В данной статье подробнее остановимся на региональных платежах.
Кем устанавливаются налоги?
Система налогообложения в России имеет сложную структурированную систему. НК РФ включает три основных вида налоговых отчислений:
- федеральные (действуют на территории России);
- региональные (края, области, округи РФ);
- местные (населенные пункты России).
В свою очередь, данные налоги подразделяются на три уровня:
- Устанавливаемые на федеральном уровне, но региональная власть имеет право корректировать некоторые ставки, предусматривать льготы.
- Предусмотренные Налоговым кодексом, но время и необходимость их введения в действие рассматривается регионально (факультативные налоги).
- Устанавливаемые региональной властью самостоятельно, опираясь на общие положения НК РФ.
В целом же, это обязательные отчисления в региональный бюджет, которые осуществляются в каждом конкретном регионе Российской Федерации.
Их список и характеристики
Основные региональные налоги, которые обязательно присутствуют в каждой территориальной единице, состоят из следующих отчислений:
- налог на имущество предприятий;
- транспортный;
- на игорный бизнес.
Налог на имущество организаций
Является основным пунктом в Налоговом кодексе, действует на территории РФ с 1992 года. Налогообложению в данном случае подлежит имущество, находящееся в пределах России и являющееся собственностью российских или зарубежных организаций, а именно:
- предприятий и учреждений, которые российское законодательство причисляет к юридическим лицам;
- филиалов и подразделений, которые имеют собственный расчетный счет;
- иностранных и международных организаций, имеющих в собственности имущество на территории РФ.
Отчисления не взимается с:
- земельных участков;
- организаций, связанных с уголовно-исполнительной деятельностью;
- водных и других природных ресурсов;
- имущества, находящегося в ведении федеральных органов и используемого для охранной деятельности и обеспечения правопорядка РФ.
Налог оплачивается ежегодно, процентная ставка не превышает 2.2%, это верхняя граница, которую устанавливает НК. Остальными нюансами занимается региональная власть.
Транспортный налог
В 2002 году в Налоговом кодексе появилась новая глава, связанная с налогом на транспорт. Налогоплательщиками в данном случае считаются те, на чье имя зарегистрировано одно или несколько транспортных средств. На каждый вид транспорта при этом платеж рассчитывают отдельно. Отчисления производятся ежегодно.
Налогообложению в данном случае подлежат следующие ТС:
- наземный транспорт: машины, автобусы, мотоциклы и т. п.;
- водный: яхты, катера, моторные лодки и т. п.;
- воздушный: вертолеты, самолеты.
Не подлежат налогообложению:
- моторные лодки слабой мощности или весельные плавсредства;
- промысловые суда;
- транспортные средства всех видов, которые задействованы в пассажирских или грузовых перевозках;
- сельскохозяйственная техника, которая используется для производства с/х работ;
- транспорт, находящийся в ведении федеральных органов и используемый для военной службы;
- суда, прошедшие регистрацию в международном реестре.
Ставки определяются согласно НК. Для транспортных средств, оборудованных двигателями, выплаты исчисляются с учетом мощности каждого конкретного мотора. В буксируемых суднах учитывается вместимость, которую исчисляют в тоннах. Для остального вида транспорта налог исчисляется по количеству единиц ТС.
Юридические лица занимаются вычислением налогового платежа самостоятельно.
Региональная власть имеет право повлиять на базовую ставку, которая была определена Налоговым кодексом, уменьшив или увеличив ее, но не более, чем в пять раз. Сроки отчетного периода и порядок уплаты рассматриваются также на региональном уровне, здесь же устанавливается форма декларации и срок ее сдачи.
Налог на игорный бизнес
Все организации, связанные с игровым бизнесом, обязаны оплачивать сборы в региональный бюджет.
Налоговым кодексом предусмотрены следующие игорные объекты, за которые необходимо внести отчисления:
- игровые столы;
- игровые автоматы;
- букмекерские кассы;
- кассы тотализатора.
При установке хотя бы одного вышеперечисленного объекта их владелец обязан произвести регистрацию в региональной налоговой организации (не позднее 2-х дней после установки). Ставки корректируются на региональном уровне:
- Игровые столы – от 25 000 до 125 000 руб.
- Автоматы – от 1 500 до 7 500 руб.
- За тотализатор или букмекерскую кассу – от 25 000 до 125 000.
Если на региональном уровне не было произведено никаких корректив, то оплата налога исчисляется согласно НК РФ по нижнему порогу приведенного выше списка. Налог взимается ежемесячно. Размер платежа плательщик должен рассчитать самостоятельно, налоговая декларация при этом подается не позднее 20 числа каждого месяца, следующего за отчетным. Оплата производится по месту регистрации.
- В случае, если игровой автомат или другой объект не был поставлен вовремя на учет, с его владельца взимается штраф в трехкратном размере от суммы налога, при повторном подобном случае – штраф увеличивается в шесть раз.
- С 2009 года на территории Российской Федерации прекратили свою деятельность заведения, не имеющие разрешения на организацию игорной деятельности.
- Вышеперечисленные налоги целесообразно взимать именно на уровне регионов, потому что эти отчисления позволяют формировать стабильную финансовую основу региональной экономики.
- Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:
Роль и значение
Развитие и рост отечественной экономики напрямую зависит от развития ее регионов. Региональная налоговая политика является одной из наиболее значимых частей сложной налоговой системы России и играет важную роль в формировании бюджета страны.
Большую часть региональных доходов от налоговых выплат составляют налоги на имущество предприятий.
