Фиксация административных правонарушений служит поводом для запуска процесса, нацеленного на привлечение нарушителя к ответственности. Однако, согласно кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП), правоохранительным органам отводится определенный период для взыскания задолженности с виновника, отсчитываемый от даты нарушения.
Что такое исковая давность
Срок давности по административным делам время, по истечении которого нарушитель не может понести наказание за совершенные им правонарушения. Часто это происходит из-за умышленного затягивания судопроизводства либо слишком длительного выяснения обстоятельств, связанных с делом.
Административное правонарушение согласно определению рассматривается правоохранительными структурами как совершение деяний, противоречащих положениям КоАП РФ. Каждая статья кодекса предусматривает выделение четкого срока, в течение которого сохраняется право предъявить претензию.
Период давности
Срок давности по административным правонарушениям
Согласно правовой дисциплине в КоАП РФ указаны все деяния в сфере административного права, их подробное описание, субъект и объект нарушения, наказание, которое понесет гражданин в случае их совершения. По п. 1 ст. 4.
5 КоАП условное время, в течение которого можно привлечь нарушителя 2 месяца. Если же уже началось судопроизводство, то согласно законодательству он увеличивается до 3 мес.
В различных нормативно-правовых актах могут быть указаны альтернативные условия.
Срок подачи правоохранителями административного искового заявления в суд определяется п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП.
При этом женщины, вынашивающие ребенка и/или воспитывающие детей возрастом до 14 лет, несовершеннолетние, лица с инвалидностью I или II группы, военнослужащие либо граждане, получившие предписание о прохождении военных сборов, не могут быть подвергнуты административному аресту либо выполнять исправительные работы.
Срок давности
Виды сроков исковой давности
Срок давности по уголовным делам
Все сферы правовой дисциплины отличаются собственными сроками давности, притом они могут действовать как на федеративном уровне, так и в пределах отдельных областей согласно законодательным актам субъекта федерации. При этом период, в ходе которого можно начать процесс взыскания долга, является общим для всей России. В КоАП и в других подобных документах предусмотрены разные показатели:
- стандартный – 2 месяца с момента совершения нарушения, либо 3 месяца если дело рассматривается в суде,
- для правонарушений, связанных с защитой детских прав, нарушением правил противопожарной безопасности или авторского права и т.д. – 1 год с дня, в который было осуществлено противоправное деяние,
- если гражданин нарушил статью КоАП, предусматривающую ответственность в виде дисквалификации, то отсчет ведется не с момента противоправного деяния, а со времени, когда оно было выявлено,
- нарушение административных нормативно-правовых актов, приведенных в Таможенном Кодексе РФ, а также в некоторых других случаях, срок давности по допущенным административным нарушениям достигает двух лет, если же преступление связано с коррупцией, прекращение судебного преследования допускается лишь через 6 лет.
В х, оставленных представителями властных структур, указывается, что при рассмотрении нарушений правил дорожного движения, срок подачи административного иска по КАС РФ 12 месяцев с даты фиксации.
При получении документа, обязывающего осуществить штрафной платеж, выделяется период в 10 суток, во время которого можно подать жалобу.
Если же ДТП привело к тяжелым последствиям, то к административной ответственности добавляется уголовная.
Длящееся нарушение
Если обязательство об оплате не будет исполнено, то дело подается на рассмотрение в судебные органы либо приставам.
В результате этого действия размер штрафа может значительно увеличиться, также появляется вероятность наложения ареста на 15 суток либо назначение исправительных работ сроком до 50 часов.
При этом важно понимать, чем отличается административный иск от гражданского – государственный обвинитель действует в строгом соответствии с процессуальными требованиями. Только он имеет право подавать на рассмотрение подобные дела.
Важно! Пропустить этап судебного разбирательства и избежать выплаты налогов и судебных издержек, если урегулировать спор в досудебном порядке.
Если обвиняемый подаст ходатайство на рассмотрение своего дела по официальному месту его проживания, срок исковой давности по требованиям КАС РФ приостанавливается в случае его принятия.
