосновании они могут стать полностью правомерными.

Если вы плохо знакомы с законами и многими пунктами ПДД – не лишним будет рассмотреть вариант с привлечением опытного юриста.

Если вас записали одним из виновников аварии, но вы уверенны в том, что не виновны, тогда тщательно подготовьтесь к судебному процессу. В ходе судебного разбирательства вам помогут любые доказательства:

  • записи с видеорегистраторов;
  • записи с дорожных камер или с камер магазинов/ресторанов рядом с местом ДТП;
  • показания свидетелей – водителей или прохожих, которые четко видели аварию;
  • данные дополнительных экспертиз, вроде автотехнической или трасологической.

При надлежащем поведении и плане действий можно не волноваться о том, какое решение примет судья. Достаточное количество материалов по делу обычно помогает суду определить истинных виновников аварии, а в случае, если это не вы – назначить в вашу пользу надлежащие выплаты.

Какая сторона оплачивает причиненный ущерб

В случае ДТП ущерб всем пострадавшим возмещает тот, кто признан виновником. Если же пострадавших всего двое, при этом зафиксирована и подтверждена обоюдная вина – ситуация становится существенно запутаннее.

При обоюдной вине оба водителя признаются виновниками ДТП, следовательно, они оба должны заниматься возмещением ущерба. Если пострадавших больше нет, то оба водителя при этом являются и пострадавшими.

Другими словами, оба водителя обязаны возместить нанесенный ущерб, при этом они оба имеют право на получение компенсации.

Дополнительные сложности могут возникнуть со страховыми компаниями. Именно из-за страховки подобные судебные процессы длятся довольно долго – нужно точно определить степень вины каждого водителя для того, чтобы страховая компания возместила ущерб, который нанес ее клиент.

Другое дело, если ДТП произошло с участием водителей, у которых нет страховки. Важно разобраться с тем, как будут происходит выплаты в такой ситуации.

Без страховых компаний участники ДТП сами должны разобраться с тем, в каких долях будут проводится выплаты. Сделать это можно мирным путем – подписать договор, в котором будут прописаны все условия. Также можно обратиться в суд.

Первый вариант встречается крайне редко, ведь обе стороны часто не до конца честны с денежными суммами.

Как рассчитывается сумма ущерба

Победителей в такой ситуации практически никогда не бывает. Все дело в определении сумы ущерба, от чего в свою очередь зависят выплаты страховой компании.

Если все же суд определил, что оба участника ДТП виноваты в аварии, важную роль начинает играть степень вины. По умолчанию страховые компании считают степень вины обеих участников ДТП равными – 50% на 50%.

Изменить это может лишь решение суда, по которому одна сторона будет нести большую ответственность за аварию.

На практике получается довольно неприятная ситуация. Например, вы попали в ДТП и суд признал вас на 20% виновным в аварии, а другая сторона, соответственно, виновна на 80%.

Если ущерб автомобилей с обеих сторон составил условные 100 тыс. рублей, вы в качестве компенсации получите 80% от положенной суммы (80 тыс. рублей), а вторая сторона – 20% (20 тыс. рублей).

Вот почему, даже если обе стороны признаны виновными в аварии, так важно максимально снизить степень вины.

Выбор вида возмещения ущерба

В начале 2017 года в ОСАГО произошли важные изменения. Начиная с конца апреля того года, появились новые варианты возмещения ущерба, если обе стороны были признаны виновными в ДТП. Речь идет о том, что вы можете вместо ремонта автомобиля принять простое возмещение ущерба в виде фиксированной денежной суммы.

Ремонт сейчас все же является более популярным вариантом. Если вернуться к нашему примеру, где вина была распределена в равной степени, то при ущербе автомобилю на 100 тыс. рублей, вам нужно будет сервису выплатить лишь 50 тыс. – остальное выплатит страховая компания.

С денежным возмещением все проще, но и подводные камни тоже есть. Для начала нужно помнить, что степень износа автомобиля никто еще не отменял, что определенно скажется на выплате. Более того, в зависимости от степени вины, общий размер выплаты может быть сильно занижен.