Роль данных платежей заключается также в обеспечении надежности и стабильности бюджета РФ. На сегодняшний момент отмечаются трудности и проблемы в сборе и администрировании именно этих налогов, что неблагоприятным образом складывается непосредственно на развитии региональной экономики.
Классификация налогов: федеральные и региональные
Правительство страны установило налоговые пошлины, которые уплачиваются в бюджет государства. В налоговом кодексе установлена система налогов, которая состоит из трех частей:
- Уровень федеральный.
- Региональный уровень.
- Местный.
Налоги федеральные прописаны в налоговом кодексе, их изменения могут производить налоговики. Уплачивать пошлину, сбор, взнос обязаны все налогоплательщики. Другие налоги, например, региональные, подлежат уплате в региональный бюджет и распространяются на все субъекты РФ.Правительство страны наделило региональные власти полномочиями вводить или отменять ставки налога, изменять их.
https://www.youtube.com/watch?v=rofynG8hNN8
Местные налоги регламентированы актами на Федеральном уровне, и также органы на местах могут вводить или отменять налоги и сборы.
Разберемся, что относится к региональным налогам и кто является плательщиком.
Кто уплачивает региональные налоги?
Уплачивать эти налоги обязаны все налогоплательщики, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории субъекта. К региональным относятся следующие виды налогов:
- Налог на имущество предприятия.
- Налог на транспорт.
- Игорный бизнес (для некоторых субъектов).
Региональные власти наделены полномочиями определять налоговые ставки, порядок и срок уплаты налога, а также льготы. Но основные элементы ставок определяет налоговый орган Центра.
Для некоторых коммерческих структур разработаны специальные налоговые режимы, но это не снимает с них ответственность в уплате налога любого уровня.
Уплата налогов в региональную казну не зависит от режима налогообложения, единственное, что будет отличаться, это налоговая ставка.
Неоднократно произносилась фраза: «Заплати налоги и живи спокойно». Это значит, что если уплатить сбор своевременно, вашу организацию не будет беспокоить налоговый орган с требованиями уплатить штраф и пени.
Разберемся, чем различаются региональные и местные налоги.
В чем разница между налогами
Чтобы конкретно понять, в какой бюджет идут налоги и какие, составим таблицу федеральных, региональных и местных налогов.
В какой бюджет уплачивается. | Какие платятся налоги. |
Федеральный. | НДС, Акциз, НДФЛ, налог на прибыль, водный, госпошлина. |
Региональный. | Имущество, транспорт, игорный бизнес. |
Местный. | Налог на землю и имущество – уплачивают физ. лица |
Из таблицы видно, что налоги уплачивают не только коммерческие организации, но и физические лица.
Так что же такое региональные налоги и сборы? Установлены они согласно Российскому налоговому кодексу, и платят их все субъекты Российской Федерации.
Выше было перечислено, какие налоги в регионах платятся юридическими и физическими лицами. Если есть транспортное средство, значит, этот налог уплачивают все граждане субъекта.
Многие коммерсанты и простые люди могут задаваться вопросом: НДФЛ — федеральный или региональный налог?
НДФЛ и НДС какие налоги?
Подоходный налог уплачивают все работающие граждане страны, и этот налог – федеральный, это прописано в Налоговом кодексе (ст.13). Исключение составляют иностранные граждане, работающие на патенте. Налоги с них остаются в регионе.
В статье 56 НК прописано, что 85 процентов всех доходы от получения подоходного налога остаются в региональном бюджете, оставшаяся часть распределяется между округами, поселками, муниципальными районами.
Так что, можно сказать, что к региональным налогам и сборам относятся не только налог на транспорт и имущество организаций, но и часть НДФЛ.
Также можно задать вопрос: НДС — федеральный налог или региональный?Налог на добавленную стоимость — это та часть пошлины, которая включена в стоимость товара или услуги, является этот налог федеральным. Все коммерсанты и организации обязаны уплачивать данный налог своевременно.
Итоги
Перечень налогов, которые уплачиваются в федеральный бюджет, можно увидеть в статьях налогового законодательства. Среди них такие крупные, как налог на прибыль и НДС, акцизы. Все это значительно пополняет бюджет страны.
Значительно пополняется региональный бюджет, если есть рабочие места в регионе, функционируют фабрики, заводы, развивается сельское хозяйство.
Для региона это будет означать рост как самого субъекта, так уровень жизни работающего населения. Чем больше работающих граждан, занимающихся бизнесом, тем больше платится налогов, взносов, и, соответственно, пополняется бюджет.
Усн федеральный или региональный налог — енвд в какой бюджет зачисляется
Все хозяйствующие субъекты на территории РФ платят налоги этой группы по одним и тем же правилам. Данные правила, а также любые вносимые в них изменения для этих налогов определяются только положениями НК РФ.
Среди федеральных налогов особую категорию составляют спецрежимы (раздел VIII.1 НК РФ).
Их особенность в том, что при использовании любого спецрежима налогоплательщик имеет право не платить некоторые другие федеральные, региональные и местные налоги.
Кроме того, с 2017 г. НК РФ регулирует и уплату обязательных платежей в социальные фонды (гл. 34). Хотя перечисленные страховые взносы, строго говоря, и не относятся к налогам (т.к. не являются безвозмездными платежами, а предполагают в будущем получение страхового возмещения), но их тоже можно условно отнести к «федеральной» группе.
Несмотря на свое название, далеко не все налоги этой группы зачисляются в федеральный бюджет. Полностью в него попадают только НДС, водный налог, акцизы (не все, только для отдельных видов товаров) и налог на добычу полезных ископаемых в части углеводородного сырья. Остальные вилы федеральных налогов частично, в различных пропорциях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ (гл.
Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок).
Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами.
Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.
Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор.
Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение.
На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города — субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).
Удобством, простотой применения отличается упрощенная система налогообложения. Она доступна для предпринимателей в двух формах с разными налоговыми объектами и ставками. Вопрос принадлежности УСН – федеральный или региональный налог, встает при определении бюджета для перечисления рассчитанного налогового обязательства.
УСН – федеральный или региональный налог? Рассмотрим этот вопрос в данной статье и определим, в какой из бюджетов он оплачивается налогоплательщиками.
«УСН» расшифровывается как «упрощенная система налогообложения». Она по своей сути является самой понятной и удобной по сравнению с остальными системами налогообложения.
Преимущества применения УСН:
- отчетность сдается один раз в год;
- можно выбирать объекты для расчета налога (6% или 15%) в зависимости от суммы расходов предприятия.
Так, если расходы превышают отметку в 60%, оптимально использовать объект «доходы минус расходы» со ставкой налога 15%.
Ведение учета хозопераций при УСН довольное простое по сравнению с другими системами. Данная форма налогообложения позволяет сэкономить финансы на налогах и дает возможность использовать их на другие цели, необходимые для развития предприятия.
Налоги бывают трех видов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). Вид налога важен с точки зрения возможности зачесть переплату по нему в счет уплаты иных налогов. К примеру, излишне уплаченный федеральный налог зачесть в счет уплаты региональных или местных налогов не получится (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).
В соответствии со стат. 12 НК все налоги делятся на федеральные, региональные и местные. В зависимости от того, к какой группе относится фискальное обязательство происходит уплата и зачет сумм. УСН – федеральный или региональный налог? Разберемся подробнее в вопросе.
Налоговая система РФ предоставляет налогоплательщикам возможность вести хоздеятельность на общем режиме или специальном. Одним из видов льготной системы налогообложения является упрощенная. УСН не устанавливает, в отличие от ЕНВД, ограничений по видам деятельности. Но существует ряд критерий, в зависимости от которых налогоплательщик может или нет применять упрощенку.
В частности, это ограничения по численности (не более 100 чел.); по доходам за прошлые 9 мес. (не более 112,5 млн. руб.) и текущий период (не более 150 млн. руб.); по доле участия других предприятий (не выше 25 %) и т.д. Если все условия соответствуют нормативным, компания или ИП может вести деятельность на упрощенке. Что это дает с точки зрения фискальной нагрузки?
Прежде всего, упрощенцы не обязаны начислять и платить НДС, налог на прибыль (на доходы для ИП), а также имущественный. Исключение – объекты, по которым налог на имущество рассчитывается с кадастровых показателей.
В общем порядке платятся страховые взносы и соблюдается кассовая дисциплина. В связи со снижением перечня налогов сокращается и список предоставляемой отчетности.
Декларация по УСН сдается в территориальное подразделение – раз в год.
На законодательном уровне налоговая система РФ регулируется в глав. 2 НК. В соответствии со стат. 13-15 устанавливаются действующие виды федеральных, региональных (субъектов России) и местных фискальных платежей. В частности, классификация выглядит так:
- Федеральные налоги – прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы, водный, на добычу ископаемых, госпошлины, за пользование объектами животного мира и водных ресурсов.
- Региональные налоги – с игорной деятельности, транспортный, имущество (для юрлиц).
- Местные налоги – земельный, торговый сбор, имущество (для физлиц).
Следовательно, налог с упрощенной системы налогообложения в указанных статьях отдельно не поименован. К какому же бюджету относится этот платеж? Согласно п. 7 стат.
12 НК налоговым законодательством России, а именно Налоговым Кодексом, могут вводиться в действие специальные режимы налогообложения. Уплата налогов по таким режимам производится в федеральный бюджет.
Порядок начисления и перечисления регулируется также НК РФ.
А значит, налог с УСН, равно как и с ЕНВД, ЕСХН, относится по классификации к федеральным фискальным платежам. Что это означает на практике для налогоплательщиков? Во-первых, уплата налога с упрощенки не привязана к месту фактического ведения деятельности. ИП перечисляют суммы в ИФНС по месту своего проживания; юрлица – по месту налоговой регистрации.
Во-вторых, оплата налога с упрощенки подразумевает перечисление средств в бюджет федерального уровня. Но на деле такие суммы распределяются со счетов Казначейства непосредственно в региональные бюджеты.
Процент распределения составляет 100 % (стат. 56 БК РФ).
Соответственно, несмотря на то, что теоретически упрощенный налог относится к федеральным платежам, по факту перечисление таких сумм осуществляется в регионы РФ.
Местные налоги: виды, особенности уплаты, льготы
К местным налогам относятся все сборы, перечисленные в статье 15 НК РФ. Помимо определения, важно изучить их роль в формировании бюджета.
Задача всех видов местных налогов заключается в обеспечении муниципалитета стабильными доходами.
Собранные денежные средства далее идут на обеспечение государственной безопасности, поддержание основных отраслей экономики, реализацию социальной политики.
Местные налоги и сборы устанавливаются президентом РФ посредством подписания нового Постановления Правительства.
Это значит, что местные налоги устанавливаются только посредством внесения изменений в НК РФ – глава муниципалитета не имеет права вводить новые виды сборов.
Акты, которые устанавливают местные налоги – это изменения в статьях НК РФ и правовые акты, подписанные главой рассматриваемой области.
Существует несколько видов налогов: федеральные, региональные и местные налоги.
Виды налогов
Если первые действуют по всей России и направлены на обеспечение федерального бюджета, то региональные и местные налоги разделяются в условиях муниципалитета.
