Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (глава 30 КоАП) представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Объектом обжалования являются не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях. По таким делам установлена подведомственность в зависимости от характера административного правонарушения и места его совершения, а также субъекта административного правонарушения.
- Подведомственность рассмотрения жалоб зависит от статуса лица, обжалующего постановление о назначении административного наказания.
- По результатам рассмотрения жалобы выносится решение:
- а) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
- б) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
- в) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
- г) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.
- В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
- По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
- а) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- б) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
- в) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при малозначительности правонарушения, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
- г) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
- д) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
КоАП предусматривает возможность пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Так, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Пересмотр постановлений и решений, принятых в рамках производства по делам об административных правонарушениях, на сегодняшний день является комплексным правовым институтом, в котором сосредоточен разноотраслевой процедурно-процессуальный инструментарий.
Среди всех административно-процессуальных средств защиты прав и свобод граждан он традиционно выделяется максимальной насыщенностью элементами, характерными для высокоразвитой процессуальной формы, принципами, статусом участников, доказательствами, документами, этапами и стадиями совершения процессуальных действий.
От того, насколько адекватно этот институт отражает условия и основания для обращения заинтересованной стороны за защитой, насколько полно охвачены процедурой контроля действия и решения должностных лиц, в каком объеме и с какими «затратами» гражданин получает восстановление нарушенного права, зависит его общая оценка, в том числе конституционная и международно-правовая[1].
Данная стадия производства по делам об административных правонарушениях является факультативной.
Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения.
Решения должностных лиц органов внутренних дел могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в районный суд. Право выбора инстанции, куда адресуется жалоба, принадлежит автору жалобы. В случае поступления жалобы в вышестоящий орган и в суд жалобу рассматривает суд.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подается в арбитражный суд.
Предметом обжалования выступает также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Жалоба должна быть подана должностному лицу органа внутренних дел, которым вынесено постановление по делу, который в течение 3-х суток со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами дела вышестоящему должностному лицу. В соответствии со статьей 30.2 КоАП России указанный порядок подачи жалобы признается в качестве основного. Однако это не лишает авторов жалобы обращаться непосредственно в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.
Если жалоба не относится к компетенции должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
Для подачи жалобы предусмотрен десятидневный срок со дня вручения копии постановления или ее получения иным путем (по почте, нарочным и т.п.). Статьей 30.3 КоАП России предусматривается возможность восстановления пропущенного срока обжалования. Решение о восстановлении срока подачи жалобы может быть принято должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Это означает, что должностное лицо, решение которого обжалуется, в случае получения жалобы обязано передать жалобу и материалы дела вышестоящему должностному лицу независимо от того, пропущен десятидневный срок, отведенный на обжалование, или нет.
Решение вопроса о восстановлении срока подачи жалобы является компетенцией вышестоящего органа, полномочного рассматривать жалобу.
При пропуске срока обжалования наряду с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока обжалования. В случае отклонения ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Процесс рассмотрения жалобы состоит из следующих этапов:
1. Подготовка к рассмотрению (статья 30.4 КоАП России определяет содержание этого этапа).
2. Рассмотрение и принятие решения (порядок рассмотрения и принятия решения регламентирован статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ).
3. Оглашение принятого по жалобе решения (статья 30.8 КоАП РФ).
- По результатам рассмотрения жалобы может быть принято одно из следующих решений:
- 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Решение по жалобе объявляется немедленно. Копия решения вручается или высылается в срок до трех суток лицу, в отношении которого вынесено решение по делу, его законному представителю, потерпевшему (если жалоба была подана им), а также прокурору по его просьбе.
Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющего постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего.
Статья 30.9 КоАП России устанавливает, что решение вышестоящего должностного лица по жалобе и постановление по делу об административном правонарушении подлежат обжалованию в суд по месту рассмотрения первичной жалобы, а затем в вышестоящий суд. Порядок и сроки рассмотрения последующих жалоб аналогичны тому, что предусмотрено для первичной жалобы.
Необходимость защиты своих прав может возникнуть у участников производства на всех его стадиях. Тем не менее КоАП РФ не закрепил специальной процедуры обжалования незаконных действий ни при возбуждении дела (за исключением ч.
5 ст. 28.1), ни при исполнении принятого решения, что, на наш взгляд, не позволяет гражданам реализовать свое право на обжалование, возникающее в связи с многочисленными нарушениями со стороны должностных лиц либо органов.
[1] Хазанов С. Д. Общая характеристика стадии пересмотра в производстве по делам об административных правонарушениях // Журнал российского права. 2004. № 10.