Отсчет возобновляется, когда материалы по делу поступают на рассмотрение в суд.
Что такое длящееся правонарушение
Нередко граждан беспокоит, законны ли попытки правоохранительных структур привлекать их к ответственности за нарушение положений КоАП уже после того, как истекают описанные выше сроки после совершения нарушения.
Срок исковой давности по гражданским делам
В п.1 КоАП Ст. 4.5 указано, что постановление, связанное с правонарушением, не может быть вынесено после предусмотренных законом сроков. Пункт 2 этой же статьи отмечает, что при длящемся правонарушении отчет ведется с того момента, как оно было зафиксировано правоохранительными структурами.
Дополнительная информация. Соответствующее определение было разработано для того, чтобы граждане не могли избежать ответственности за более опасные деяния, нарушающие нормы административного права.
Оно отображено в постановлении ВС РФ от 24.03.2005 №5. Данная норма определяет, что длящееся нарушение связано с продолжительным отказом от выполнения или неправильным выполнением наложенных законом обязательств.
Дорожное происшествие
Срок давности по штрафам ГИБДД
В отношении подобных нарушений срок исковой давности КоАП строг – они вынесены в отдельный раздел, и за их нарушение можно попасть под штрафные санкции, а также лишиться прав или получить другие ограничения. С ст. 31 КоАП указано, постановление о наказании не исполняется, если его не привели в действие спустя 2 года после того, как оно приобрело законную силу.
Постановление о финансовой ответственности за нарушение ПДД в виде штрафных санкций наступает спустя 10 суток после его вынесения.
Данный срок позволяет обжаловать решение, также он учитывается при расчете срока давности – два года плюс десять лет.
Если же водитель успел обжаловать решение, то давность приостанавливается вплоть до того момента, как дело будет пересмотрено и судья издаст новое постановление.
Руководствуясь нормами законодательства, нарушители действительно могут избежать ответственности, однако всегда нужно помнить, что неуплата штрафа может привести к удвоению его размера (при этом величина санкции никогда не будет меньше 1000 рублей), а также повлечь арест или исправительные работы.
Загрузка…
Исковая давность в административном судопроизводстве
Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить:
- копия правового акта, решения органа власти, вследствие появления которых были нарушены права истца или доказательства невозможности получения такого решения;
- документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по делам, где это обязательно;
- доказательства, которые истец предоставляет в подтверждение своих доводов.
Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома.
Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании.
Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений:
- принять иск к производству;
- оставить иск без движения;
- отказать в принятии иска;
- вернуть иск заявителю.
Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме.
22.01.2019, Сашка Букашка
Срок исковой давности – это период, в течение которого можно подать иск в суд по тому или иному нарушению ваших прав.
Для любого нарушения существует понятие срока давности, когда к нарушителю могут быть применены какие-либо санкции, установленные законом.
Из этой статьи вы узнаете, какие сроки давности и в каких случаях применяются в административном праве и судопроизводстве.
В связи с недавним принятием Кодекса административного судопроизводства (КАС) возникла небольшая путаница в понятиях. Давайте сначала определимся:
- КАС регулирует вопросы, связанные с нарушением чиновниками прав граждан, и соответствующие сроки исковой давности;
- Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП) посвящен административным правонарушениям и устанавливает сроки привлечения за них к ответственности. На самом деле понятия “срок исковой давности по административным правонарушениям” в законодательстве нет. Об этом мы поговорим чуть ниже.
В отношении подобных нарушений срок исковой давности КоАП строг – они вынесены в отдельный раздел, и за их нарушение можно попасть под штрафные санкции, а также лишиться прав или получить другие ограничения. С ст. 31 КоАП указано, постановление о наказании не исполняется, если его не привели в действие спустя 2 года после того, как оно приобрело законную силу.
Постановление о финансовой ответственности за нарушение ПДД в виде штрафных санкций наступает спустя 10 суток после его вынесения.
Данный срок позволяет обжаловать решение, также он учитывается при расчете срока давности – два года плюс десять лет.