К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на недвижимость по кадастровой стоимости;
- торговый сбор.;
Земельные выплаты
Список местных налогов возглавляет земельный, который подразделяется на группы – ставки для физлиц и ИП, объединенных в одну категорию, и процентные показатели для юрлиц. Земельный налог относится к местным налогам и уплачивают его все объекты муниципалитета, которые имеют в собственности земельные участки.
Уплата земельного сбора регулируется статьями 388 и 389 НК РФ. Здесь важно выделить факт, какие налоги идут в местный бюджет, если уплачены они за право собственности земельного участка.
Представленные законодательные акты определяют плательщиков.
Сборы в бюджет должны вносить все физлица и ИП, имеющие во владении земельные участки на правах бессрочного или пожизненного наследуемого владения.
Объектами выступают все земельные участки, которые расположены в пределах муниципального образования с утвержденными сборами представленного характера.
Не включены в список объектов местного земельного налога участки, которые признаны ценными культурными и археологическими наследиями, а также музеями-заповедниками.
Сборы не взимаются с участков, находящихся в составе общего имущества многоквартирного дома.
Сборы устанавливаются в размере 0,3% от кадастровой стоимости для участков сельскохозяйственного назначения и объектов, которые принадлежат физическим лицам. ИП, использующие землю для своей деятельности, уплачивают сбор в размере 1,5% от кадастровой стоимости. Сбор оплачивается за целый год владения объектом до 1 декабря года последующего за расчетным периодом.
Юридические лица
В соответствии со статьей 389 НК РФ юридические лица должны уплачивать денежные средства в бюджет муниципалитета, на территории которого находится участок, принадлежащий по праву собственности. Объектами признаются все земли, которые числятся на балансе муниципалитета.
В Налоговом Кодексе местные налоги в виде земельных сборов для юридических лиц не уплачиваются со следующих объектов:
- которые были изъяты из оборота по закону;
- с культурных наследий;
- с лесного фонда;
- с ограничениями в обороте по закону – муниципальному или государственному;
- с многоквартирного дома.
Срок уплаты аналогичен как и у физических лиц. Ставка в размере 0,3% действует на объекты сельского хозяйства и участки, используемые предпринимателями для ведения личного хозяйства. Ставка в 1,5% — действует на все остальные земельные участки.
На имущество физлиц
В определении, каким является налог на имущество – местный или региональный – выделяют только местную трактовку. Взносы в бюджет делают все собственники, которые имеют в своей собственности имущество, являющееся объектом.
В представленных вопросах можно выделить следующие определения и факторы:
- плательщиками являются все собственники – если объект недвижимости имеет несколько долевых владельцев, уплачивать сбор должен каждый;
- объектом выступает любая недвижимость, прописанная в статье 401 НК РФ – жилое или нежилое помещение, гараж или машино-место, единый комплекс, сараи и прочие хозпостройки;
- оплата происходит до 1 декабря года, последующего за расчетным периодом – рассчитывается на основании имеющейся кадастровой стоимости на 1 января следующего года за расчетным периодом;
- ставки представляются, как 0,1%, 2% и 0,5% — для жилых объектов и хозяйственных построек, для объектов из списка статьи 378 НК РФ и для остального имущества, соответственно.
Местные налоги и сборы в 2019 году по наличию имущества могут быть уплачены за три предыдущих периода – за 2016, 2017, 2018 года.
За недвижимость по кадастровой стоимости
Виды местных налогов и сборов включает в себя дополнительные выплаты за недвижимость по имеющейся на момент начисления суммы (на 1 января следующего года) кадастровой стоимости объекта. Уплачивают представленный вид сборов организации, которые имеют в своей собственности следующие виды объектов:
- центры административного или торгового вида;
- помещения с офисами;
- принадлежащие иностранным гражданам;
- жилые дома и помещения на балансе у компании.
Оплачивают организации положенные им выплаты до 1 декабря последующего года за расчетный период. Ставки зависят от кадастровой стоимости объекта и представляются в полной мере в таблице.
Торговый сбор
В вопросах, какие налоги федеральные, региональные и местные, последние занимают спорную позицию.
Так, здесь выделяют торговый сбор, включающий в себя вложения в бюджет за рекламу, за осуществление экономической и предпринимательской деятельности, местные лицензионные сборы и прочее.
Торговый сбор – это местный налог, но он регулируется статьями 411 и 412 НК РФ. Плательщиками выступают ИП или организации, которые занимаются торговой деятельностью.
Объектом сбора выступает использование предпринимателями площади для осуществления своей деятельности.
Период для расчета – квартал года, поэтому вносить взносы следует до 25 числа месяца следующего за окончанием квартала. Ставка не может превышать 550 рублей за 1 кв. м. используемой площади.
Муниципалитет имеет право устанавливать свои ставки, что подтверждается нормативными правовыми актами, подписанными главой.
Как исчисляются налоги местного бюджета, были описаны выше. Общая характеристика местных налогов позволяет посчитать самостоятельно сумму для уплаты на имеющееся имущество или осуществленную коммерческую деятельность. Можно привести следующие примеры расчета местных налогов:
- У компании есть в собственности административно-торговый центр площадью в 110 кв. м. и кадастровой стоимостью в 3 млн. 600 тыс. рублей. Ставка для этой суммы – 0,1%. Получается, что ежегодно компания выплачивает 3600 рублей.
- Физическое лицо имеет земельный участок сельскохозяйственного назначения. Кадастровая стоимость объекта – 570 тыс. рублей. Ставка в данном случае 0,3%, в результате чего собственник платит ежегодно 1710 рублей.
