Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Сроки направления требования об уплате налога и сбора
- Требование об уплате налога и сбора может быть выставлено в нескольких случаях.
- Содержание
- Для максимального соблюдения действующих норм и правил, а также в целях защиты законных интересов налогоплательщиков, налоговое законодательство РФ устанавливает четкие сроки, в которые каждый налогоплательщик должен быть уведомлен о срочной необходимости уплаты того или иного налога и сбора.
- Несоблюдение налоговым органом установленных условий по уведомлению того или иного налогоплательщика ведет к тому, что несвоевременно направленное уведомление теряет свою юридическую силу.
- Соответствующе оформленное требование об уплате налога должно быть направлено уполномоченным органом налогоплательщику в установленный 3-х месячный период с того момента, когда существующая недоимка была выявлена и поставлена на учет.
В установлении допустимого срока определенную роль играет и сумма имеющейся недоимки. Если она не превышает 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено лицу в период, равный одному году со дня непосредственного обнаружения и фиксирования недоимки.
В данном случае допустимый срок предъявления требований увеличивается в связи с перевесом затрат действий налоговых органов в сравнении с взыскиваемой суммой недоимки.
Исключениями будут являться случаи, когда обнаружение недоимки в том или ином размере стало результатом ранее проведенной налоговой проверки. Тогда, после вынесения официальных результатов данной проверки и фиксирования недоимки, налоговый орган должен направить свои требования о ее погашении в течение 20 дней с момента проведения данной проверки.
Требования о погашении задолженности могут быть направлены как самому лицу-налогоплательщику, так и ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.
Требование об уплате того или иного налога составляется в письменной форме и, как правило, в одном экземпляре. Исключения составляют случаи, когда документ направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.
После того, как на втором документе была проставлена отметка налогоплательщика, либо его представителя, о получении, данный экземпляр возвращается в налоговый орган и хранится там.
Правила установления срока исполнения требования об уплате
Сроки направления требования об уплате налога и сбора устанавливаются действующим законодательством РФ и, в дальнейшем, местными налоговыми органами. Исчисление срока всегда начинается с момента обнаружения недоимки. С этого времени у налогового органа появляется полноценное право на предъявление финансовых требований к налогоплательщику.
Факт выявления недоимки, в обязательном порядке, фиксируется налоговым органом по установленным правилам. Документ, свидетельствующий о выявлении недоимки, является внутренней налоговой бумагой и налогоплательщику не направляется.
Нередко недоимки выявляются и во время производства по делу о налоговом правонарушении. В таком случае, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее, чем в течение 10 дней со дня обнаружения недоимки.
Законодательство РФ устанавливает минимальный срок, в течение которого требование налогового органа должно быть исполнено налогоплательщиком. Данный срок равен 8 дням с момент получения уведомления.
- В тех случаях, когда требования об уплате направляется налогоплательщику в электронном виде, установленный срок увеличивается до 20 календарных дней, в отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями – до 30 дней.
- До окончания срока, предусмотренного для добровольного исполнения требований налогоплательщиком, налоговый орган не может применить дополнительные принудительные меры, например, в виде пеней или штрафов.
- В судебной практике нередко встречаются случаи, когда решение налогового органа о принудительном взыскании долгов с налогоплательщика за счет его имущества, было признано незаконным именно потому, что оно было вынесено в период до истечения установленного законодательством срока для добровольного исполнения налоговых требований.
- Только после истечения установленного периода, налоговый орган может приступать к следующему этапу – выбору определенной принудительной меры для взыскания.
Срок исполнения требований об уплате налога, как правило, представляет собой стандартные цифры – 8, 20, 30 дней и один календарный год. Но, в определенных случаях он может быть увеличен, либо уменьшен, в зависимости от конкретных индивидуальных обстоятельств. Конечный результат устанавливается уполномоченным налоговым органом, но минимальное значение срока – 8 дней сократить нельзя.
Несоблюдение сроков направления требования об уплате
В налоговом праве сроки играют огромную роль, причем это напрямую касается не только налогоплательщиков и их обязательств, но и самих налоговых органов, действия которых не должно противоречить действующим нормам и правилам. Еще более важное значение приобретают сроки, когда речь идет о взыскании определённой материальной суммы для погашения налоговой задолженности.