Если же водитель успел обжаловать решение, то давность приостанавливается вплоть до того момента, как дело будет пересмотрено и судья издаст новое постановление.
- Руководствуясь нормами законодательства, нарушители действительно могут избежать ответственности, однако всегда нужно помнить, что неуплата штрафа может привести к удвоению его размера (при этом величина санкции никогда не будет меньше 1000 рублей), а также повлечь арест или исправительные работы.
- Дело № 2а-436/15
- РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании в с. Объячево
26 ноября 2015 года административное дело по административному исковому заявлению Иевлева Н.Н. к судебному приставу-исполнителю Трофимовой Л.Г., Отделу судебных приставов по Прилузскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,
Иевлев Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Трофимовой Л.Г. по аресту и продаже принадлежащего ему автомобиля, указав в обоснование требований, что не согласен с оценкой арестованного имущества, которая занижена и не соответствует рыночным ценам.
Кроме того, в связи с арестом и возможной последующей реализацией автомобиля лишен возможности продолжать деятельность своего крестьянско-фермерского хозяйства; в то время как у него имелось другое имущество, на которое можно было обратить взыскание. В результате указанных незаконных действий судебного пристава-исполнителя нарушены положения ст. и ст. Закона «Об исполнительном производстве».
Заслушав пояснения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев исполнительное производство №, в рамках которого совершены оспариваемые действия, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2); защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства (статья 2).
Из названных положений во взаимосвязи со статьями (часть 1), (часть 2), (часть 3), (пункт «в»), (пункт «б» части 1) и Российской Федерации следует, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, которым предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определены Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Как следует из материалов дела, 12 марта 2014 года ГУ УПФР в Прилузском районе РК вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) №, которым постановлено произвести взыскание страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества Иевлева Н.Н. в Пенсионный фонд РФ в размере; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – .
На основании указанного постановления, 20 марта 2014 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Прилузскому району Трофимовой Л.Г. возбуждено исполнительное производство № (должник – Иевлев Н.Н., взыскатель – ГУ УПФР в Прилузском районе, предмет исполнения – взыскание страховых взносов, включая пени в размере)
С данным постановлением Иевлев Н.Н. ознакомлен 13 мая 2014 года. В тот же день, при даче объяснений судебному приставу – исполнителю Иевлев указал, что задолженность оплатит в течение двух месяцев самостоятельно, поскольку официально не трудоустроен, предпринимательскую деятельность не ведет.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство и выполнить весь комплекс исполнительных действий, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007г № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме.
Предлагаем ознакомиться: Участие в тендерах на строительство в 2019 году
Исполнительные действия, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов, указаны в статье 64 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Перечень мер принудительного взыскания предусмотрен частью 3 данной статьи.
При этом, помимо исполнительных действий, перечисленных в пунктах 1 — 16 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с пунктом 17 Закона судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые доля своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
То есть, перечень действий и мер принудительного исполнения не является закрытым, и поэтому судебным приставом-исполнителем могут применяться различные не противоречащие принципам исполнительного производства меры для принуждения должника к исполнению требования исполнительного документа.
Исковая давность по административным делам: разбирательство и нюансы
Чтобы получить возмещение или доказать правоту в ходе судебного заседания необходимо не пропустить срок исковой давности. Административный кодекс имеет ряд основных нюансов, которые характеризуются, в первую очередь, как дела повышенной срочности.
В отличие от других исков, которые могут подать как физические, так и юридические лица, здесь максимальный срок составляет всего 3 месяца (статья 4.5 КоАП РФ) с момента административного привлечения.
О том, какой есть срок подачи для отдельной категории предстоит узнать уже сейчас.
Административный кодекс включает себя положения, которые связаны с налоговой, экономической, уголовной сферой. Здесь предусматривается ответственность за менее агрессивное отклонение от действующих норм.
Максимальный вид наказание за умышленное причинение вреда государству и остальным гражданам может коснуться условным лишением свободы, который подразумевает лишение возможности выехать за пределы страны.