- Физическое лицо имеет в собственности жилой дом, в котором он проживает. Кадастровая стоимость объекта 2 млн. 100 тыс. рублей. Действующая процентная ставка в данном случае – 0,1%, поэтому собственник ежегодно уплачивает 2100 рублей.
- Организация занимается торговлей, снимая в аренду помещение размером в 23 кв. м. Ставка составляет 457 рублей за 1 кв. м. Значит, ежеквартально предприниматели уплачивают сбор в размере 10511 рублей.
Аналогичным образом можно вычислить все оставшиеся виды сборов, которые должен уплачивать гражданин России, если он является налогоплательщиком.
Порядок уплаты местных налогов
Представленная выше общая характеристика местных налогов и сборов частично дает объяснение, как осуществляется порядок выплаты сборов. Полный перечень правил и основ приведен в статье 58 НК РФ. В этом акте, который устанавливает местный налог, перечислены следующие основы:
- Местные налоги вводятся в действие, когда плательщик подает сведения в уполномоченный орган о приобретении или получении объекта в собственность, а также о начале коммерческой деятельности.
- Местные налоги и сборы обязательны к уплате по ставкам, утвержденным муниципалитетом.
- Местные налоги и сборы устанавливаются государством и регламентируются местными нормативными актами.
- Порядок уплаты местных налогов и сборов устанавливается НК РФ и дополнительными нормативными актами.
- Плательщик должен уплатить сбор в течение месяца со дня получения квитанции от уполномоченного органа, если другое не предусмотрено законодательством. К примеру, сборы по собственному имуществу можно вносить до 1 декабря, при этом квитанция может прийти и весной наступившего года.
Изучая примеры местных, региональных и федеральных налогов, выделяют отличительный сбор – торговый, который требует обязательной подачи декларации по окончании квартала. В остальных видах подобного делать не придется, если у плательщика не изменилась ситуация в отношении прав собственности.
В каких случаях не приходится платить
Имеются льготы и полное освобождение от уплаты в отношении сборов с физических лиц на имущество. Льготами обладают многодетные семьи и родители детей-инвалидов. В полной мере освобождаются от уплаты пенсионеры, инвалиды 1 и 2 группы или инвалиды детства, ветераны ВОВ, госслужащие, военные, участники ликвидации аварий на АЭС.
Обязательно ли платить
Представленные сборы вносить в бюджет обязательно. В противном случае плательщику грозит начисление пени, а затем штрафа при продолжительном уклонении от обязательств. Если сотрудники уполномоченных органов установят факт умышленного уклонения, гражданина или организацию могут привлечь к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ.
Подробно были представлены вопросы, кто устанавливает местные налоги и каковы особенности их начисления. Разновидности сборов представлены на данный момент в статье 15 НК РФ, где выделяют земельные выплаты, торговый сбор и на имущество физических лиц. В результате возникают некоторые вопросы, которые влекут интересные факты:
- Земельный налог – местный или региональный? Этот вопрос беспокоит всех владельцев участков. В соответствии со статьей 387 НК РФ этот сбор является местным, поэтому регулируется общим кодексом и нормативными актами муниципалитета.
- Водный налог – местный? Нет, это федеральный сбор, что указывается в статье 333 НК РФ. Аналогичным образом можно ответить: НДФЛ местный ли налог? К НДФЛ зачастую приписывают понятие местного или федерального налога. Приведенной разновидности выделена глава 23 НК РФ, в которой прописано его федеративное значение. А вот уже местный или региональный транспортный налог, ответить можно однозначно – региональный, подробности которого прописаны в статьях 357, 368 и 361 НК РФ.
- Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги – нет, им разрешено только корректировать ставки. Сроки уплаты местных налогов устанавливаются на государственном уровне, поэтому муниципалитет и тут не имеет право проявлять самостоятельность в ущерб своему населению.
43. Водный налог
Водный налог относится к числу федеральных
налогов. Ранее водный налог фактически
взимался в форме платы за пользование
водными объектами на основании
соответствующего Федерального закона
от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование
водными объектами» (закон утратил силу
с 1 января 2005 г.).
Основным нормативным актом, обеспечивающим
правовое регулирование уплаты водного
налога, с 1 января 2005 г. является часть
вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги»
гл. 25.2 «Водный налог»).
Налогоплательщикамиводного
налога признаются организации и
физические лица, осуществляющие
специальное и (или) особое водопользование
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Объектами налогообложенияпризнаются
следующие виды пользования водными
объектами:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Налоговая база по каждому виду
водопользования, признаваемому объектом
налогообложения, определяется
налогоплательщиком отдельно в отношении
каждого водного объекта. В случае если
в отношении водного объекта установлены
различные налоговые ставки, налоговая
база определяется налогоплательщиком
применительно к каждой налоговой ставке.
Налоговым периодомпризнается
квартал.
Налоговые ставки дифференцированы в
зависимости от бассейнов рек, озер,
морей и экономических районов и целей
водозабора. Их размеры определены в ст.
333.12 НК.
Порядок исчисления налога.Налогоплательщик
исчисляет сумму налога самостоятельно.
Сумма налога по итогам каждого налогового
периода исчисляется как произведение
налоговой базы и соответствующей ей
налоговой ставки. Общая сумма налога
представляет собой сумму, полученную
в результате сложения сумм налога в
отношении всех видов водопользования.
Порядок и сроки уплаты налога.Налог
подлежит уплате по месту нахождения
объекта налогообложения в срок не
позднее 20-го числа месяца, следующего
за истекшим налоговым периодом.
44. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Общая характеристика. Плательщики сборов. Сбор за пользование объектами животного мира
Основным нормативным актом, обеспечивающим
правовое регулирование уплаты сборов
за пользование объектами животного
мира, с 1 января 2004 г. является часть
вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги»
гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов»).