Итак, если налоговый орган не проводил проверку, а недоимка составила сумму более 500 рублей, информирование налогоплательщика и предъявление соответствующих требований о погашении долга должно быть осуществлено в течение 3-х месяцев со дня обнаружения данной недоимки.
Если задолженность так и не была погашена, решение о взыскании может быть принято налоговым органом сразу после истечения установленного срока, но не позднее, чем в течение двух календарных месяцев после данного периода.
В действующем налоговом законодательстве РФ не установлено четких сведений о том, какую ответственность будет нести налоговый орган при нарушении установленного срока для предоставления требований об оплате.
Существуют множественные судебные решения, подтверждающие тот факт, что несоблюдение инспекциями установленных сроков по предъявлению требований не лишает их дальнейшей возможности взыскания различных штрафов и пеней. Помимо этого, данный факт не влечет изменения остальных сроков, предусмотренных законодательством РФ.
С другой стороны, судебная практика содержит в себе немало прецедентов, в которых действия налоговой инспекции были признаны незаконными, по причине несоблюдения установленных сроков и, как следствие, грубых нарушений действующего законодательства.
В таких случаях судебный орган нередко ставал на сторону налогоплательщика и освобождал его от необходимости оплаты выявленной ранее недоимки по причине неправомерных действий со стороны налоговых органов. Таким образом, в данном вопросе нет официальной и единственной позиции.
Как правило, во внимание принимаются различные, дополнительные обстоятельства, которые помогают судебному органу принять наиболее оптимальное и справедливое решение, максимально защитив интересы, как налогоплательщиков, так и представителей налоговых органов.
В тех ситуациях, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа о принудительном взыскании денежных средств, наложении ареста на имущество, либо о начислении пеней и штрафов за просрочку исполнения обязательства, он имеет полное право на обращение в судебный орган.
Разбирательство данных дел входит в компетенцию Арбитражного суда. Заинтересованному лицу следует подать иск, в котором необходимо указать имеющиеся требования и обосновать их.
В качестве основного доказательства нужно представить первоначальное требование налогового органа о срочной уплате существующей недоимке. В данном документе, в обязательном порядке, должен быть прописан срок, в который данная недоимка должна быть погашена. Затем следует представить в суд окончательное решение налоговой инспекции о принудительном взыскании денежных средств.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
Налогоплательщик согласно статье 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, причем обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В НК РФ также предусмотрено, что налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.
Налоги, не уплаченные налогоплательщиком в добровольном порядке, взыскиваются в следующем порядке.
Этап 1. Налоговый орган направляет в трехмесячный срок налогоплательщику требование об уплате налога. Этот срок исчисляется со дня выявления наличия недоплаченного налога. Отметим, что ранее этот срок исчислялся с момента наступления времени уплаты налога. Такое новшество неутешительно для налогоплательщиков, поскольку оно фактически увеличивает срок для предъявления требования.
После получения требования налогоплательщик обязан в соответствии со ст.69 НК РФ в течение срока, указанного в требовании, уплатить сумму налога. При этом минимальный установленный законом срок, который может быть предоставлен налогоплательщику в соответствии с требованием об уплате налога, составляет 10 дней (ч. 3 п. 4 ст.
69 НК РФ). Соответственно в требовании может быть указан и более продолжительный период. В случае если требование об уплате налога составляется и направляется по результатам налоговой проверки, то срок направления составляет 10 дней с момента вступления в силу решения (п. 2 ст.
70 НК РФ), а не с момента его вынесения, как было ранее.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ если требование невозможно вручить руководителю (представителю) налогоплательщика лично, то оно направляется по почте заказным письмом. Ранее требование могло быть направлено по почте, только если руководители предприятий прямо уклонялись от его получения.
Причем факт уклонения должен был доказываться налоговым органом.
Данное новшество сократит количество судебных разбирательств, поскольку ранее многие суды зачастую отказывали в привлечении налогоплательщика к ответственности из-за недоказанности факта уклонения налогоплательщика от получения требования (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006 № А05-18542/2005-18).
- Таким образом, в свете новых положений налоговые органы смогут достаточно просто обосновать факт невозможности лично вручить требование, например, из-за отсутствия организации по юридическому адресу.
- Статья 69 НК РФ содержит исчерпывающий перечень обязательной информации, которая должна быть указана в требовании:
- ● сумма задолженности;
- ● размер пеней;
- ● срок уплаты налога;
- ● срок исполнения требования;
- ● меры по взысканию налога;
- ● обеспечения обязанности по его уплате.