§ 4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Пересмотр постановлений — это самостоятельная стадия, имеющая факультативный, необязательный характер. Его использование зависит от усмотрения лиц, которым это право предоставлено.
Инициировать пересмотр постановления могут заинтересованные в исходе процесса лица путем подачи жалобы, а также прокурор, вынося протест на постановление по делу об административном правонарушении.
Данная стадия предусмотрена во всех юрисдикционных производствах и представляет собой новое разбирательство дела, в ходе которого проверяются законность и обоснованность принятого решения, субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить в силе ранее принятый акт.
Возможность обжалования и опротестования постановлений, обязательность их рассмотрения компетентными органами позволяет на основе единообразного толкования и применения закона исправлять и устранять допущенные ошибки. Эта стадия производства, с одной стороны, гарантирует гражданам соблюдение их прав и свобод, а с другой стороны, дисциплинирует тех, кто призван применять административные взыскания.
Итак, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником и представителем в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Жалоба подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба на постановление судьи о назначении административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день ее получения. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, которые уполномочены ее рассматривать.
Постановление по делу, совершенному юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В жалобе должна содержаться аргументация приводимых в ней доводов со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты, которые, по мнению лица, подающего жалобу, уполномоченное должностное лицо должно было при рассмотрении дела применить, но не сделало этого либо применило неправильно. Приводимое мнение должно быть подтверждено имеющимися в деле доказательствами. Жалоба, как правило, завершается изложением требований заявителя исходя из полномочий инстанции. Недостатки в содержании жалобы не являются поводом для ее нерассмотрения или наступления каких-либо неблагоприятных юридических последствий. Подача жалобы с соблюдением порядка ее подачи и сроков, предусмотренных статьями 30.2 и 30.3 КоАП РФ, автоматически способствует принятию ее к рассмотрению и осуществлению адекватных процессуальных действий.
В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, по ходатайству лица, подающего жалобу. Об отклонении ходатайства выносится определение.
- Одним из этапов рассматриваемой нами стадии производства является подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Этот этап состоит из следующих действий:
- — выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
- — разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым;
- — направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.
Для рассмотрения жалобы на постановление по делу установлен десятидневный срок со дня ее поступления (регистрации) в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы.
Жалоба на постановление по делу рассматривается судьей, должностным лицом единолично. В остальном же порядок ее рассмотрения таков, как и при рассмотрении дела об административном правонарушении.
- По результатам рассмотрения жалобы выносится решение:
- 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается наказание и не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если она была неправильно определена.
Решение по жалобе, состоящее из тех же реквизитов, что и постановление, оглашается немедленно после его вынесения. Копия вручается или высылается в трехдневный срок всем заинтересованным лицам, а также доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.
Вынесенное решение, в свою очередь, также может быть обжаловано. Это обусловлено тем, что ошибка может быть допущена и при назначении наказания, и при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу, характеризуется двумя особенностями.
Во-первых, в данном случае пересмотр производится только в судебном порядке и, во-вторых, как явствует из статьи 30.9 КоАП, объектом пересмотра является не только решение на постановление, но и само постановление. Основанием к пересмотру решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу, является последующая жалоба.
Производство по последующим жалобам обладает теми же чертами, что и производство по рассмотрению жалобы на постановление.
Как уже говорилось ранее, постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу, или последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, которые установлены статьями 30.1 — 30.3 КоАП РФ. Порядок рассмотрения протеста осуществляется в соответствии со статьями 30.4 — 30.8 КоАП РФ. Правом подачи жалобы для принесения протеста обладают те заинтересованные участники производства, о которых мы уже говорили.
В то же время постановление по делу, вступившее в законную силу, решение по результатам рассмотрения жалобы, протест также могут быть опротестованы, но только прокурорами субъектов Российской Федерации и их заместителями, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителем. Пересмотр постановления, решения, протеста в данном случае правомочны осуществлять председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов гор. Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители. А в порядке надзора вступившие в законную силу постановление по делу и решение по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
__________________
Тема 3.5. Стадии производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов
- § 1. Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- § 2. Возбуждение дела об административном правонарушении
- § 3. Рассмотрение дела об административном правонарушении
- § 4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- § 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- К содержанию
16.5. Производство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
16.5. Производство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Как подчеркнуто в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г.
№ 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает КоАП РФ.
Поэтому в настоящее время суды рассматривают и разрешают жалобы на постановления по делу об административных правонарушениях в соответствии с гл. 30 КоАП, а также применяя общие правила гл. 23 ГПК РФ, установленные для всех категорий дел из публичных правоотношений.