Плательщиками сбораза
пользование объектами животного мира,
за исключением объектов животного мира,
относящихся к объектам водных биологических
ресурсов, признаются организации и
физические лица, в том числе индивидуальные
предприниматели, получающие в установленном
порядке лицензию (разрешение) на
пользование объектами животного мира
на территории Российской Федерации.
Объектами обложенияпризнаются
объекты животного мира в соответствии
с перечнем, установленным п. 1 ст. 333.3
Налогового кодекса, изъятие которых из
среды их обитания осуществляется на
основании лицензии (разрешения) на
пользование объектами животного мира,
выдаваемой в соответствии с законодательством
РФ.
Не признаются объектами обложения
объекты животного мира, пользование
которыми осуществляется для удовлетворения
личных нужд представителями коренных
малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации
(по перечню, утверждаемому Правительством
РФ) и лицами, не относящимися к коренным
малочисленным народам, но постоянно
проживающими в местах их традиционного
проживания и традиционной хозяйственной
деятельности, для которых охота является
основой существования.
Ставки сбораустановлены
в ст. 333.3 Налогового кодекса в
дифференцированной форме в зависимости
от объекта обложения.
Порядок исчисления сбора.Сумма
сбора за пользование объектами животного
мира определяется в отношении каждого
объекта животного мира как произведение
соответствующего количества объектов
животного мира и ставки сбора, установленной
для соответствующего объекта животного
мира.
Порядок и сроки уплаты сбора.Сумму
сбора за пользование объектами животного
мира плательщики уплачивают при получении
лицензии (разрешения) на пользование
объектами животного мира.
Уплата сбора за пользование объектами
животного мира производится плательщиками
по месту нахождения органа, выдавшего
лицензию (разрешение) на пользование
объектами животного мира.
Объект налогообложения и исчисление водного налога по НК РФ
- Кто признается налогоплательщиками водного налога
- Что признается объектами налогообложения по водному налогу
- Водный налог — это федеральный или региональный налог? Как определить КБК в 2018 — 2019 году
- Что является налоговым периодом по водному налогу. Какой порядок исчисления и уплаты налога
- Ставки налога в 2018 — 2019 году
Кто признается налогоплательщиками водного налога
Налогоплательщиками в данном случае выступают субъекты, использующие водный объект (далее — ВО) для подлежащей лицензированию деятельности (п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Важно! К числу плательщиков такого налога также отнесены субъекты, пользующиеся подземными ВО в рамках лицензируемой деятельности в соответствии с законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.
Не признаются в данном случае плательщиками налога субъекты, использующие ВО на основании составленных после вступления в силу Водного кодекса РФ (п. 2 ст. 333.8 НК РФ):
- соглашений;
- решений о передаче ВО в пользование.
С января 2007 года субъекты оформляют правоустанавливающие документы согласно требованиям водного законодательства (ст. 20–21 ВК РФ): вносят плату за пользование ВО, что не позволяет одновременно взимать с них водный налог (см. постановление АС Северо-Западного окр. от 03.09.2015 по делу № А56-86828/2014).
Что признается объектами налогообложения по водному налогу
Объектами налогообложения в рассматриваемой ситуации выступают регламентированные законом виды использования ВО (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):
- деятельность по забору водоресурсов;
- использование водной поверхности для различных целей;
- получение гидроэнергии;
- осуществление сплава древесных пород.
Обратите внимание! Перечень видов водопользования, которые не могут рассматриваться в данном качестве, регламентирован п. 2 названной статьи.
Водный налог — это федеральный или региональный налог? Как определить КБК в 2018 — 2019 году
По НК РФ водный налог относится к федеральным, и особенности его исчисления, уплаты и сдачи отчетности определяются исключительно федеральным законодательством (п. 8 ст. 13 НК РФ).
Перечисление налога происходит в федеральный бюджет в соответствии с кодом бюджетной классификации (далее — КБК). В 2018 — 2019 году КБК для уплаты налога таковы (см. приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н):
- для собственно налога — 182 1 07 03 000 01 1000 110;
- пеней — 182 1 07 03 000 01 2100 110;
- штрафов — 182 1 07 03 000 01 3000 110.
Что является налоговым периодом по водному налогу. Какой порядок исчисления и уплаты налога
Отчетным периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ).
Размер налога должен быть рассчитан как произведение налоговой ставки (с учетом специального коэффициента) и налоговой базы по итогам квартала.
В т. ч. налоговой базой выступает (ст. 333.10 НК РФ):
- объем воды, забор которой был осуществлен из ВО в течение отчетного периода, если ВО используется для забора воды;
- площадь эксплуатируемой водной поверхности, если используется акватория ВО;
- объем произведенной за отчетный период гидроэнергии, если ВО используется для получения данного вида энергии;
- произведение объема сплавленной древесины (в тыс. кубометров) на расстояние сплава (число км / 100), если ВО используется в целях сплава древесных пород.
Данный налог должен быть перечислен в бюджет не позже 20-го числа первого за завершившимся отчетным кварталом месяца (п. 2 ст. 333.14 НК РФ). В аналогичный срок должна быть представлена и соответствующая отчетность (п. 2 ст. 333.15 НК РФ).
Ставки налога в 2018 — 2019 году
Важно! Налоговые ставки регламентированы на федеральном уровне и закреплены в ст. 333.12 НК РФ. Помимо прочего, они должны быть применены с учетом специальных коэффициентов. Например, налоговые ставки в 2018 — 2019 году должны быть умножены на 1,75 и 2,01 соответственно (п. 1.1 названной статьи).