Представляется вероятным, что в случае отсутствия какого-либо пункта в требовании, налогоплательщик может оспорить действительность требования по формальным признакам. Однако имеющаяся судебная практика свидетельствует об обратном. Так, например, ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 14 февраля 2007 г.
№ Ф04 – 292/2007 (31145-А46-26) вынес решение в пользу налогового органа. ООО «Сибзавод» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования о предложении погасить недоимку по земельному налогу вследствие неверно указанного в требовании номера решения налогового органа.
Суд не поддержал позицию налогоплательщика, определив, что указанные в требовании обязанности по уплате земельного налога за 2005 год соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате данного налога.
Неверное указание в оспариваемом требовании номера решения налогового органа, не может служить безусловным основанием для признания указанного требования недействительным, поскольку является формальным нарушением.
Этап 2.
Если после предъявления требования об уплате налога и истечения указанного в нем срока, налогоплательщик добровольно не уплачивает налог, то налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банке в течение двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, согласно п. 3 ст.46 НК РФ. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Одновременно или после вынесения такого решения он вправе потребовать приостановления операций по счетам налогоплательщика. Причем изменения, затронувшие статью 76 НК РФ, предусматривают приостановление операций не по всем денежным средствам на счете, в отличие от ранее существовавшего порядка, а только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.
Предположим, что решение вынесено в отношении 100 000 рублей, а налогоплательщик имеет на счете 1 000 000 рублей, следовательно, приостановка операций касается только суммы в 100 000 рублей, остальными 900 000 рублями налогоплательщик может распоряжаться.
Согласно пункту 9 статьи 76 НК РФ если налоговый орган приостановил операции по нескольким счетам, а сумма денежных средств на них больше суммы долга, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене такого приостановления.
При этом в заявлении налогоплательщик должен указать счета, на которых достаточно денежных средств для погашения налогового долга и остатки по таким счетам. К заявлению целесообразно приложить выписки банка, отражающие остатки по счетам.
При получении такого заявления налоговый орган обязан принять решение об отмене приостановления операций по счетам в части превышения суммы недоимки. Срок для принятия такого решения установлен в два рабочих дня. Здесь следует отметить еще одно новшество – согласно новой редакции п. 5 ст.
46 НК РФ взыскание с валютных счетов может производиться только в случае нехватки денежных средств на рублевых счетах налогоплательщика.
Этап 3. (возможен, если налоговый орган пропустил установленный двухмесячный срок и не приостановил операции по счетам). Взыскание налога производится только в судебном порядке. Для этого в течение шести месяцев с момента истечения срока, указанного в требовании, налоговый орган должен направить соответствующее заявление в суд.
Если же и этот срок будет пропущен, то пропущенный срок может быть восстановлен судом, если будет доказана налоговым органом уважительная причина пропуска срока. Как будет складываться судебная практика по данному вопросу, и какие доводы налоговые органы будут приводить в качестве уважительных причин пропуска сроков, покажет будущее.
Отметим, что норма о шестимесячном сроке появилась в статье 46 НК РФ как нововведение. Однако ранее суды также руководствовались данным сроком на основании п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.
2001 № 5, в соответствии с которым предельным сроком на подачу заявления о взыскании налога также устанавливались шесть месяцев, но с момента истечения 60 дней, отведенных на принятие решения о взыскании налога налоговым органом.
Таким образом, теперь данный срок закреплен на законодательном уровне.
Этап 4. (возможен, если денежных средств на счетах налогоплательщика, как рублевых, так и валютных, окажется недостаточно). Налоговые органы имеют право обратить взыскание на иное имущество налогоплательщика.
Срок для взыскания налога за счет иного имущества организации и индивидуального предпринимателя установлен в один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налоговым органом налогоплательщику.
Причем продление данного срока по уважительной причине в Налоговом Кодексе не предусмотрено. Однако в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с 1 января 2007 г. согласно п. 2 ст.
48 НК РФ предусмотрена возможность восстановления пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока для случаев взыскания налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества этого физического лица.