Именно поэтому натуральное возмещение убытков все еще является более предпочтительным вариантом.

Как получить выплату по страховке

Для начала вам нужно как можно быстрее уведомить вашу страховую компанию о ДТП. Им же нужно будет позже предоставить копии всех документов, которые связаны с делом – акт сотрудников ГИБДД, решение суда.

В случае, если сотрудники ГИБДД признали вину обоюдной, вы можете обратиться за страховкой как к своему страховщику, так и к чужому. Вам выплатят полную сумму, после чего уже страховая компания будет разбираться, сколько она выплатила своему клиенту, а сколько чужому – все будет зависеть от степени вины.

После этого страховая компания начнет заниматься возвращением своих денег – их ей вернет либо другой виновник, либо другой страховщик.

Что будет, если покинуть место ДТП по обоюдному согласию?

Иногда имеет смысла договориться между собой сразу после ДТП. Это возможно в случае, если обе стороны нашли согласие в том, кто и насколько виноват в аварии. Если стороны решили не вызывать сотрудников ГИБДД, они могут сами выбрать обоюдное решение:

  • сделать оформление Европротокола;
  • отправиться в ближайшее отделение ГИБДД и зафиксировать факт ДТП;
  • обойтись без официального оформления ДТП.

Если мы говорим об обоюдной вине, то первый вариант сразу отпадает. Все потому, что Европротокол предусматривает лишь одного виновника.

Вариант с отделением ГИБДД также можно использовать, но вы должны быть уверенны в том, что вы и второй водитель полностью согласны между собой о том, в какой степени кто виноват, что бывает крайне редко.

При малейших несогласиях в отделении ГИБДД начнется разбирательство, которое, скорее всего, закончится только в суде.

Если в ДТП нет никаких пострадавших и жертв, то оба водителя по закону имеют право мирно разойтись.

В такой ситуации люди часто либо обмениваются контактами, либо сразу отправляются в мастерскую для того, чтобы определить степень ущерба для будущих компенсаций.

Если же все закончилось простыми царапинами, водители могут решить денежный вопрос сразу на месте. Если же пострадавшие в ДТП есть, то без ГИБДД обойтись не получится.

Судебная практика

Практически всегда ДТП с обоюдной виной заканчиваются в суде. Все потому, что виновники очень редко могут договориться о том, в каких долях на кого будет возложена ответственность – все хотят получить как можно больше денег со страховой компании, что вполне понятно.

Учитывая все это, судебная практика в России по этому вопросу действительно развита.

Вы должны понимать, что в РФ практикуется не прецедентное право, как в США, а потому аналогичная вашей ситуация не является гарантом аналогичного решения суда – вам нужно будет еще доказать свою правоту.

Если же говорить о статистике, то подавляющее большинство судебных разбирательств заканчиваются разделением вины в равной степени – 50 на 50. Если же вы уверенны в своей правоте, постарайтесь собрать качественную доказательную базу для суда, ведь без нее вероятность успеха минимальна.

Полезные советы

Бывают случаи, когда на деле виновен в ДТП лишь один водитель, а вас приписывают как второго. Чаще же виновны в аварии оба водителя, но нужно понимать, как себя вести в разной ситуации.

Если вы уверенны в том, что не нарушали ПДД и вашей вины в аварии нет, то защищайте свои права и отстаивайте свою позицию.

Дело отправится в суд, где вам нужно уверенно настаивать на том, чтобы второй водитель был признан виновным на 100%. Для такого дела вам лучше нанять юриста, который поможет подготовить документы.

Также не стоит теряться сразу после ДТП – при наличии свидетелей постарайтесь собрать их контактные данные для дачи показаний в суде.

Не забывайте о страховой компании второго водителя – она должна также выступать ответчиком по делу, ведь она обязана вернуть вам деньги.

Если вы понимаете, что обе стороны виновны в аварии, но процесс определения степени вины стоит на месте, тогда старайтесь добиться хотя бы равного распределения вины.