Нужно помнить, что ставка налога увеличивается в следующих случаях:
- 5-кратно — для объема воды, забранной из поверхностных ВО, или при добыче подземных вод для объема отобранной воды, выходящего за пределы утвержденных лимитов;
- в 1,1 раза — если у плательщика отсутствуют приборы для измерения количества водоресурсов;
- в 10 раз — в отношении подземных вод, которые в дальнейшем будут реализованы после их соответствующей обработки.
При этом перечисленные в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ коэффициенты также должны быть применены.
***
Итак, водный налог относится к категории федеральных. Налогоплательщиками считаются субъекты, занимающиеся определенными видами деятельности по использованию водных ресурсов. Объектами налогообложения являются установленные законом виды водопользования. Налог перечисляется в бюджет раз в квартал, в аналогичные сроки подается и отчетность.
Кто платит водный налог (налогоплательщики) — организации, физические лица в России
Налоги платятся не только за недвижимость и транспортное средство, но и за использование водного объекта в различных целях.
Кто относится к категории плательщиков такого налога? Какие нюансы стоит знать, чтобы своевременно и правильно оплатить исчисленные суммы?
Основные моменты ↑
Что означает понятие «Налогоплательщики водного налога», каков порядок его начисления и особенности уплаты в государственный бюджет?
За что именно вносится оплата, какие водоемы и какие виды деятельности населения и организаций облагаются налогом?
Под водным налогом понимают плату за использование водных ресурсов, что находится на территории государства. Уплата производится в федеральный бюджет.
До появления такого налога все граждане РФ должны были осуществлять перечисление средств, как плату за воду. Нововведения в нормативных актах вступили в силу с 2005 года.
Плательщики водного налога – это лица, которые проживают на территории РФ, и пользуются водными объектами в порядке, что строго регламентирован нормативными актами.
За что платить
Оплата налога за водопользование осуществляется, если предприятие или гражданское лицо, зарегистрированное в качестве ИП, пользуется водоемами в таких целях:
- для питья и бытовых потребностей населения;
- для сельскохозяйственных нужд;
- для использования в производственном процессе, в том числе и выработке электроэнергии;
- для осуществления лесосплава;
- чтобы добывать полезные ископаемые, торф, сапропель с днища;
- для проведения строительных работ (кроме создания защитного сооружения от негативного влияния вод; для того, чтобы улучшить качество воды).
- для иных целей государства и общественности.
Налог стоит рассчитывать в том случае, когда лица пользуются водоемами, применяя сооружения, технические средства, устройства, а также имеют на это разрешающие документы (лицензии), что составлены согласно договорам использования водного объекта.
Налог перечисляют в казну за использование:
- рек;
- моря;
- ручья;
- болота;
- канала;
- подземных источников;
- озера и т. д.
Нормативная база
Регламентирован порядок, сроки уплаты и исчисления сумм налога за водопользование гл. 25.2 НК. В этом законе отменено лицензирование поверхностными объектами.
Права на использование водоемов налогоплательщик получает при составлении договора или решений о возможном использовании ресурсов.
В соответствии со ст. 333.8 НК, плательщиками не считаются лица, что используют водоем согласно условиям, описанным в договоре или решении, что заключалось после того, как введен Водный кодекс.
Уплачивают они сбор неналогового характера за использование водного ресурса. С 1.01.2015 г. в ст. 333.12 внесено правки (закон от 24 ноября 2020 г № 366-ФЗ).
В документе говорится о ежегодной индексации ставок по водному налогу, что были действительны в предыдущем году. Применено повышающий коэффициент 1,15.
В будущем будут действовать следующие коэффициенты:
С 2020 г. | 1,32 |
В 2020 г. | 1,52 |
В 2020 г. | 1,75 |
В 2020 г. | 2,01 |
В 2020 г. | 2,31 |
В 2021 — 2025 гг. | 2,66, 3,06, 3,52, 4,05, 4,65 |
Ставка водного налога в 2020 г. – 81 руб./тыс. м3. Плательщики обязаны отчитываться в орган по месторасположению водного объекта за каждый налоговый период (квартал).
Подача декларации и уплата налога осуществляется до 20.01, 20.04, 20.07, 20.10, то есть в том месяце, что следует за отчетным периодом.
Налоговые ставки установлены законодательством по каждому водному объекту в отдельности, с учетом месторасположения, экономического р-на и вида использования вод.
Если превышено норму потребления, сумма налога будет исчислена по ставке, что больше обычной в 5 раз. При отсутствии квартального лимита, уплатить нужно будет ¼ от суммы годовой нормы.
Исчисления сумм, что подлежат перечислению в государственную казну, плательщик проводит сам. Размер налога – это произведение налоговой базы, ставки налога. Общая сумма рассчитывается путем сложения показателей.
Льготы не установлены. В соответствии со ст. 27 НК, граждане могут использовать водоемы для собственных потребностей или для ведения бизнеса, зарегистрировавшись как ИП.
Для личного пользования водным объектом предоставляется полная свобода. Не относятся к водным объектам, что облагаются налогом:
- Забор вод из подземного источника, что содержит полезные ископаемые, ресурсы для лечения, а также термальных вод.
- Осуществление забора вод организациями-борцами с пожарами, или компаниями-ликвидаторами стихийного бедствия, аварии.
- Осуществление забора вод для таких видов попуска, как санитарный, экологический и судоходный.
- Забор морских и речных вод судном, чтобы обеспечить работу оборудования.
- Забор вод, использование акваторий водоемов предприятиями, основная деятельность которых – ловля рыбы, или ООО по производству водного биологического ресурса.