По правилам гл.
30 КоАП РФ судами общей юрисдикции рассматриваются и разрешаются жалобы на постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, которые применяли меры административного наказания в соответствии с КоАП РФ, а также законами субъектов Федерации.
Судами могут использоваться и применяться, кроме КоАП и гл. 23 ГПК РФ, иные правила искового производства, которые имеют характер общих для всех дел, подведомственных судам общей юрисдикции.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшим, их представителями.
По данным делам установлена либо исключительная судебная, либо смешанная подведомственность, позволяющая выбрать заявителю между подачей жалобы непосредственно в суд либо через вышестоящий орган в суд. В частности, согласно ст. 30.
1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем, обжалуется в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя; вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела. В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
Данная жалоба по содержанию и реквизитам должна соответствовать требованиям ст. 134 и 135 ГПК РФ, но в силу прямого указания в законе (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ) государственной пошлиной не облагается.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей (ст. 30.3 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья:
- 1) выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
- 2) разрешает ходатайства, при необходимости назначает экспертизу, истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
- 3) направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи.
- Жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении соблюдаются общие процессуальные нормы о судебном разбирательстве, которые воспроизведены в ст. 30.
6 КоАП РФ, в том числе проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ и ГПК РФ. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласно ст. 30.7 КоАП РФ выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
- 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
- 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
- Решение суда вступает в законную силу и может быть обжаловано по общим правилам ГПК РФ.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- Постановление по делу может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, их законными представителями, законным представителем юридического лица, защитником и представителем:
- – вынесенное судьей – в вышестоящий суд;
- – вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
- – вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
- – вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, – в районный суд по месту рассмотрения дела;
- – вынесенное в отношении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
- При поступлении жалобы в суд и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу ее рассматривает суд.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, должностному лицу, в орган, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. Жалоба на постановление по делу государственной пошлиной не облагается.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и считается поданной вовремя, если сдана до истечения этого срока на почту, что может подтверждаться почтовой квитанцией, почтовым конвертом со штемпелем, данными регистрационных журналов, расписок лиц, принявших и зарегистрировавших жалобу, и другими убедительными и достоверными данными. В случае пропуска этого срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей либо должностным лицом единолично.
- По результатам рассмотрения жалобы выносится решение:
- – об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- – об изменении постановления (не ухудшающее положение лица, в отношении которого вынесено постановление);
- – об отмене постановления и о прекращении производства по делу (в случае: малозначительности совершенного правонарушения;) наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении; недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление);
- – об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (в случае существенного нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания);
- – об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности (если постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом), о чем выносится определение.
- Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть в течении 10 дней обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд, а вынесенное коллегиальным органом, а также органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и решение судьи по жалобе на это постановление – в вышестоящий суд.
Постановление вступает в законную силу, если оно не было обжаловано или опротестовано прокурором. С этого момента лицо официально признается правонарушителем, считается виновным, привлекавшимся к административной ответственности. Подача жалобы на постановление или его опротестование приостанавливает вступление постановления в силу.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть опротестованы прокурором.
В этом случае право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит прокурорам субъектов Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены также в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ.
Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения
Право на обжалование, субъекты и объекты обжалования
Каковы основные черты стадии пересмотра постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу?
Одной из важнейших гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в административно-юрисдикционных отношениях является институт судебного обжалования.
Его главное целевое предназначение состоит в том, чтобы обеспечить: 1) право лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной юрисдикции; 2) законность и обоснованность решений, принятых в ходе производства по делу.
Институт судебного обжалования функционирует в рамках стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, правовую основу которой составляют положения гл. 30 КоАП.
Предусмотренные в ней правила рассмотрения жалоб на постановления и решения по таким делам являются общими для всех субъектов административной юрисдикции, за исключением судей арбитражных судов, которые в данном случае руководствуются положениями АПК.
Очевидно, что наличие в КоАП специальных норм, направленных на защиту прав граждан и организаций в сфере административно-деликтных отношений, обусловливает возможность применения к ним установленного в гл.
25 ГПК РФ общего процессуального механизма обжалования действий и решений государственных органов и их должностных лиц только в дополнение к институту специальной жалобы, а не вместо него .
Например, нельзя оспорить в порядке главы 25 ГПК РФ постановление по делу об административном правонарушении путем обращения в суд с заявлением о признании незаконным действия принявшего его должностного лица либо о возврате уплаченного административного штрафа .