Порядок составления и направления Требования об уплате налогов
29.08.2007
- Пунктом 4 статьи 69 НК РФ установлены обязательные реквизиты Требования а именно:
- 1) сумма задолженности по налогу
- 2) размер пеней, начисленных на момент направления требования
- 3) срок уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах,
- 4) срок исполнения требования, меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Очень часто налоговые органы пренебрегают требованиями статьи 69 НК РФ и направляют Требование об уплате налога, оформленное ненадлежащим образом. Например, налоговый орган может не указать срок уплаты налога. В Постановлении ФАС Московского округа от 30 июля 2003 г. № КА-А41/5005-03 по данному поводу:
«Применив статьи 69, 70 НК РФ, судебные инстанции указали, что оспариваемое требование не содержит указания на срок уплаты налога, в нем отсутствуют основания, обязывающие налогоплательщика уплатить налог, поэтому является недействительным.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по городу и космодрому Байконур просит об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителей ООО «ЛФЛ», возражавших против ее удовлетворения, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления суда. В силу п. 4 ст.
69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.»
Если требование выставляется сразу на несколько налогов, то необходимо указывать подробную информацию о каждом налоге. Налоговые органы игнорируют данное требование и выставляют требование, указывая сумму налогов совокупно. В отношении такого Требования в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30 июня 2003 года № А21-1282/03-С1отмечено следующее:
Какие сроки обжалования требования об уплате налогов? — Правовед.RU
132 юриста сейчас на сайте
ИП УСН неправомерное требование об уплате страховых взносов (1%).Требование от 13.07.2018 года.
Если срок 1 год, то с уважительными причинами будет проблематично(
Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос
Ответы юристов (2)
Андрей, добрый день, срок обжалования в административном порядке составляет 1 год в силу ст. 139 НК РФ:
2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
В судебном порядке в течении 3х месяцев в силу ст. 198 АПК РФ:
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Между тем обжаловать в судебном порядке возможно уже решение вышестоящего органа.
Кроме того, как видите при наличии уважительных причин срок может быть восстановлен. Пропуск срока на месяц не такой существенный, можно привязать к моменту получения требования.
- Андрей, здравствуйте!
- Требование об уплате налога (взноса) является одним из элементов в процедуре принудительного взыскания недоимки, за которым следует принятие решение о взыскании налога (взносов) за счет денежных средств и направление поручений в банк.
- Если после требования об уплате налогов, которое было направлено Вам более года назад, налоговым органом не принималось решения о взыскании налога (соответственно, не направлялись в банк, в котором у Вас открыт счет, поручение на списание денежных средств), тогда в настоящее время недоимка по страховым взносам может быть взыскана с Вас исключительно в судебном порядке и смысл обжаловать отдельно указанное требования отсутствует.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. (ч. 4 ст. 46 НК РФ)
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора, страховых взносов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. (ч. 10 ст. 46 НК РФ)
С уважением, Александр Васильев
Споры о признании недействительными требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа
Материал подготовил юрист ЮФ»Логос» Исмайлов Тимур |
В соответствии с абз.1 п.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.Согласно абз.3 п.1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.В соответситвии с п.1 ст. 69 НК РФ Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.Согласно п.2 указанной статьи требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. При этом требование об уплате налога, сбора и пени должно соответствовать законодательству РФ и не должно нарушать права и законные интересы налогоплательщиков в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В случае несогласия налогоплательщика с выставленным требованием оно может быть обжаловано как в административном порядке в вышестоящий налоговый орган), так и в суд как ненормативный правовой акт налогового органа. Данное право гарантировано налогоплательщику ст. 137 и 138 НК РФ.В судебной практике налоговые органы часто приводят доводы о том, что требование — это не акт ненормативного характера, а направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Отсюда налоговые органы делают вывод о невозможности обжалования требования в судебном порядке.Однако судебная практика опровергает данную позицию налоговых органов; суды отвергают вышеуказанные доводы налоговых органов (Постановление Президиума ВАС РФ от 11 июля 2000 г. по делу N 1102/00; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 августа 2004 г. по делу N А78-4030/03-C2-27/371-Ф02-3020/04-C1; решение Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2005 г. по делу N А41-К2-23617/04). При этом суды руководствуются следующим: При толковании ст. 137 и 138 НК РФ следует принимать во внимание, что понятие «акт» использовано в них в ином значении, чем в ст. 100, 101.1 (п. 1) НК РФ. При применении ст. 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ любого наименования (как требование, так и решение, Постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. Соответствующие разъяснения приведены в п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Основанием для признания требования недействительным в судебном порядке является его несоответствие закону или иному нормативному акту, а также нарушение этим требованием прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наиболее часто встречающиеся случаи недействительности требования об уплате налогов и сборов в судебной практике разделяются на следующие группы: Несоответствие требования ст. 69 НК РФ по форме. В пункте 4 ст.
