В качестве основания классификации видов производств об административных правонарушениях учеными административистами, как правило, используются объем и сложность процессуальной деятельности.
Замечание 1
Единства мнений в отношении определения видов производств по административным правонарушениям и их количества, в настоящее время нет.
Так, В.В. Волкова выделяет четыре вида производств:
- обычное,
- ускоренное,
- упрощенное,
- усложненное.
Этой же точки зрения придерживается и М.А. Штатина. С.Н. Братановским выделено лишь общее и упрощенное виды производства.
Некоторыми учеными (В.Я. Кикоть, В.С. Четвериков) отдельные виды производства об административных правонарушениях вообще не выделяются. Однако, большинство исследователей придерживается точки зрения о существовании трех видов производства по административным правонарушениям:
- обычного,
- упрощенного,
- усложненного.
Обычное производство по делам об административных правонарушениях
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Определение 1
Обычным называется производство по делам об административных правонарушениях, включающее все стадии производства, являющиеся обязательными.
Другими словами – это совокупность процессуальных действий, которые осуществляют наделенные специальными полномочиями должностные лица, судьи, по отношению к лицам, которые совершили административные правонарушения. В структуру этих процессуальных включены четыре стадии:
- возбуждение административного дела;
- рассмотрение административного дела.
- апелляционная стадия или стадия пересмотра вынесенных по делу постановлений;
- стадия исполнительного производства.
Значительная часть дел об административных правонарушениях рассматривается именно в порядке обычного производства.
Упрощенное производство
Определение 2
Упрощенным называется порядок производства по делу об административном правонарушении при котором, относящиеся к различным стадиям, процессуальные действия совершаются одномоментно и без составления протокола об административном правонарушении.
Упрощенный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен статьей 28.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Упрощенное производство может иметь место, если за совершенное физическим лицом правонарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа.
Уполномоченное должностное лицо, не составляя протокол, выносит постановление о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.
Если лицо, совершившее правонарушение, оспаривает данный факт, или не согласно с назначенным наказанием, то протокол об административном правонарушении должен быть составлен и производство по делу приобретает характер обычного.
Усложненное, или особое производство
Определение 3
Усложненное или особое производство по делу об административных правонарушениях предполагает наличие дополнительных стадий или особый порядок возбуждения.
При соблюдении хотя бы одного из следующих условий производство по делу об административном правонарушении относится к усложненному или особому:
- наличие стадии административного расследования в порядке, определенном статьей 28.7 КоАП РФ;
- если вынесенное по делу постановление или решение будет обжаловано либо опротестовано в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ;
- если дело об административном правонарушении возбуждается прокурором;
- дело об административном правонарушении возбуждается в отношении специальных субъектов, например, юридических лиц, некоторых должностных лиц (прокуроры, судьи, депутаты и тому подобное).
Виды, сроки, доказательства производства по делам об административных правонарушениях
Определение 1
Производство по делам об административных правонарушениях – это комплекс административно-процессуальных норм и деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, строящаяся на этих нормах, направленная на выявление обстоятельств административного правонарушения и разрешения дела в соответствии с законодательством.
Административно-процессуальные нормы изложены в КоАП РФ. Производство по делу включает в себя четыре стадии:
- возбуждение дела;
- рассмотрение дела;
- пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
- исполнение постановлений.
Замечание 1
Третий пункт не носит обязательного характера, а является факультативным, так как может иметь место только при обжаловании судебного решения.
Виды производства по делам об административных правонарушениях
Выделяют четыре вида производств по делам об административных правонарушениях.
Обычное производство наиболее часто встречается в практике. Ускоренное производство ведется в случаях правонарушений, последствиями которых являются арест, административное приостановление деятельности, либо наказание за нарушенные требования закона о выборах и референдумах.
Для ускоренного рассмотрения характерны сокращенные сроки, составление и подача жалобы на постановление, рассмотрение жалобы, пересмотр решения. Упрощенное производство имеет место, когда предупреждение подлежит оформлению на месте совершенного нарушения, здесь же налагается административный штраф.