В то же время институт общей жалобы может быть востребован при обжаловании тех действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые хотя и связаны с производством по делам об административных правонарушениях, но находятся вне сферы правового регулирования КоАП.
Например, если гражданин оштрафован судьей за нарушение правил дорожного движения, а изъятое у него водительское удостоверение не возвращено должностным лицом органа ГИБДД, действия этого должностного лица могут быть обжалованы указанным гражданином в суд в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством.
——————————–
Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989. С. 174.
То, что некоторые авторы указывают на возможность оспорить постановление (решение) по делу об административном правонарушении с помощью общей жалобы, следует признать недоразумением. Например, А.Р.
Лаврентьев отмечает, что, если лицо, подающее жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, пропустило установленный срок и его ходатайство о восстановлении срока было отклонено, судья вправе предложить ему переоформить жалобу в соответствиями с требованиями гл. 25 ГПК. См.: Лаврентьев А.Р.
Проблемы обжалования в судах постановлений по делам об административных правонарушениях // Мировой судья. 2005. N 1. С. 26. Думается, что такая позиция основана на неверном понимании и толковании закона.
- Стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях присущи следующие признаки:
- – жалоба приносится на юрисдикционный акт судьи или несудебного органа (должностного лица), не вступивший в законную силу;
- – дело по жалобе рассматривается вышестоящим государственным органом (вышестоящим должностным лицом) или судьей вышестоящего суда;
- – порядок обжалования дифференцируется в зависимости от того, каким органом – несудебным или судебным – дело рассматривалось по существу;
- – судья, государственный орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать жалобу, проверяют как правовую, так и фактическую стороны дела в полном объеме, независимо от доводов жалобы;
- – судья, государственный орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать жалобу, вправе направить дело на новое рассмотрение, если субъектом административной юрисдикции первой инстанции были допущены существенные нарушения, которые не могут быть устранены во второй инстанции;
- – судья, государственный орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать жалобу, не вправе отменить постановление о прекращении производства по делу и вынести новое постановление о назначении административного наказания;
- – судья, государственный орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать жалобу, не вправе принять решение, ухудшающее положение лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе при наличии жалобы потерпевшего на мягкость назначенного наказания.
- Перечисленные признаки свидетельствуют о том, что в основе стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях лежит модель неполной апелляции, сущность которой составляет проверка законности и обоснованности не вступившего в законную силу юрисдикционного акта путем вторичного рассмотрения дела по существу.
- Кто вправе обжаловать постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения?
Согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях вправе обжаловать: лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, их законные представители, защитник и представитель, а также прокурор.
Особое место среди субъектов обжалования занимают должностные лица государственных органов и руководители коллегиальных органов, созданных в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, которые, не являясь участниками производства по делам об административных правонарушениях, реализуют данное право в соответствии с ч. 1.1 ст. 30.1 и ч. ч. 5, 6 ст. 30.9 КоАП.
В частности, должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, вправе обжаловать судебное постановление по делу о таком правонарушении, а должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, – решение суда по жалобе на данное постановление. Аналогичными полномочиями ныне наделены и руководители коллегиальных органов, органов, созданных в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, которые также вправе обжаловать решение суда по жалобе на вынесенное ими постановление.
Вправе ли Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обжаловать не вступившее в законную силу судебное постановление по делу об административном правонарушении?
Согласно п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 16 Федерального конституционного закона от 26.02.
1997 N 1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” (далее – Закон N 1-ФКЗ) уполномоченный, действуя в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
В силу подп. 1 и 3 п. 1 ст.
29 Закона N 1-ФКЗ по результатам рассмотрения поступивших жалоб Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
- Из взаимосвязанных положений указанных норм следует, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в рамках компетенции, закрепленной за ним Законом N 1-ФКЗ, вправе обратиться с ходатайством о пересмотре только вступивших в законную силу судебных постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Права обжалования не вступивших в законную силу судебных постановлений по данным делам Уполномоченный не имеет.
- Кто не вправе обжаловать постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях?
- Постановления по делам об административных правонарушениях не могут быть обжалованы участниками процесса, не являющимися лицами, заинтересованными в исходе дела: специалистами, переводчиками, экспертами, свидетелями, понятыми.
Кому из должностных лиц государственных органов и коллегиальных органов, созданных в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, предоставлено право обжалования постановлений и решений суда по делам об административных правонарушениях на основании ч. 1.1 ст. 30.1 и ч. 5 ст. 30.9 КоАП?