69 НК РФ установлен круг сведений, при отсутствии которых требование не будет соответствовать нормам НК РФ.
Указанной статьей установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Во многих случаях суды признают не соответствующими налоговому законодательству требования об уплате налогов и сборов, которые не содержат достоверных данных о наименовании налогов, сведений о сроке уплаты по налогу, установленному законодательством о налогах и сборах, подробных данных об основаниях взимания налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 22 июля 2003 г.
по делу N 2100/03; Постановления ФАС Поволжского округа от 1 февраля 2005 г. по делу N А65-17186/2004-СА1-19; ФАС Северо-Западного округа от 11 марта 2004 г. по делу N А05-8521/03-19; ФАС Московского округа от 24 июня 2004 г. по делу N КА-А40/3781-04-П; ФАС Западно-Сибирского округа от 14 июля 2004 г.
по делу N Ф04/3751-1212/А45-2004; ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2004 г. по делу N А19-20894/03-43-Ф02-2421/04-С1; ФАС Центрального округа от 22 мая 2003 г. по делу N А09-11388/02-3). Толкование понятий «взимание налога» и «основания взимания налога» в НК РФ отсутствует.
Между тем исходя из смысла положений НК РФ взимание налога — это совокупность всех действий налогового органа, обеспечивающих выполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов и сборов. В свою очередь, основания взимания налога и сбора — это совокупность всех тех обстоятельств, наличие которых послужило первопричиной для взимания налога и сбора.
Иными словами, при наличии объекта, облагаемого налогом в определенный период по соответствующей ставке, в случае установления налоговым органом неуплаты этого налога можно говорить о наличии оснований для его взимания с налогоплательщика.
Так, ФАС Московского округа в качестве оснований взимания налога назвал объект налогообложения, налогооблагаемую базу, налоговый период, ставку налога и пояснил, что отсутствие этих сведений в требовании влечет его недействительность (Постановление ФАС Московского округа от 5 мая 2003 г. по делу N КА-А40/1921-03).
В Постановлении от 20 сентября 2004 г. по делу N КА-А40/8308-04 ФАС Московского округа также указал на недействительность требования об уплате налога и сбора при отсутствии в нем сведений об объекте налогообложения, налоговой базы, налогового периода, ставки налога.
Кроме того, в этом Постановлении ФАС отметил, что требование должно содержать порядок исчисления и уплаты налога. В Постановлении ФАС Московского округа от 22 октября 2004 г.
по делу N КА-А40/9525-04 говорится об обязанности налогового органа указывать в требовании об уплате налога и сбора, на основании какого решения или декларации налогоплательщика налоговым органом сделан вывод о наличии задолженности.
В Постановлении от 9 августа 2004 г. по делу N КА-А40/6489-04 ФАС Московского округа указал, что ссылка налогового органа в требовании на ст.
45 НК РФ не может быть признана достаточной для соблюдения требований НК РФ, обязывающего налоговый орган указывать в требовании подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Суд также указал, что в нарушение требований п. 4 ст. 69 НК РФ оспариваемое требование не содержит срока уплаты налога, а только срок его исполнения. Даты, указанные в графе «срок исполнения» (12 ноября 2003 г.; 24 февраля 2003 г.
), не могут считаться сроками уплаты налога на прибыль, налога на имущество, НДС, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, прочих местных налогов и сборов, поскольку такие сроки не установлены законодательством о налогах и сборах.
Полагаем, что помимо вышеуказанных сведений к основаниям взимания налога можно причислить нормы права, предоставляющие налоговым органам и их должностным лицам соответствующие полномочия на взимание налога, а также нормы права, предусматривающие обязанность налогоплательщика уплатить налог. В то же время в п. 4 ст.
69 НК РФ законодатель отделил такой элемент требования, как ссылка на положения закона о налогах, устанавливающего обязанность по уплате налога, от оснований взимания налога и сбора.