Несмотря на то, что в кодексе предусматривается ответственность за нарушения, которые нанесли небольшой ущерб, некоторые статьи можно трактовать как преступление. Сегодня можно рассмотреть несколько основных санкций, которые могут применяться в качестве наказания как для физических лиц, так и для юридических:
- Штраф — будет зависеть от статуса гражданина, самая крупная сумма зафиксирована в отношении должностных лиц.
- Арест — не более 15 суток.
- Приостановление деятельности.
- Обязательные работы — в случаях, если гражданин не может оплатить штраф.
- Дисквалификация — временное отстранение от рабочей деятельности.
Для быстрого регулирования такого вида преступлений существует отдельный законодательный акт, который устанавливает рамки принятых сроков — КоАП 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. Имеющиеся сроки исковой давности по административному делу:
- Все виды требований, кроме отдельных категорий (у которых если свои отдельные сроки) — 3 месяца. Регламент п.1 ст. 219.
- Оспаривание акта против должностного лица или МО — составляет всего 10 суток.
- Оспаривание законности действий со стороны судебного пристава — 10 дней. На основании п.3 ст. 219.
- Оспаривание действий или бездействия со стороны субъекта власти — 10 суток. Регламент п.4 ст. 219.
- Защита прав избирателей — составляет 3 месяца.
- Рассмотрение требований по нарушениям судебной комиссией — 10 дней.
- Признание правового акта недействительным, требование рассматривается в течение всего спора по НПА.
- Споры, которые касаются кадастровой стоимости — 5 лет.
- Требования, которые касаются оспаривания платежей и штрафов — 6 месяцев.
- Прошение о компенсации за упущенные сроки судопроизводства — 6 месяцев.
Срок давности начинает отсчет с того момента, когда потерпевший понял о том, что его права были нарушены или ограничены.
Также если на руки был получен основной документ, который фиксирует момент совершения нарушения. Дата указанная в акте о привлечении будет являться отправной точной в период расчета исковой давности.
Для детализации основных сроков необходимо рассмотреть некоторые категории отдельно.
Сроки исков о признании нормативных актов недействующими
Как показывает судебная практика, сроки по рассмотрению нормативных актов, который можно признать недействительными — не фиксированы.
Это значит, что решение о назначении будет принимать либо судья в ходе заседания, либо срок будет продлен автоматически на весь период разбирательств. На основании АИЗ, такое требование может быть подано на основании п. 6 ст. 208 КАС РФ.
Стать первым препятствием и упущением сроков может быть запутанность системы. Чтобы облегчить процедуру, существует поэтапная инструкция подачи требований такого типа:
- Необходимо правильно составить прошение. В нем указывается наименование судебного учреждения, наименование органа, который выпустил и принял акт, список мер, подвести список затронутых интересов и свобод граждан, само требование о признании недействительным правовой акт.
- Дополнительно к иску прилагается список документов, которые обозначены в 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ.
После подачи всей документации и выделения требований, суд может принять одно из нескольких основных решений:
- удовлетворить прошение полностью или частично. На основании этого решения возможен роспуск производственного аппарата, который принимал решение. Для ликвидации правового документа дается всего 10 суток;
- отказать в удовлетворении требований и признать правовой акт действительным.
Следует отдельно указать, что акты, которые затрагивают интересы предпринимателей, будут обсуждаться только в рамках арбитражного заседания. Поэтому ИП и малому бизнесу необходимо позаботиться об арбитражном защитнике, который возьмет большую часть работы по сбору и анализу необходимой информации на себя.
Исковая давность по защите прав избирателей
Срок исковой давности начинает отсчет с того времени, как гражданин узнал о нарушении его прав или ограничении свобод (регламент п. 1 ст. 240 КАС РФ). Сегодня период подачи имеет фиксированный характер и составляет 3 месяца. Однако из-за большого количества нюансов, срок может быть сдвинут. Есть несколько законных оснований для этой процедуры:
- Требование необходимо подать в течение 10 рабочих дней, после того, как решение избирательной комиссии (или референдума) было опубликовано в открытых источниках.
- Дается 3 месяца если после публикации и проведения дополнительных мероприятий для оспаривания решения референдума или комиссии.
Каков срок исковой давности по административным делам?
- Срок исковой давности по КАС РФ: основные сведения
- Исковая давность для отдельных категорий исков: иски о признании нормативных актов недействующими
- Исковая давность при защите избирательных прав
- Исковая давность при оспаривании кадастровой стоимости
- Срок исковой давности о взыскании обязательных платежей и санкций
- Исковая давность при подаче прочих исковых требований по КАС РФ
- Длящееся правонарушение
- Принятие административного искового заявления судом по прошествии срока исковой давности
- Сроки обжалования судебных решений по КАС РФ в разных инстанциях
Срок исковой давности по КАС РФ: основные сведения
Общий срок для подачи административного искового заявления (далее — АИЗ) определен п. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) и составляет 3 месяца. Началом исчисления такого срока является момент, когда субъекту стало известно о несоблюдении его прав и законных интересов.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Законом могут быть регламентированы сроки для подачи АИЗ в суд, отличные от указанного выше. Например:
- 10 дней с даты издания соответствующего нормативного акта — на представление АИЗ об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта РФ об отрешении от должности главы муниципального образования (далее — МО), об обжаловании решения представительного органа МО (п. 2 ст. 219 КАС РФ);
- 10 дней с момента, как субъекту стало известно о несоблюдении его прав и законных интересов, — на представление АИЗ об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя или об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исп. власти субъекта РФ, органа МСО по проблемам, связанным с организацией публичного мероприятия, и др.
Ниже мы рассмотрим также сроки исковой давности по отдельным видам административных исков.
Исковая давность для отдельных категорий исков: иски о признании нормативных актов недействующими
Обратите внимание! Срок исковой давности по административным делам о признании нормативного акта недействующим (как полностью, так и в части) определенно не установлен, однако указывается, что соответствующее АИЗ может быть подано в суд в течение всего срока действия спорного нормативного акта (п. 6 ст. 208 КАС РФ).
АИЗ о признании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа МО может быть представлено в течение 10 дней с момента принятия такого закона (п. 7 той же нормы).
При этом указывается, что:
- не может быть принято АИЗ, содержащее указанные выше требования, если оспариваемый нормативный акт или его соответствующие положения к моменту представления АИЗ прекратили свое действие (п. 1 ст. 210 КАС РФ);
- указанное АИЗ подлежит возвращению, если спорный нормативный акт или его соответствующие положения к моменту представления АИЗ еще не вступили в законную силу (п. 2 той же нормы, см. также статью «Возвращение административного искового заявления»).
Исковая давность при защите избирательных прав
По общему правилу АИЗ с требованиями о защите избирательных прав и права на участие в референдуме может быть подано в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать о том, что его указанные права были нарушены (п. 1 ст. 240 КАС РФ).
Вместе с тем по данному виду АИЗ в некоторых случаях сроки могут быть иными. Например, срок представления АИЗ составляет:
Ходатайство о восстановлении срока по административному иску
Настоящая форма разработана в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ.
В [ наименование суда/органа, в который
[ Ф. И. О. судьи/должностного лица,
правомочного рассматривать жалобу ]
от: [ процессуальное положение, Ф. И. О. заявителя ]
- адрес: [ вписать нужное ]
- Дело N [ значение ]
- Ходатайствоо восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении
Постановлением [ наименование суда/органа/должностного лица, которым вынесено постановление по делу ] от [ число, месяц, год ] N [ значение ], вынесенным в отношении [ Ф. И. О.
/наименование лица ] по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей [ значение ] Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлено [ указать основные положения постановления ].
С данным постановлением я не согласен и намерен обжаловать его в соответствии со статьей 30.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.3 КоАП РФ, прошу:
- Восстановить мне срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении от [ число, месяц, год ].
- 1) документы, подтверждающие причины пропуска срока обжалования.
- [ подпись, инициалы, фамилия ]
[ число, месяц, год ]
[3]
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
- Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ
- Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
- Примерная форма ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении
- Разработана: Компания «Гарант», май 2013 г.
Заявление о восстановлении срока по административным делам
Подготовить самостоятельно заявление о восстановлении срока по административным делам не составит труда, нужны только уважительные причины пропуска этого срока.
Одной из особенностей административного судопроизводства является установление разных сроков, в течение которых может быть подан административный иск, в зависимости от категории дела административного судопроизводства. Сроки подготовки и подачи административного иска установлены разделом IV КАС РФ, который посвящен особенностям производства по отдельным категориям административных дел.
Пропуск процессуального срока приводит к отказу в рассмотрении административного иска. Поэтому в таких случаях в суд предоставляется заявление о восстановлении срока по административному делу.
Скачать образец:
Заявление о восстановлении срока по административным делам
Вы сможете скачать через 0 сек.
Пример заявления о восстановлении срока по административным делам
В Центральный районный суд г. Кемерово
[2]
- Административный истец: Беседина Дарья Викторовна,
- адрес: 650000, г. Кемерово,
- ул. Ленинградская, 162, 4
- в рамках административного иска
- к Комитету жилищно-коммунального хозяйства
- Администрации г. Кемерово
о признании незаконным приказа от 12.10.2015 г. № 1434
Заявление о восстановлении срока по административному делу
Срок исковой давности кас рф
Исковая давность для отдельных категорий исков: иски о признании нормативных актов недействующими. Принятие административного искового заявления судом по прошествии срока исковой давности.
Общий срок для подачи административного искового заявления далее — АИЗ определен п.
Началом исчисления такого срока является момент, когда субъекту стало известно о несоблюдении его прав и законных интересов.
Законом могут быть регламентированы сроки для подачи АИЗ в суд, отличные от указанного выше.
Срок исковой давности по административным делам о признании нормативного акта недействующим как полностью, так и в части определенно не установлен, однако указывается, что соответствующее АИЗ может быть подано в суд в течение всего срока действия спорного нормативного акта п. АИЗ о признании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа МО может быть представлено в течение 10 дней с момента принятия такого закона п.
По общему правилу АИЗ с требованиями о защите избирательных прав и права на участие в референдуме может быть представлено в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать о том, что его указанные права были нарушены п. Вместе с тем по данному виду АИЗ в некоторых случаях сроки могут быть иными.
Например, срок представления АИЗ составляет:. Большинство из указанных сроков исковой давности при их пропуске не могут быть восстановлены п. При этом причины их пропуска правового значения не имеют.
АИЗ об определении кадастровой стоимости может быть представлено в срок не позднее 5 лет с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости далее — ГКН спорных параметров при условии, что на момент подачи такого АИЗ в ГКН еще не внесены п. Итоги расчета кад.
АИЗ о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано не позже 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об их уплате п.
Рассмотреть все нюансы сроков исковой давности по КАС РФ в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому приведем ниже единым списком общие правила определения сроков по прочим видам АИЗ:.
По общему принципу истечение регламентированного законом или судом срока исковой давности по административным делам не выступает основанием для отказа судом в принятии такого АИЗ: все обстоятельства пропуска срока должны быть озвучены в суде и оценены надлежащим образом п.
При наличии уважительных причин суд правомочен восстановить истекший срок представления АИЗ, кроме тех случаев, когда такой срок не может быть восстановлен по прямому предписанию закона.
Пропуск срока обращения с АИЗ при отсутствии объективных оснований, а также невозможность его восстановления в т. В силу п.
В случае выявления факта пропуска срока подачи АИЗ без объективной причины суд выносит решение отказать в удовлетворении АИЗ без исследования прочих фактических обстоятельств по административному делу.
Соответственно, установив, что срок на обжалование пропущен, суд не должен проводить исследование фактических обстоятельств дела и рассматривать материально-правовые основания представленных истцом требований например, решение Прилузского райсуда Респ.
Коми от КАС РФ исковую давность для обжалования судебных решений в последующих судебных инстанциях по общему принципу определяет следующим образом:.
При этом для некоторых категорий требований могут быть установлены сроки обжалования, отличные от общих, приведенных выше.
Например, апелляционная жалоба на решение о применении административного надзора может быть представлена в течение 10 дней с момента принятия судом соответствующего решения п.
Для некоторых категорий требований могут быть регламентированы и иные сроки исковой давности, отличающиеся от указанного.
Пропущенный по объективным причинам срок исковой давности может быть восстановлен судом если для данного вида исков это в принципе допустимо. В рамках административного судопроизводства суд обязан применить положения о пропуске срока исковой давности т.
Подписка на новости. Наши группы. Сегодня мы расскажем, на какие нюансы надлежит обратить внимание при исчислении таких процессуальных сроков.
Например: 10 дней с даты издания соответствующего нормативного акта — на представление АИЗ об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта РФ об отрешении от должности главы муниципального образования далее — МО , об обжаловании решения представительного органа МО п. Ниже мы рассмотрим также сроки исковой давности по отдельным видам административных исков.
- При этом указывается, что: не может быть принято АИЗ, содержащее указанные выше требования, если оспариваемый нормативный акт или его соответствующие положения к моменту представления АИЗ прекратили свое действие п.
Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус
Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.
Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.
Судебное разбирательство по административному делу
Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.
Сроки и решения в административном судопроизводстве
При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:
- О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
- Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
- Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
- О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.
Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.
В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.
Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.
Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу
Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.
Если у Вас возникнут вопросы, можете проконсультироваться с нашим юристом. Консультация абсолютно бесплатна!
Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.
При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.
Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии.
Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.
Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.
После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья.
Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.
Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.
Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.
Отложение судебного разбирательства по административному делу
Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:
- в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
- если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
- в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
- если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.
Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.
Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим
Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.
Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.
По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:
- копия нормативно-правового акта;
- реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
- указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
- доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.
Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.
Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения.
Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.
При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.
Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.
Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица
В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.
Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно.
В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.
На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.
В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.
Срок на подачу заявления о взыскании судебных расходов по ГПК, АПК, КАС РФ
Как и прежде, АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ содержат положения о возмещении судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Однако с 01.10.2019 года сокращены сроки на взыскание судебных расходов, введены по сути единые требования к указанным срокам в ГПК, АПК и КАС РФ. Теперь заявление по вопросу о судебных расходах может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела:
— по ГПК РФ срок на взыскание судебных расходов составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела (статья 103.1 ГПК РФ).
Ранее, в ГПК РФ не был установлен специальный срок для подачи в суд заявления о взыскании судебных расходов. В этой связи, применялись по аналогии нормы ст. 196 ГК РФ об исковой давности.
Таким образом, заявление о возмещении расходов могло быть подано в течение 3 лет.
— По КАС РФ срок на взыскание судебных расходов составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела (статья 114.1 КАС РФ).
Так же, и в ГПК РФ, в КАС РФ не содержалось норм права, устанавливающих специальный срок для подачи в суд заявления о взыскании судебных расходов.
Таким образом, заявление о возмещении расходов (применяя по аналогии статью 196 ГК РФ) могло быть подано в течение 3 лет.
— по АПК РФ срок на взыскание судебных расходов составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу (статья 112 АПК РФ). До 01.10.2019 года заявление о возмещении расходов могло быть подано в течение 6 месяцев.
Как и прежде, заявление о взыскании судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в судах разных инстанций, подается в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции.
Пропущенный срок на взыскание
судебных расходов может быть восстановлен
ГПК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 103.1 ГПК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть восстановлен судом.
АПК РФ. В части 2 статьи 112 АПК РФ указано, что пропущенный по уважительной причине срок подачи такого заявления может быть восстановлен судом.
Заявление по вопросу о судебных расходах рассматривается по правилам, предусмотренным статьей 159 АПК РФ для рассмотрения ходатайства.
По результатам рассмотрения такого заявления выносится определение, которое может быть обжаловано.
КАС РФ. В соответствии с ч. 2 статьи 114.1 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи такого заявления может быть восстановлен судом.
О других новеллах процессуальной реформы 2019 года см. обзор «Важные изменения в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ с 01.10.2019 г.«