Протокол об административном правонарушении в данном случае не составляется. Все стадии производства составляют одно целое. Усложненное производство применяется при осуществлении комплексных мер, при проведении административного расследования, а также если наличествует третья стадия – пересмотр решения по делу.
Этот вид производства занимает больше времени, чем обычное производство.
Процессуальные сроки и их исчисление
Процессуальные сроки установлены КоАП, и их обязаны соблюдать лица, фиксирующие нарушения.
Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после установления нарушения. Если необходимо выяснить обстоятельства, получить данные по делу, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.
Если проводится расследование, документ составляется по завершении этого расследования. Если поступили ходатайства, или необходимо выяснить дополнительные обстоятельства, срок рассмотрения дела продлевается судьей, должностным лицом, но не более, чем на месяц.
По этому поводу выносят определение.
Некоторые дела рассматриваются за 5 дней со дня получения протокола. Продление сроков не допускается.
Замечание 2
Если дело влечет за собой арест или выдворение, то дело должно быть рассмотрено немедленно после получения протокола, не позднее 48 часов после задержания лица, совершившего нарушение.
Пять суток отводится на рассмотрение дел, где предполагается приостановление деятельности. Временный запрет деятельности включается в общий срок приостановления.
Конкретизированные процессуальные сроки
Сроки в Кодексе конкретизированы, они могут исчисляться часами, сутками и т.д. Срок начинает идти на следующий день после определения нарушения.
Если срок исчисляется сутками, то он заканчивается в 24 часа последних суток. Если срок исчисляется месяцами, то он заканчивается последнее число месяца. Если срок исчисляется годами, то он заканчивается в последний год, месяц и число срока. Если жалоба, платеж переданы в соответствующий орган до 24 часов последнего дня срока, нарушения сроков не будет.
Опиши задание
Производство по делам об административных правонарушениях в суде
Производство по делам об административных правонарушениях в суде принципы, стадии, сроки. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются судьями, органами, должностными лицами в пределах их компетенции, установленной гл. 23 КоАП РФ.
Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению судей гарнизонных военных судов, судей районных судов, судей арбитражных судов, а также мировых судей, определены ст. 23.1 КоАП РФ.
ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (разд. IV — V КоАП РФ).
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, определенным гл.
14 — 21 АПК РФ, с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ и разд. IV — V КоАП РФ (ч. 1 ст. 202 АПК РФ и п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»). Согласно п.
18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ в случаях, когда гл.
25 АПК РФ установлены конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено ст. 29.9 КоАП РФ).
Принцип законности предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
Принцип гласности (прозрачности) означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.
Принцип равенства перед законом, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Принцип презумпции невиновности, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.
1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
- Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
- 1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
- 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей;
- 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
- 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
- 6) имеются ли ходатайства и отводы.
Ходатайства на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении являются одной из гарантий всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. По общему правилу на данном этапе процесса ходатайства могут быть заявлены только в письменной форме.
Ходатайства рассматриваются немедленно. По результатам их рассмотрения судьей выносится определение. О результатах рассмотрения ходатайства сообщается лицу, их заявившему (ст. 24.4 КоАП РФ).
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, указанных в ст. 25.1 — 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу о назначении экспертизы;
- 3) об отложении рассмотрения дела;
- 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
- 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи.
При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.
15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.
Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ).
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.
Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело (при единоличном рассмотрении — должность, фамилия, при коллегиальном рассмотрении — наименование органа, фамилии председательствующего в заседании и членов данного органа), какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении), кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) и на основании какого закона (статья КоАП РФ или закона субъекта РФ) привлекается к административной ответственности.
Далее необходимо установить факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Факт присутствия лиц подтверждается удостоверением личности, служебным удостоверением, доверенностью либо иными документами.
Важно установить наличие полномочий законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.
Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Полномочия защитника или представителя удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела.
Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников производства по делам об административном правонарушении (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического и юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
- Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности и рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
- По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела; о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
- Основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела может быть: поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы.
В том случае, если все условия, необходимые для рассмотрения дела по существу, соблюдены, необходимо огласить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела.
Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания иных участников рассмотрения дела.