Согласно п. 5 ст. 69 НК РФ форма требования об уплате налога и сбора
Принудительное исполнение налоговой обязанности | Отчётсдан
Эксклюзивное интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса
Принудительное исполнение налоговой обязанности регулируется НК РФ. Кроме того, за более чем 15-летний период применения соответствующих положений сложилась обширная правоприменительная практика.
Следует отметить, что предусмотренная НК РФ процедура взыскания призвана создать дополнительные гарантии защиты прав собственности налогоплательщика. При этом нарушение порядка взыскания может влечь списание задолженности налогоплательщика как безнадежной.
Вопросам принудительного исполнения обязанности по уплате налога посвящено это интервью.
- – Какое значение имеет направление налогоплательщику требования об уплате налога?
- Требование – это извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности по ее уплате (статья 69 НК РФ).
- Только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога, могут применяться меры взыскания.
Напомню, что правоприменительная практика признает уплату налогоплательщиком причитающихся по любому решению налогового органа сумм как принудительное взыскание.
Если в результате рассмотрения последующей жалобы решение инспекции будет отменено, налогоплательщик, добровольно уплативший сумму налога, вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на проценты, начисленные на уплаченную сумму по день возврата.
– Должно ли требование об уплате налога быть подписано начальником налоговой инспекции?
Нет. Форма требования, утвержденная приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@, вообще не предусматривает подписи должностного лица налогового органа.
– Каким налоговым органом налогоплательщику направляется требование?
Требование направляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым в соответствии со статьей 101.4 НК РФ обнаружено налоговое правонарушение.
- Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации или физическому лицу (их законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
- – Если требование было направлено по почте, когда оно считается полученным?
- Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
- В силу прямого указания НК РФ соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования.
- – А в какие сроки направляются требования?
- Сроки направления различаются в зависимости от оснований выявления задолженности.
- По результатам налоговой проверки требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Если недоимка выявлена вне проверки, то требование об уплате налога направляется не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, то требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (статья 70 НК РФ).
– Как оформляется выявление недоимки вне рамок проверки?
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@.
Налоговый орган не обязан направлять налогоплательщику документ о выявлении недоимки. Но сам по себе срок, когда недоимка должна быть выявлена, не является произвольным.
Например, под днем выявления недоимки, указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации, расчета авансового платежа с нарушением установленных сроков – следующий день после их представления. Такой вывод сделан в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.
– В какой срок направляется требование об уплате штрафа по нарушению, выявленному вне рамок налоговой проверки?
НК РФ такой срок четко не устанавливает. По аналогии со сроками в статьях 100 и 101 НК РФ можно предположить, что требование об уплате штрафа должно быть направлено в течение 20 рабочих дней со дня вручения решения о привлечении к ответственности (26 дней – в случае отправки такого решения по почте).
- – Что относится к повторному требованию?
- В случае, если обязанность по уплате налога изменилась после направления требования, налоговый орган обязан направить уточненное требование (статья 71 НК РФ).
- Изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании, в частности, поправок в НК РФ, имеющих обратную силу, проведения зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм после направления налогоплательщику первоначального требования, предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.
Направление требования является самостоятельной стадией в процедуре взыскания налога. Истечение срока, указанного в требовании, влечет переход к следующим действиям налоговых органов по бесспорному взысканию.
Нужно отличать уточненное требование от повторного. Требование не может направляться повторно на одни и те же суммы, поскольку это приводит к восстановлению или продлению пропущенных налоговым органом сроков взыскания. Поэтому новое требование на те же суммы (или отличающееся увеличившимся размером пеней) является неправомерным.
– Какой срок отводится на исполнение требования?
Значение требования состоит и в том, что налогоплательщику устанавливается срок для добровольного погашения возникшей недоимки.
Обычно требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения. Данный срок исчисляется в рабочих днях.
В требовании может быть указан более продолжительный период времени для уплаты налога. НК РФ не ограничивает максимальную продолжительность срока исполнения, которая может быть установлена налоговым органом.
– Из каких этапов состоит процедура взыскания?
Принудительное взыскание налоговым органом задолженности состоит из взаимосвязанных этапов. При взыскании налога должна соблюдаться последовательность стадий: направление требования, обращение взыскания на счета, на иное имущество.