В таком случае вы точно получите половину необходимой вам компенсации. Намного хуже, если виновников по ДТП в итоге не окажется.

Данный вариант приводит к тому, что вы несете финансовые потери, а страховые компании – нет, ведь выплат пострадавшим не будет.

Судебная практика по ДТП: срок подачи заявления, отказ в возбуждении административного правонарушения, обоюдная вина

Большинство водителей, попавших в ДТП, знают, что с этого неприятности только начинаются. Чаще всего последствия происшествия заканчиваются поиском справедливости в суде. Об особенностях судебной практики касательно этого вопроса пойдёт речь в статье.

Читайте также:  О неуплате административных штрафов в установленный срок, чем грозит, последствия

Срок подачи заявленияКак и когда проходят судыКто платит за причинённый ущербВидео: Как суд классифицирует вред здоровью? Как оценить ущерб?Отказ о возбуждении административного правонарушенияКак доказать свою невиновностьПримеры из судебной практикиБесконтактная аварияДТП по вине дорожных службСо смертельным исходомС животнымиПовреждение грузаОбоюдная винаУтраченный заработокПо суброгацииvar index=document.getElementsByClassName ('index-post');if (index.length>0) {var contents=index [0].getElementsByClassName ('contents');if (contents.length>0) {contents=contents [0]; if (localStorage.getItem ('hide-contents') === '1') {contents.className+=' hide-text'}}}

Срок подачи заявления

Подача заявления в суд ограничивается сроком исковой давности (СИД) — временем, отведённым для защиты оспариваемого субъективного права. Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок составляет 3 года, а специальные определены конкретными нормативно-правовыми актами.

Отчёт времени начинается с момента фактического нарушения прав человека и установления конкретного ответчика по иску. Таким образом, при выявлении всех необходимых обстоятельств для подачи судебного иска по истечении данного срока и отсутствия уважительной на то причины, ответчик вправе требовать у суда отказа в удовлетворении требований заявления.

В связи с этим необходимо точно знать все специальные СИД. После ДТП виновник может нести не только гражданскую ответственность, но и административную либо даже уголовную.

Знаете ли вы? Иск на возмещение морального ущерба вследствие ДТП не имеет ограничения СИД. При подаче такого заявления лучше обратиться за помощью к юристу, так как суд потребует обоснования нужной суммы компенсации.

Так, обстоятельства на месте происшествия существенно влияют на сроки подачи заявления в суд, если:

Виновники оставили место происшествия. При отсутствии пострадавших СИД составит 3 месяца, при их наличии — 1 год. Если в этот период виновник не был найден либо дело не передали в суд, то водитель избежит административной ответственности.

Подать иск за нанесённый материальный ущерб с момента установления ответчика возможно в течение 3 лет, если только суммарный срок давности не превысит 10 лет с момента ДТП. У виновника отсутствует полис ОСАГО либо ущерб превысил лимит выплат по страховке.

В таком случае иск на возмещение материальных утрат подаётся непосредственно на виновника ДТП в течение 3 лет с момента происшествия. Вследствие автокатастрофы есть тяжело пострадавшие либо погибшие. Срок привлечения виновника к уголовной ответственности не имеет ограничений.

В случае, когда вы не согласны с выплаченной вам страховой компанией суммой либо она совсем отказывается возмещать материальный ущерб, срок подачи иска составляет 2 года с момента ДТП. По требованию истца суд вправе моментом отсчёта признать день выплаты заниженной компенсации (или отказа).

В случае отсутствия возможности подачи заявления в указанные периоды по уважительной причине срок давности можно продлить либо восстановить. Для этого в суд необходимо написать заявление и предоставить подтверждающие документы. Чаще всего во внимание будут приняты обстоятельства, препятствовавшие подаче только последние полгода.