Именно на данной стадии устанавливается факт противоправности совершенного деяния, виновности субъектов, привлекаемых к административной ответственности, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений. Это, во-первых, постановление о назначении административного наказания и, во-вторых, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и иных постановлений быть не может.
Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления по делу. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, т.е. сразу после вынесения.
Особое производство по делу об административном правонарушении
Такой вид производства по делам об административных правонарушениях установлен нормами КоАП РФ впервые. Следует заметить, что данный вид производства применяется при наличии дел, отличающихся повышенной сложностью, зачастую по ним требуется получение дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения дела.
- Особое производство может быть применено только по отдельным категориям дел, прямо перечисленным законом:
- · в области антимонопольного законодательства;
- · законодательства о рекламе;
- · валютного законодательства;
- · законодательства о защите прав потребителей;
- · законодательства в области налогов и сборов;
- · законодательства в области таможенного дела;
- · охраны окружающей среды;
- · производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- · пожарной безопасности;
- · в сфере безопасности дорожного движения;
- · на транспорте.
- Особое производство применяется после выявления административного правонарушения при наличии одного из двух условий:
- · если необходимо провести экспертизу, или
- · провести иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
В этом случае согласно ст.28.7 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем выносится определение. Решение должно быть принято немедленно(выделено автором) после выявления правонарушения.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правовнарушения.
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В соответствии с ч. 5 ст. 28.
7 КоАП РФ в исключительных случаях срок может быть продлен еще до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил срок проведения административного расследования может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа до шести месяцев.
Остановимся подробнее на порядке назначения экспертизы, так как она является весьма распространенным источником доказательств по делам об административных правонарушениях.
Так, например, согласно Инструкции о назначении должностными лицами таможенных органов экспертиз или исследований и об оценке заключений эксперта и результатов исследований при производстве по делам о нарушениях таможенных правил экспертизу назначает должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело, оформляя свое решение в виде определения о назначении экспертизы.
Проведение экспертизы поручается, как правило, таможенным лабораториям. Если таможенная лаборатория не может провести экспертизу по какой-либо причине, проведение ее можно поручить другим экспертным организациям (эксперту).
Основанием назначения экспертизы или исследования является необходимость использования специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла при решении вопросов, возникающих при ведении производства и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил.
При проведении экспертиз или исследований в отношении товаров на разрешение сотрудника таможенной лаборатории, в том числе эксперта, могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением: места происхождения товара; свободной (рыночной) стоимости; идентификации, в том числе сырья в товаре после проведения операций по его переработке; физических и химических свойств, состава; марки, сорта, вида и качества; принадлежности к наркотическим, психотропным средствам и их прекурсорам, а также к сильнодействующим, ядовитым, отравляющим веществам; эксплуатационной и экологической безопасности и т.д.
При назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа должно убедиться в том, что организация, которой поручается проведение экспертизы, правомочна осуществлять такую деятельность (выяснить наличие лицензии на данный вид деятельности, аттестата аккредитации и др.), а также в том, что в ней есть сотрудники соответствующего профиля, которые имеют требуемые документы (сертификат, удостоверение, свидетельство и т.п.), и в том, что она располагает научно — техническими возможностями для проведения необходимых исследований.
Заключение эксперта или результат исследования не является обязательным для должностного лица таможенного органа, назначившего экспертизу или исследование, и подлежит оценке им на общих основаниях, установленных для оценки доказательств административным законодательством РФ.
В случае несогласия должностного лица таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, с заключением эксперта мотивировка несогласия должна быть отражена в постановлении, вынесенном по окончании рассмотрения дела.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела (ч.6 ст.28.7 КоАП РФ).
Производство по делам об административных правонарушениях
- Принципы производства по делам об административных правонарушениях
- Участники производства по делам об административных правонарушениях
- Порядок производства: стадии производства по делам об административных правонарушениях
- Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении
- Постановление прокурора и определение о возбуждении как старт производства по делам об административных правонарушениях. Возможность обжалования актов
- Рассмотрение дела об административном правонарушении: кто рассматривает, стадии рассмотрения, доказательства
- Территориальная подведомственность по административным правонарушениям (место рассмотрения) и срок рассмотрения
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Принципы производства по делам об административных правонарушениях
Руководящие идеи производства по делам об административных правонарушениях именуются принципами. Это:
- Законность. Производство по делам об административных правонарушениях требует совершения процедур в полном соответствии с положениями нормативных актов, что обеспечит надлежащий правовой результат.