- Пользование акваторией водного ресурса для плавания на судне, маломерном средстве.
- Пользование акваторией для стоянок или размещения водного транспортного средства, коммуникации, здания, оборудования, а также для осуществления деятельности на воде и т. д.
- Акватория водоема, что используется с целью проведения мониторингов водного ресурса и другого ресурса, в том числе и для ведения такой деятельности, как поисково-съемочная, гидрографическая, геодезическая.
- Акватория водоема для расположения и проведения строительных работ для воднотранспортной отрасли, водопроводной, канализационной.
- Акватория вод, что используются плательщиками для организации отдыха людей с ограниченными возможностями, а также ветеранов и детей.
- Пользование водоемами при дноуглубительных и остальных видах деятельности, что связана с использованием судоходного водного пути или гидротехнического сооружения.
- Пользование водным ресурсом для потребностей обороны государства и его безопасности.
- Осуществление забора воды для полива сельскохозяйственных угодий, садового, дачного и огороднического участка, для водопоя животных.
- Осуществление забора шахтно-рудничной и коллекторно-дренажной воды из подземного источника.
- Пользование акваторией водоема рыбаками или охотниками.
Если плательщик использует водоемы для добычи недр, то будет применима к таким действиям статья 9 часть 3 (Водный кодекс).
Если организации признаются налогоплательщиками водного налога в качестве крупнейших, они должны подавать отчет по месту регистрации как крупнейшие плательщики (ст. 83).
Кто является плательщиком водного налога ↑
Кто обязан платить водный налог, а кто освобождается от такого обязательства – такую информацию просто необходимо знать любому гражданину и предприятию.
Выполнение своего долга по уплате налога государству позволит избежать штрафов за нарушения законодательства.
Общие правила
Плательщиками водного налога являются организации и физические лица, которые используют водоемы (подземные в том числе) для специальных и особых целей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Платить налог не нужно лицам, которые используют водный объект на основании договора о пользовании водоемом, что заключался, и после того, как вступил в силу Водный кодекс.
В данном документе предусмотрено 2 основания использования водного объекта и решения о возможности использовать ресурс. В таком случае будет взиматься с плательщика плата за воду, а не налог.
- Компании, которые обеспечивают жителей региона водой для собственных бытовых нужд, и имеют соответствующе договора, обязаны получать с населения плату за водоснабжение, — не будут перечислять водный налог.
- Физическое лицо, которое не зарегистрировано в качестве ИП, или не ведет деятельность, что связана с пользованием водным ресурсом, а также не имеющее лицензии, не считается плательщиком водного налога.
- Для того чтобы определить объем забранной воды, представителем налогового органа может быть потребован дополнительный список документации для проведения проверки расчета суммы.
Такое право предоставляется согласно ст. 31, 88 НК. Если действие лицензии на пользование водоемами прекращено, то обязанность уплачивать налог не снимается.
Плательщиками признаются граждане и предприятия, срок действия лицензии которых истек, но новый договор не заключен, а лицо и далее пользуется водным объектом.
Оплачивать налог не нужно будет, когда заключено и зарегистрировано договора об использовании воды, что предусматривает плату (неналоговую).
Собственник или арендатор?
Часто возникает вопрос о том, кто должен платить налог – собственник или арендатор земельного участка, на котором расположен водный объект, что облагается налогом на водопользование.
Видео: водный налог
Если владелец надела не использует водоем, он не получает права на освобождение от уплаты налоговой суммы. Любое начисление в государственный орган проводится собственником в порядке, оговоренном законодательными актами.
Арендатор не должен оплачивать водный налог. Но он осуществляет платежи, что оговариваются в договорах.
В том случае, если уведомления об оплате налога получает лицо, арендующее территорию, нужно будет подать в налоговый орган выписку из органа юстиции о том, кто является владельцем участка.
Контроль со стороны государства ↑
Государственными структурами проводятся проверки, задача которых – обеспечить экономическую безопасность РФ и проследить, насколько соблюдаются федеральные и муниципальные фискальные интересы.
Уполномоченные лица следят за уплатой или взиманием налога. Такая деятельность органов позволяет предупредить и выявить правонарушения, привлечь к ответственности лица-плательщика, что нарушило закон.
Объект налогового контроля – движение денег в публичных денежных фондах, в том числе и трудовой, материальный и другой ресурс.
Предмет проверок – налоговая декларация и ведение бухгалтерского учета и т. д. (в соответствии с законодательством).
Представитель структур, который проводит проверку, не имеет права разглашать информацию о плательщике налога. Формы контроля установлены в пункте 1 статьи 31 НК.
Уполномоченное лицо имеет право:
- Потребовать пакет документации (те формы, что регламентированы нормативными актами), что является основанием для расчета и перечисления в казну, и подтверждает факт правильного исчисления и своевременное перечисление сумм.
- Изъять документы при проверках, если они являются доказательством нарушения, или есть основания полагать, что документы плательщик может уничтожить, изменить и т. п.
- Вызвать с помощью письменного обращения плательщика в налоговую структуру для пояснения уплаты или в других ситуациях, если это предусмотрено законодательством.
- Осмотреть водный объект, что используется плательщиком для получения прибыли.
- Привлечь для осуществления контроля специалиста, эксперта, переводчика.
- Вызвать лицо, которое является свидетелем определенных обстоятельств, важных для проведения проверок.
- Проверка может быть выездного и камерального плана.
- Мнение, что плательщиками признаются только предприятия, является не правильным.
- Стоит помнить, что и физическое лицо, и индивидуальный предприниматель должен исчислять и уплачивать сумму налога, если их деятельность связана с водными объектами.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.