Рекомендуем для прочтения:

Как нарисовать схему ДТП
Как правильно написать расписку при ДТП
Порядок проведения экспертизы после ДТП
Обращение в страховую компанию после ДТП
Как и когда проходят суды

Согласно федеральному законодательству, сроки рассмотрения административного дела, так же, как и гражданского (компенсация ущерба), не могут превышать 2 месяцев со дня поступления в суд заявления либо протокола, дополнительных материалов. Отличием является возможность продления административного судопроизводства (но не более чем на 1 месяц) при ходатайстве участников процесса либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Если же правонарушение влечёт за собой арест, рассмотрение происходит в день получения материалов. Решение по уголовному делу (подсудность, предварительное слушание, судебное заседание) принимается не позднее срока в 1 месяц. Само же рассмотрение должно быть начато не позже 14-дневного срока, а с участием присяжных — 30-дневного.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ не указаны ограничения по длительности рассмотрения материалов. На практике оно может продолжаться годами.

Извещение о назначенной дате слушания высылается почтой на указанные сторонами адреса. При предоставлении мобильного номера информация также приходит в виде SMS-оповещения.

Законодательством РФ предусмотрено размещение даты заседания на официальном сайте суда.

Кто платит за причинённый ущерб

Согласно Гражданскому кодексу РФ, лица, причинившие вред в процессе использования транспортного средства — источника повышенной опасности, обязаны компенсировать данный ущерб, если не докажут, что вред нанесён вследствие чрезвычайных обстоятельств и непредотвратимых событий либо умысла потерпевшего.

Важно! В случае наличия у ответчика (виновника ДТП) ОСАГО либо КАСКО необходимо привлекать страховую компанию в качестве соответчика. Это поможет избежать лишних затрат времени и средств на судебные издержки при подаче иска о несогласии с компенсированной суммой.

Значит, требовать компенсацию необходимо с владельца. В данном случае владелец и собственник — совершенно разные понятия. Владеть транспортом можно при устной договорённости (передача свидетельства о регистрации транспортного средства), по доверенности и на правах аренды.

Исключением является водитель, которому собственником выдано транспортное средство для оплачиваемой в установленном трудовым законодательством порядке работы. В этом случае требовать возмещение ущерба необходимо с собственника. Это касается компенсации не только материального, но и морального вреда.

Видео: Как суд классифицирует вред здоровью? Как оценить ущерб?

Отказ о возбуждении административного правонарушения

Иногда сотрудник ГИБДД выдаёт на руки участникам ДТП решение об отказе в возбуждении административного правонарушения. В основном это аварии при движении задним ходом, самопроизвольном движении автотранспорта, движении со скоростью, не обеспечивающей водителю постоянного контроля за дорогой (с учётом погодных условий либо состояния транспорта), при столкновении движущегося авто и припаркованного.

Всё это является нарушением ПДД, по которым Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) не предусмотрено какой-либо ответственности. В таком случае, при отсутствии наказания, инспектор, даже при полном согласии нарушителя, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вправе вынести лишь определение об отказе в возбуждении административного правонарушения.

Читайте подробнее: примирение сторон при ДТП.

Как доказать свою невиновность

Решение о виновности в ДТП может вынести лишь суд, так как инспектор вправе составить только протокол, подтверждающий нарушение ПДД, которое может и не быть причиной аварии.

В основном, при рассмотрении материалов дела определяется степень вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия. Следовательно, необходимо уделить особое внимание процессу оформления ДТП, чтобы не остаться виновником.

Ни в коем случае не стоит подписывать документы, не ознакомившись с ними.

Если инспекторы ГИБДД по объективным причинам не могут определить виновника, следует провести независимую транспортно-трасологическую экспертизу до окончания оформления всех документов.

При необходимости можно воспользоваться услугами юриста. Постарайтесь сделать качественные фото происшествия со всеми подробностями (следы торможения, дорожная разметка, знаки, состояние дороги и автомобилей).

При наличии видеорегистратора убедитесь, что запись сохранилась.

Важно! Никогда не покидайте место дорожного происшествия, за исключением случаев, когда требуется доставить пострадавших в лечебные учреждения. В иных условиях опровергнуть свою вину будет очень сложно.