- Принцип госязыка. Производство по делам об административных правонарушениях должно вестись на русском языке, однако лицо, не владеющее им, вправе пользоваться услугами переводчика.
- Лицу, привлекаемому к ответственности, обеспечивается право на защиту, что предполагает наделение его возможностью участия в рассмотрении, отстаивания своих интересов.
- Открытость производства по делам об административных правонарушениях. Из этого принципа есть и исключения, например угроза разглашения гостайны.
- Дело рассматривается не только объективно, но и всесторонне, своевременно, ведь главное — это установление истины.
Участники производства по делам об административных правонарушениях
Субъектам производства по делам об административных правонарушениях посвящена гл. 25 КоАП РФ. По процессуальной роли всех участников можно разделить на 3 группы:
- Субъекты, обладающие личной заинтересованностью в исходе дела: привлекаемые к ответственности лица, их законные представители.
- Содействующие установлению объективной истины в процессе производства по делам об административных правонарушениях субъекты: переводчики, эксперты, понятые, свидетели.
- Наделенные властными полномочиями должностные лица (органы), которые контролируют ход производства по делам об административных правонарушениях, движение дела, принимают обязательные для исполнения акты: должностные лица ОВД, налоговых, таможенных и иных органов, наделенных функциями контроля, судьи, иные представители власти.
Порядок производства: стадии производства по делам об административных правонарушениях
Выделяют 4 взаимосвязанные стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, которые только в единстве можно назвать производством по делам об административных правонарушениях:
- Стадия, начинающая производство по делам об административных правонарушениях, именуется возбуждением дела. Есть две обязательные составляющие, без которых дело об административном правонарушении не запускается:
- повод — обнаружение должностными лицами факта нарушения, заявления лиц, иные способы получения информации;
- основание — им считается наличие у властных субъектов достаточных сведений о том, что конкретные действия обладают признаками административного правонарушения. Более подробно порядок возбуждения дела об административном правонарушении разбирается ниже.
- Рассмотрение дела — центральный элемент производства по делам об административных правонарушениях.
- Этап пересмотра имеет место только тогда, когда лицом, привлеченным к ответственности, или другими уполномоченными субъектами подается жалоба. В результате пересмотра производство по делам об административных правонарушениях может быть завершено оставлением постановления в силе, его изменением либо отменой.
- Завершают производство по делам об административных правонарушениях действия по исполнению решения.
Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении
Момент начала производства по делам об административных правонарушениях всегда связывается с моментом вынесения уполномоченным субъектом процессуального акта.
В подавляющем большинстве случаев это протокол об административном правонарушении. Он составляется непосредственно после выявления нарушения. При необходимости выяснения дополнительных данных должностное лицо имеет на это двухдневный срок с момента выявления.
Чтобы при составлении протокола были соблюдены права субъекта, в отношении которого он составляется:
- Лицу разъясняются права и обязанности (см. ст. 25.1 КоАП), о чем делается отметка в протоколе.
- Лицо должно иметь возможность ознакомиться с содержанием протокола, указать свои замечания, объяснения, прилагаемые к протоколу. Обратите внимание! Несогласие с процедурой оформления следует выразить именно в графе «Объяснения».
- Если между выявлением нарушения и составлением протокола есть временной промежуток и привлекаемое лицо извещено о том, где и когда он будет составляться, но не является, протокол может быть составлен в отсутствие субъекта. Однако в течение 3 дней после этого должностное лицо должно направить указанному лицу копию протокола.
- Действует правило об обязательном подписании протокола как лицом, его составлявшим, так и субъектом, в отношении которого он составляется. Если последний отказывается ставить подпись, отказ фиксируется в тексте протокола.
- Копия протокола в обязательном порядке должна быть вручена лицу под расписку.