По общему правилу, налоговый орган не вправе принять решение об обращении взыскания на имущество, если им в порядке статьи 46 НК РФ не выносилось решение о взыскании денежных средств на счетах организации.
– Если налоговым органом пропущен срок направления требования, то последующие действия по взысканию не проводятся?
Не совсем так. Нарушение срока направления требования не приводит к увеличению других сроков, установленных для принудительного взыскания налога. В подобной ситуации для целей взыскания срок на добровольную уплату налога, установленный в требовании, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого такое требование должно было быть направлено налогоплательщику.
Иными словами, направление требования с пропуском установленного в статье 70 НК РФ срока имеет смысл, если с учетом отведенного срока исполнения такого требования сроки совершения налоговым органом последующих действий по взысканию не истекли (в частности, не истек срок на принятие налоговым органом решения о взыскании за счет денежных средств).
– Как осуществляется взыскание за счет денежных средств организации или индивидуального предпринимателя?
Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 2 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. В банк, в котором открыты счета налогоплательщика, направляется поручение на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика.
Решение о взыскании доводится до сведения организации или индивидуального предпринимателя в течение 6 дней после вынесения указанного решения.
В случае пропуска срока принятия решения налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Срок подачи заявления в суд составляет 6 месяцев.
- – Как взыскивается недоимка за счет имущества?
- При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах, налог погашается за счет иного имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ.
- Вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в банках может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.
Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия регламентируются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
– Какой срок отводится на принятие решения о взыскании недоимки за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя?
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий:
- предварительное направление налогоплательщику требования об уплате налога;
- неуплата налогоплательщиком в установленный срок суммы налога;
- вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика;
- отсутствие на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств или отсутствие у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.
При невыполнении одного из указанных условий решение об обращении взыскания на имущество налогоплательщика считается принятым без достаточных оснований (письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).
Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и не исполняется. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании. Заявление может быть подано в суд в течение 2 лет.
- – Как определяется момент погашения недоимки в случае принудительного взыскания налога?
- Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
- Денежные суммы, списанные банком со счетов налогоплательщика, не могут быть включены в размер недоимки.
- В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
- Если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
- – Когда на имущество в целях его реализации уже наложен арест, может ли задолженность налогоплательщика продолжать взыскиваться за счет другого имущества?
Повторное возложение на налогоплательщика обязанности погасить задолженность по уплате налога, если именно в этих целях у него уже было арестовано (описано) и изъято имущество, из пункта 5 статьи 47 НК РФ не следует (Определение Конституционного Суда РФ от 17.10.2001 № 238-О). Причем, если в результате действий третьих лиц в ходе принудительного взыскания средства в бюджет фактически не поступили, то это не свидетельствует о неисполнении должником своих налоговых обязанностей.
– Начатый процесс взыскания длится до полного погашения долга?
Да, хотя завершить его погашением в силу ряда причин не всегда возможно.
Поручения налогового органа на списание денежных средств в уплату налога могут быть приостановлены или отозваны. Скажем, в случаях представления уточненных деклараций к уменьшению.
Процедура взыскания может прекратиться, если соответствующая задолженность признана безнадежной.
К таким случаям статья 59 НК РФ относит вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более 5 лет, в следующих случаях:
- ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве (для организаций – от 300 тысяч рублей);
- судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
– Каковы сроки давности взыскания?
В отношении налоговой недоимки не используются установленные Гражданским кодексом сроки исковой давности, а применяются самостоятельные сроки взыскания. Срок принудительного взыскания складывается из следующих временных промежутков:
- выставление требования – 3 месяца (или 20 дней);
- срок добровольной уплаты – 8 дней.
Сроки последующих действий исчисляются со дня истечения срока исполнения требования;
- принятие решения о взыскании за счет денежных средств – 2 месяца. При пропуске срока – 6 месяцев на обращение в суд с заявлением о взыскании;
- принятие решения о взыскании налога за счет имущества (при условии принятия решения о взыскании за счет денежных средств) – один год (при пропуске срока – 2 года на обращение в суд с заявлением о взыскании).
Следует иметь в виду, что пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд может быть восстановлен судом (например, такой причиной может признаваться обжалование решения налогового органа налогоплательщиком).
– Что еще помимо исключительно судебной перспективы взыскания означает пропуск налоговым органом сроков на бесспорное взыскание?