Составьте детальную схему ДТП с указанием расстояния по отношению к статичным предметам (столб, бордюр и т. д.). Необходимо постараться найти как можно больше очевидцев произошедшего и попросить их дать пояснения инспектору. Если в постановлении присутствуют неточности, нужно указать на это инспектору.

В случае несогласия с виновностью и отказа подписывать постановление дело будет рассмотрено непосредственно в отделении ГИБДД. О времени и месте рассмотрения вам сообщат заранее. К этому моменту необходимо собрать как можно больше дополнительных материалов по делу, свидетельствующих о вашей правоте.

  • Если и здесь не удалось доказать невиновность, в течение 10 дней стоит подать иск на обжалование в суд, так как постановление является лишь фиксацией нарушения ПДД, а не доказательством виновности.
  • В ходе судебного разбирательства должно быть вынесено одно из решений:
  • неудовлетворение требования жалобы;отмена постановления и назначение нового рассмотрения;изменение постановления;закрытие дела;
  • В случае не согласия с решением суда следует подать апелляцию.

Её нужно составить в соответствии с требованиями закона — в этом случае помощь адвоката становится необходимой. Если вам вменяют уголовную ответственность, процесс доказательства невиновности идентичен. Только в этом случае также потребуется обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела в следственных органах.

Скачать образец апелляционной жалобы

Примеры из судебной практики

Обычно после ДТП следует судебное разбирательство. Для каждого из трёх видов судопроизводств (административное, гражданское и уголовное) существует свой процессуальный порядок. Единственное, что объединяет их, — влияние на вынесение решения судебного прецедента, поэтому перед первым слушанием необходимо внимательно ознакомиться с решениями, вынесенными по подобным делам о ДТП.

Бесконтактная авария

Водителю «B», проезжавшему по главной дороге, не предоставил преимущество водитель «А», выезжавший со второстепенной. В результате попытки избежать столкновения автомобиль «А» был вынужден выехать с дороги, что привело к опрокидыванию.

Непосредственного контакта между транспортными средствами не было. Несмотря на это, суд признал виновником ДТП водителя «В». При апелляционном рассмотрении судья также встал на сторону пострадавшего, тем самым удовлетворив его требования о полной компенсации ущерба.

ДТП по вине дорожных служб

Нередко «виновником» аварии становится качество дорожного покрытия либо дефекты в его состоянии. В этом случае просто необходимо вызвать инспектора для документального оформления произошедшего.

Гражданка «М» обратилась к администрации предприятия «А» с требованием возместить нанесенный автомобилю вред в процессе столкновения с деревом при движении на участке дороги, принадлежащей этой компании, который был не обработан от гололёда. Суд отказал в удовлетворении требований, обосновав своё решение нарушением водителем «М» правил ПДД, а именно — неправильно подобранный скоростной режим движения по скользкой дороге.

При подаче иска в суд о возмещении ущерба вследствие аварии по вине дорожных служб необходимо точно знать, кто ответственный за участок, на котором возникло происшествие. Указание в заявлении ненадлежащего ответчика может быть причиной отказа в иске.

Со смертельным исходом

При смертельном исходе вследствие ДТП виновника, скорее всего, ожидает уголовная ответственность. Хотя многое решают обстоятельства, повлёкшие за собой плачевный результат.

Водитель «Д», двигаясь по дороге в тёмное время суток, сбил гражданина «К», находившегося в состоянии алкогольного опьянения и переходившего дорогу не по «зебре». Участок дороги был не освещён.

Суд вынес решение о закрытии уголовного дела, так как решил, что водитель, двигаясь без нарушений ПДД, не мог избежать наезда в сложившихся обстоятельствах.

Впоследствии Гражданский суд удовлетворил требования по возмещению материального и морального ущербов, полученного родственниками погибшего в процессе захоронения.

  1. Рекомендуем для прочтения:
  2. Как оказывать первую доврачебную помощь при ДТП
    Если я виновник ДТП, надо ли обращаться в страховую?
  3. Что делать, если при ДТП у потерпевшего нет страховки
  4. Скорость реакции водителя
  5. С животными

Часто при движении на дорогах вдали от населенных пунктов ДТП происходит вследствие столкновения с животными. Такой случай является страховым только при наличии полиса полного КАСКО.