Постановление прокурора и определение о возбуждении как старт производства по делам об административных правонарушениях. Возможность обжалования актов
Другой акт, которым возбуждается дело, — постановление прокурора. Оно может быть вынесено при осуществлении им надзорной функции, на основе результатов проведенной проверки либо обращений субъектов, в качестве реакции на любое нарушение.
Важно! На практике были попытки обжаловать протокол и постановление прокурора. Однако суды сходятся во мнении, что действующие нормы такого права лицу не предоставляют, а непосредственно возбуждением дела права лица не нарушаются (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по делу № А56-5526/2010).
Производство по делам об административных правонарушениях
Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса. Вместе с тем оно является самостоятельным институтом административно-процессуального права, призванным осуществлять специфические задачи юрисдикционного характера.
- Производство по делам об административных правонарушениях — это основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность государственных органов и должностных лиц, направленная на рассмотрение дел об административных правонарушениях, осуществляемая в особом административно-процессуальном порядке и применение в необходимых случаях административных взысканий.
- Административно-процессуальные нормы, регламентиру-ющие порядок рассмотрения и разрешения дел об административных проступках, направлены на то, чтобы обеспечить правильное применение государственными органами мер административного воздействия и в то же время создать необходимые условия для защиты прав гражданина, привлеченного к административной ответственности.
- Основная функция административно-процессуальных норм в этом производстве заключается в том, чтобы регламентировать:
- задачи и принципы производства; процессуальное положение сторон в производстве, их функции и задачи; подведомственность рассмотрения и ведения дел; доказательства в производстве; меры процессуального принуждения и обеспечения в производстве; порядок, сроки возбуждения дел и направления их для рассмотрения по подведомственности; порядок и сроки рассмотрения дел; порядок обжалования, опротестования и пересмотра решений; порядок исполнения решений.
- Согласно законодательства, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:
- своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление законности.
- Каждая из перечисленных задач конкретизирована в административно-процессуальных нормах, которые содержатся в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.
- В целях обеспечения законности в КоАП Республики Беларусь исчерпывающе перечислены обстоятельства, исключающие производство по делу. К ним отнесены:
- отсутствие события и состава административного правонарушения; недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие; действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмена акта, устанавливающего административную ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении процессуальных сроков и ряд других обстоятельств.
Производство по делам об административных правонарушениях наиболее полно урегулировано нормами материального и процессуального административного права по сравнению с другими видами административных производств. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется законодательством Республики Беларусь.
Основная часть норм права, регулирующих это производство, содержится в КоАП. Вместе с тем определенное число административно-процессуальных норм в КоАП не включены. Среди них можно выделить две группы.
Во-первых, установленные законами бывшего СССР и действующие еще в настоящее время на территории Республики Беларусь (например, специфические правила рассмотрения дел о мелком хулиганстве).
Во-вторых, ряд уточняющих, конкретизирующих положений КоАП содержится в подзаконных актах (например, порядок освидетельствования граждан на состояние опьянения при наличии достаточных оснований предполагать, что они управляют транспортным средством в состоянии опьянения, содержится в специальной совместной инструкции МВД, Министерства здравоохранения, Министерства юстиции).
Основными принципами производства по делам об административных правонарушениях являются общие принципы административного процесса: законность, объективность, презумпция невиновности, равенство граждан перед законом и органом, рассматривающим дело, гласность, оперативность и др.
Принципы производства по делам об административных правонарушениях связаны между собой, они осуществляются в неразрывном единстве, образуя гармоничную систему начал производства. Нельзя, например, ради гласности жертвовать истиной, ради оперативности — законностью.
Только последовательная реализация всех принципов позволяет наилучшим образом достичь целей процесса.
Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление, исследование и оценку доказательств.
Доказательства — фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела. Отсюда вытекает и их назначение — быть средством установления истины в делах, влекущих применение правовых санкций. Доказательства, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях, имеют правовой характер, что в свою очередь означает:
- только те фактические данные могут рассматриваться в качестве доказательств в производстве, которые получены в установленном законом порядке и предусмотренными способами; только те фактические данные могут рассматриваться в качестве доказательств, которые законодатель допускает к использованию в качестве таковых; только те фактические данные могут рассматриваться в качестве доказательств по конкретному административному делу, которые имеют значение для всестороннего, объективного и правильного рассмотрения этого дела.
- Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении; объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности; показаниями потерпевшего, свидетеля, заключением эксперта; вещественными доказательствами; протоколом об изъятии вещей и документов, а также показаниями технических средств, применяемых при надзоре за дорожным движением, утвержденных в установленном порядке в качестве измерительных приборов, иными документами.
- Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.
- Если при рассмотрении дела уполномоченный орган (должностное лицо) придет к выводу, что в нарушении содержатся признаки преступления, он передает материалы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.
Записи по теме
Порядок производства по делам об административных правонарушениях
Налоговый департамент по г. Астана разъясняет порядок производства по делам об административных правонарушениях
В соответствии с частью 3 статьи 634 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП) дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о совершении административного правонарушения или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также с момента объявления судьей (судом) об установлении факта проявления неуважения к суду со стороны присутствующего в процессе лица в ходе судебного разбирательства.
Так, согласно части 1 статьи 570 КоАП органы налоговой службы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 88 (частями третьей, четвертой, пятой), 88-1 (частями второй, третьей), 166, 205 — 212, 215 — 219, 357-2 (частью первой), 358, 358-1, 360. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после обнаружения факта совершения административного правонарушения или по окончанию соответствующей налоговой проверки. В случаях, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств административного правонарушения, личности физического лица или сведений о юридическом лице и личности законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение трех суток. После составления протокола об административном правонарушении должностное лицо органа налоговой службы в течении 15 суток выносит одно из следующих постановлений: 1) о наложении административного взыскания; 2) о прекращении производства по делу; 3) о передаче дела на рассмотрение судье, органу (должностному лицу), правомочному налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера, а также о передаче дела на рассмотрение по месту учета транспортного средства (судна, в том числе маломерного), в случаях, предусмотренных статьей 642 КоАП. 4) о принудительном исполнении постановления о наложении штрафа.
При этом, постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления немедленно вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему, законному представителю физического лица, а также уполномоченному органу (должностному лицу), возбудившему дело об административном правонарушении, по их просьбе. В случае отсутствия указанных лиц копия постановления высылается в течение трех дней со дня его вынесения. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело: для физических лиц — фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, регистрационный номер налогоплательщика, сведения о регистрации по месту жительства, место работы; для юридических лиц — наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер и дата государственной регистрации в качестве юридического лица, регистрационный номер налогоплательщика и банковские реквизиты; 3-1) язык производства по рассматриваемому делу; 4) статья настоящего Кодекса, предусматривающая ответственность за административное правонарушение; 5) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 6) решение по делу; 7) порядок и сроки обжалования постановления. Постановление о наложении административного взыскания вступает в законную силу по истечению 10 суток со дня вручения копии постановления, в случае если лицо не участвовало в рассмотрении дела, — со дня получения. В административной практике наиболее распространенный порядок обжалования, не вступившего в законную силу, это в вышестоящий орган налоговой службы, либо в Специализированный межрайонный административный суд. Таким образом, гарантируются права налогоплательщика на обжалования административного взыскания. При одновременном поступлении жалобы на постановления, не вступившего в законную силу в вышестоящий орган налоговой службы и в суд, жалоба рассматривается судом. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу: 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если оно не было обжаловано или опротестовано; 2) немедленно после вынесения определения по жалобе, протесту, а также вынесения постановления в случае, предусмотренном статьей 664 КоАП. На основании пункта 1 статьи 707 КоАП штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, вынесения предписания о необходимости уплаты штрафа либо со дня истечения срока отсрочки, с последующим уведомлением в письменной форме судьи, органа (должностного лица), вынесшего постановление о наложении штрафа, выдавшего предписание о необходимости уплаты штрафа.
Согласно статьи 701 КоАП при наличии обстоятельств, делающих исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, лишения специального права или штрафа (за исключением взыскания штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможным в установленные законом сроки, судья, орган (должностное лицо), вынесшее постановление, могут по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
- Налоговое управление по г. Астана