Гражданка «Ю», двигаясь по загородному участку дороги, совершила наезд на внезапно выбежавшего на проезжую часть медведя. В результате аварии автомобилю причинён ущерб на сумму 250000 руб.

Оформив ДТП согласно законодательству, «Ю» подала иск на организацию, которой был вверен указанный участок дороги.

Суд, учитывая отсутствие предупреждающего знака о возможности выхода на дорогу диких животных, постановил взыскать с обслуживающего предприятия средства в полном размере.

Повреждение груза

Осенью 2019 г автомобиль «А», перевозивший заказы интернет-магазина «Б», пострадал в результате дорожно-транспортного происшествия с мотоциклом «В». В результате предоставления доказательств инспектор ГИБДД признал виновником водителя «В».

Средства, затраченные на восстановление автомобиля «А», были возмещены страховой компанией. Владелец магазина «Б» подал иск о компенсации виновной стороной 150000 руб. за повреждение перевозимого товара. Суд удовлетворил просьбу пострадавшего.

Знаете ли вы? При оформлении ДТП с участием диких животных необходимо присутствие егеря, отвечающего за охотничье хозяйство территории вблизи места аварии.

Обоюдная вина

Вследствие рассмотрения дела о ДТП была доказана обоюдная вина двух участников. Судебная практика показывает, что при данных обстоятельствах необходимо определить степень вины каждого из них, так как от неё зависит размер компенсации за нанесённый вред.

Владелец транспорта «А» подал заявление в суд с целью установить вину каждого и взыскать с водителя «Б» соответствующую компенсацию.

Суд постановил, что вина каждого водителя составляет 50% и обязал водителя «Б» выплатить половину затраченных средств на ремонт автотранспорта.

  • Утраченный заработок
  • После ДТП пострадавший может требовать не только компенсацию нанесённого морального и материального ущербов, а и утраченного заработка.
  • Так, водитель после лечения в течение 3 месяцев и 2-месячного курса реабилитации, необходимых для восстановления трудоспособности, при помощи суда взыскал с виновника:

248000 руб. — за лечение;120000 руб. — за реабилитацию;250000 руб. — утраченный заработок за 5 месяцев.

  1. Ущерб, принесённый автомобилю, был выплачен согласно полису ОСАГО.
  2. По суброгации
  3. Страховая компания, компенсировавшая ущерб по ОСАГО или КАСКО, вправе потребовать взыскания суммы покрытого ущерба с виновника.

Водитель «А» нарушил ПДД при проезде перекрёстков, что повлекло за собой ДТП. Пострадавшая сторона получила от страховой выплату в размере 320000 руб. После, в ходе расследования обстоятельств аварии выяснилось, что причинитель вреда был пьян. Страховая компания подала иск с просьбой воспользоваться правом суброгации.

В силу открывшихся обстоятельств суд постановил взыскать с водителя «А» выплаченные страховые средства в размере 320000 руб., а также дополнительно 4850 руб. на расследование дела о ДТП, и вернуть их соответствующей компании. В соответствии с п. 1 ст. 12.8 КоАП РФ виновника лишили водительского удостоверения на срок 1,5 года и наложили административный штраф в размере 30000 руб.

При любом исходе ДТП участникам лучше вызвать для оформления инспектора ГИБДД, детально составить схему произошедшего и обеспечить себе как можно больше очевидцев, видео— и фото-доказательства.

В случае, когда обстоятельства затрудняют выявление нарушителя, либо в ситуациях, когда вам начинают вменять сомнительную вину, необходимо воспользоваться услугами независимой экспертизы и помощью юриста.

Если дело о ДТП доходит до судебного разбирательства, следует хорошо подготовиться к слушанию, собрав все необходимые материалы, которые помогут в ходе рассмотрения, и, по возможности, ознакомиться с прецедентами, судебные решения по которым могут повлиять на исход дела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *