Снижение административного штрафа ниже низшего предела, как уменьшить штраф

Привлечение к административной ответственности в большинстве случаев связано с необходимостью перечисления определенной суммы штрафа в ограниченный срок.

Нарушители, к которым в том числе относятся и собственники транспортных средств, оштрафованные за нарушение ПДД, часто задаются вопросом – каким образом можно снизить размер штрафа по административному правонарушению.

Такое действие допускается при наличии определенных обстоятельств и заключается в оплате штрафа в определенный срок или подаче ходатайства.

Снижение административного штрафа ниже низшего предела, как уменьшить штраф

Когда может рассматриваться вопрос о снижении суммы штрафа

Снижение административного штрафа ниже низшего предела, как уменьшить штрафЧитайте: Какие смягчающие обстоятельства при административном правонарушении приняты в КоАП РФ?

В качестве обстоятельств, позволяющих уменьшить размер штрафа, относятся:

  • Раскаяние виновного лица;
  • Прекращение правонарушения в добровольном порядке;
  • Добровольное сообщение о факте правонарушения;
  • Осуществления содействия правоохранительным органам в ходе проведения расследования;
  • Устранение негативных последствий, которые имелись в результате правонарушения;
  • Возмещение причиненного ущерба на добровольных началах;
  • Совершения проступка в состоянии аффекта или при стечении определенных обстоятельств, которые косвенно спровоцировали правонарушение;
  • Ситуация, в которой виновным лицом выступает беременная женщина;
  • Тяжелое имущественное положение виновного, которое препятствует своевременному погашению штрафа;
  • Тяжелое финансовое положение предприятия, которое также препятствует погашению штрафа в оговоренный предписанием срок. В такой ситуации могут рассматриваться обстоятельства, при которых перечисление средств ограничит возможность погашения текущих платежей в отношении граждан. К примеру, если будет отсутствовать возможность выплатить заработную плату сотрудникам;
  • Обстоятельства, прописанные в статье 4.1 Кодекса об административных правонарушениях (части 2.2, 3 и 3.2). В частности, при незначительном проступке, который не причинил серьезного ущерба другим лицам или организациям, выписанный штраф может быть заменен на предупреждение;
  • Прочие причины, которые отдельно могут быть отражены в статьях КоАП.

Обособленно рассматриваются ситуации, не попадающие под определение статей КоАП. В них на усмотрение судей или других должностных лиц может быть принято решение о снижении имеющейся суммы штрафа.

Уменьшение суммы штрафа для нарушителей ПДД

Для тех автомобилистов, привлечение к ответственности которых возникло на основании нарушения правил дорожного движения, определена возможность снижения суммы штрафа в автоматическом порядке.

Это возможно в случае, если нарушение не относится к серьезным и не повлекло за собой причинения значительного ущерба.

В случае перечисления положенной сумме в течение 20 дней с момента вынесения решения водитель имеет возможность оплатить всего половину вмененной величины штрафа.

Правовые основы

Юридическими основаниями, позволяющими снизить сумму штрафной санкции, могут быть различные причины, предоставляемые виновными лицами и организациями. При этом совершенно не обязательно, чтобы определенную ситуацию описывала какая-либо из существующих статей КоАП – такое условие было фактически отменено постановлением Конституционного суда, вышедшим в 2014 году.

Совокупными основаниями, дающими возможность рассмотрения дела о снижении штрафа, могут становиться:

  • Наличие так называемых смягчающих обстоятельств, которые связаны со спецификой совершенного правонарушения, финансовым состоянием лица или организации, а также личностные особенности гражданина;
  • Сумма штрафа в определенном минимальном значении. Такой допустимый порог определяется 100 тыс. рублей для юридических лиц, 50 тыс. рублей для должностных и 10 тыс. рублей для рядовых граждан.

Важным моментом является то, что для подачи ходатайства виновному не обязательно дожидаться вынесения судом решения – вполне достаточно начала процесса. Если же решение по гражданину уже вынесено, в таком случае подавать следует уже жалобу.

Вплоть до 2014 года размер того, на сколько мог снижаться штраф, не ограничивался. На данный момент максимальное снижение возможной суммы к оплате строго лимитировано и составляет 50% от начисленной суммы. То есть ниже такого порога опуститься нет возможности.

Снижение административного штрафа ниже низшего предела, как уменьшить штрафЧитайте: Как составить ходатайство в налоговую о снижении штрафа?

При направлении ходатайства необходимо соблюдать установленную форму ее формирования. Документ должен содержать в себе следующие сведения:

  • Наименование органа, куда направляется документ;
  • Название организации или ФИО гражданина, который подает прошение;
  • Адрес юридического лица или место регистрации гражданина. При наличии дополнительно отражают адрес электронной почты и номер телефона;
  • Сведения о рассматриваемом деле;
  • Перечисление тех обстоятельств, что дают право рассматривать вопрос о снижении суммы штрафа. Причем виновное лицо может не ограничиваться в их количестве. Предоставив несколько объективных причин, гражданин или представитель юридического лица повышает шансы на вынесение положительного решения в свою пользу;
  • Список прилагаемых документов, какие могут указывать на наличие оснований для снижения вмененной суммы штрафа.

Альтернативные способы

Снижение административного штрафа ниже низшего предела, как уменьшить штрафЧитайте: Как применяется норма о замене штрафа предупреждением?

Кроме возможности снижения величины штрафа граждане могут воспользоваться следующими возможностями:

  • Направить прошение об отсрочке штрафа или его рассрочке. В такой ситуации максимально возможный срок отсрочки будет составлять всего 3 месяца. Продление срока не предусмотрено статьями КоАП;
  • Замена существующего штрафа наказанием другого типа. К примеру, это может быть вынесение предупреждения и т.д.

Итак, возможность снижения суммы штрафа может наступать автоматически, если водитель нарушил ПДД или в случае оформления и подачи ходатайства. Во второй ситуации виновный должен понимать, что для удовлетворения такой просьбы он должен предоставить веские обстоятельства.

Поделиться ссылкой:

Как в судебном порядке уменьшить административный штраф или добиться его отмены

Снижение административного штрафа ниже низшего предела, как уменьшить штраф Перед тем как заплатить штраф за административное правонарушение, попробуйте снизить его. Госпошлина за такие заявления не оплачивается.

За административное нарушение компании или предпринимателю могут назначить значительный штраф, однако можно попытаться снизить размера штрафа в судебном порядке или получить устное замечание.

Снижение административного штрафа

Это можно сделать в силу ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которых у суда есть право на снижение размера штрафа, если минимальный размер штрафа за данное нарушение – не меньше 100 тыс. р.

Снижение размера штрафа возможно, если компания подтвердит наличие исключительных обстоятельств, которые повлияли на нарушение и его последствия.

https://www.youtube.com/watch?v=2BlKevbwafE

Заявляя в суде о снижении административного штрафа, нужно ссылаться на следующие обстоятельства:

  • отсутствие угрозы общественным отношениям,
  • на характер правонарушения,
  • на первичность нарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств.
  • финансовое состояние компании, которое стало причиной нарушения.
  • быстрое прекращение нарушения.
  • угрозу банкротства или дестабилизации компании в случае выплаты изначальной суммы штрафа.

Если компания стремится добиться снижения административного штрафа, необходимо представить доказательства по каждому из рассмотренных выше обстоятельств.

Но при этом нужно иметь в виду, что при снижении административного штрафа ниже низшего предела итоговая сумма выплаты не может быть меньше половины минимальной выплаты, которую установили для данного нарушения в законе (п. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ).

При этом не существенно, какой именно суд рассматривает дело, арбитражный или общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции придерживаются в разрешении подобных дел того же подхода, что и арбитражные.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.

1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Отмена административного штрафа

В некоторых случаях, административный штраф могут и вовсе отменить, и ограничиться устным замечанием в адрес юридического лица.

В соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.

2003 № 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.

9 КоАП РФ, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

  • Пунктом 18 указанного Постановления установлено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
  • Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений.
  • Таким образом, понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
  • При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, Конституционный Суд Российской Федерации размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении.

Служба новостей

КРАСПРАВО.RU

Снижение размера административного штрафа ниже низшего предела

Источник: Журнал «National Business»

Александр Киселев, Старший юрист Практики по проектам в энергетике

Привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за совершение различных правонарушений в последнее время приобрело массовый характер.

Значительное число контролирующих органов (региональные управления Федеральной антимонопольной службы, органы налогового, таможенного контроля, Роспотребнадзор и др.

), а также отсутствие в штате организации квалифицированных юристов, которые могли бы предотвратить возможные нарушения, приводят к значительным финансовым потерям бизнеса, связанным с оплатой административных штрафов.

Нередки ситуации, в которых установленный государством размер административного наказания является обременительным для нарушителя и не соотносится с обстоятельствами допущенного нарушения.

Рассматривая аналогичную ситуацию, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П сделал вывод о том, что в отдельных случаях закрепленные в КоАП РФ минимальные размеры административных штрафов, предусмотренные за отдельные нарушения положений законодательства, значительно превышают негативные последствия для общества, государства в целом и отдельных лиц.

В соответствии с указанным Постановлением КС РФ в КоАП РФ внесены изменения, позволяющие в исключительных случаях уменьшать размер административного штрафа ниже низшего предела.

Читайте также:  Заявление на налоговый вычет на ребенка, как оформить на инвалида, образец

Так, согласно части 3.2 статьи 4.

1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Снижение размера, назначенного административным органом, является правом суда либо должностного лица. Следует отметить, что размер административного штрафа даже при наличии исключительных обстоятельств не может быть менее половины от минимального размера.

  • На практике исключительными обстоятельствами, которые учитываются как административными органами, так и судами, являются:
  • 1) сложное финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, – предбанкротное состояние, отсутствие прибыли, резкое снижение выручки;
  • 2) оказание содействия административному органу в установлении обстоятельств дела – представление пояснений, явка представителей;
  • 3) добровольное исполнение предписаний либо добровольное устранение допущенных нарушений;
  • 4) совершение правонарушения впервые, ненамеренный характер действий;
  • 5) социально направленная деятельность лица, привлекаемого к административной ответственности, – оказание коммунальных услуг, градообразующие предприятия, снабжение населения товарами первой необходимости.
  • Указанный перечень не является исчерпывающим, так как исключительные обстоятельства устанавливаются судом, административным органом и должностным лицом с учетом конкретных обстоятельств дела.
  • В завершение хотелось бы отметить, что изменения, внесенные в КоАП РФ, приведут к большей индивидуализации назначаемого наказания, а бизнес получил реально работающий инструмент по снижению бремени по оплате административных штрафов

Административная ответственность. Снижение штрафа

Вероятность того, что рано или поздно в своей жизни вы будете привлечены к административной ответственности, достаточно высока. И часто дело не в том, что вы сознательно что-то нарушите, многие административные проступки совершаются по неосторожности, невнимательности, да и просто вследствие того, что вы не знаете о каком-либо запрете или обязанности. Если вы осуществляете предпринимательскую деятельность, являетесь участником дорожного движения, то шансы назначения вам административного наказания кратно возрастают. По этой причине знать, что можно сделать в целях смягчения административной ответственности, полезно практически каждому.

Хотя Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП) предусматривает различные виды ответственности, самым распространенным является назначение административного штрафа.

По этой причине в статье речь пойдет именно о том, как попытаться уменьшить размер штрафа или вовсе избежать его назначения.

Кроме того, будет рассматриваться ситуация, когда Вы в принципе согласны с тем фактом, что правонарушение совершили (признаете вину) и административный орган не допускал нарушений при оформлении протокола (постановления) и при иных процедурах.

Иными словами, речь о такой ситуации, когда Вы понимаете неизбежность наказания и согласны с ним, а ваша задача — сделать его минимальным. Отрицание факта проступка, своей вины, наличие нарушений порядка привлечения к ответственности со стороны административного органа — это совершенно иная правовая ситуация, требующая иных решений.

1. Итак, первый из вариантов уменьшения ответственности возможен в том случае, если за совершение правонарушения предусмотрено назначение не только штрафа, но и более мягкого наказания — предупреждения.

К слову, в нашей правовой культуре предупреждение, вообще, как наказание и не воспринимается и, вероятнее всего, именно по этой причине количество правонарушений, за совершение которых возможно такое наказание, не так уж велико.

Между тем предупреждение, если вам его назначили, все же мера ответственности и его применение, равно как и другого административного наказания, влечет соответствующие правовые последствия.

Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения.

Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое наказание.

Итак, если статьей КоАП предусмотрена альтернатива штрафу в виде предупреждения, то судья или иной орган, уполномоченный на рассмотрение дела, придя к выводу о том, что правонарушение вы совершили, решает — какой же вид наказания назначить.

Соответственно, ваша задача состоит в следующем: убедить его в том, что предупреждения вполне достаточно.

Обращаю ваше внимание, что если факт совершения нарушения и вашу вину должен доказывать административный орган, то подтверждать обстоятельства, исходя из которых можно назначить более мягкое наказание — исключительно ваша забота и устраняться от этого не стоит.

Судья и иной орган при решении вопроса о наказании обязан в силу п. 2 ст. 4.1 КоАП учесть следующие факты:
характер совершенного административного правонарушения,
личность виновного (только для физических лиц),
его имущественное положение,
обстоятельства, смягчающие административную ответственность,

обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Кроме того, рассматривающее дело лицо учитывает, что административное наказание должно достичь своих целей — являть собой меру ответственности за содеянное и предупреждать совершение новых нарушений. Нельзя назначать такое наказание, которое будет носить неоправданно карательный характер.

Что такое характер правонарушения, который учитывается прежде всего? Это фактические обстоятельства его совершения: что и каким именно образом вы нарушили, умышленно или по неосторожности, повлекло нарушение какие — либо последствия, их степень, и в итоге — насколько оно опасно для общественного порядка.

В этой связи надо иметь в виду, что законом (п. 2 ст. 3.

4 КоАП) прямо запрещено применение предупреждения в тех случаях, когда причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникла угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также если причинен имущественный ущерб.
Кроме того, назначение предупреждения возможно лишь в том случае, если правонарушение совершено впервые (речь идет именно о таком же или однородном правонарушении, а не правонарушении вообще).

Если указанных препятствий для назначения предупреждения нет, возможно обратить внимание лица, решающего вопрос о вашей ответственности, на такие факты (конечно, если они имеются): формальный характер нарушенного запрета, неумышленная форма вины, отсутствие негативных последствий нарушения или их минимальный характер.

Применительно к личности виновного — необходимо убеждать рассматривающее дело лицо в своей законопослушности, положительных характеристиках, по возможности представить соответствующие документы.

Применительно к имущественному положению — необходимо представление доказательств (именно доказательств, а не просто ваших объяснений), призванных убедить, что вы, образно говоря, и так еле еле сводите концы с концами, например, имеете иждивенцев, кредиты (для юридических лиц — отсутствие прибыли или минимальный размер таковой) и что оплата штрафа (даже в рассрочку!) существенно ухудшит ваше материальное положение (у вас не будет средств на покупку необходимых лекарств или лечение, организация испытает затруднения при выплате заработной платы и налогов и т.п.) Еще раз подчеркну — все, что связано с имущественным положением должно быть чем-то объективно подтверждено, вплоть до расчета ваших доходов и расходов, просто «крокодиловы слезы» на тему «мне нечем будет кормить детей» не помогут.

При наличии отягчающих вину обстоятельств (они перечислены в ст. 4.3 КоАП) на применение предупреждения рассчитывать не стоит. Если их нет — обратите внимание судьи (иного органа) на это обстоятельство, свидетельствующее о возможности назначения вам более мягкого наказания.

Применительно к обстоятельствам, смягчающим вину (указаны в ст. 4.2 КоАП РФ), если они есть, постарайтесь представить максимум подтверждающих доказательств. Если вы возместили ущерб — подтвердите, если устранили нарушение — представьте документы об этом, если у вас малолетний ребенок — приобщите копию свидетельства о рождении и т.п.

Наконец, применительно к соразмерности и пресечению дальнейших нарушений стоит указать, что штраф будет слишком серьезным и непосильным наказанием (особенно если его сумма немаленькая), а получив предупреждение вы никогда больше не совершите аналогичный проступок (особенно правильный довод, если нарушение совершено в связи с незнанием закона или добросовестным заблуждением относительно порядка его исполнения).

Вот пример для иллюстрации того, как это работает — выдержка из постановления седьмого арбитражного апелляционного арбитражного суда по делу № А82-23902/2017 о правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных лицензией)

Снизить размер административного штрафа стало реально

Источник: Журнал «Строительство: Бухгалтерский учет и налогообложение»

Административный штраф может быть наложен на подрядчика, застройщика и технического заказчика за самые разные нарушения.

Причем размер ответственности за нарушения в сфере строительства весьма существенный и до недавнего времени суды не часто снижали назначенные контролерами суммы.

Дело в том, что существовало мнение о неправомерности снижения суммы штрафа, если она соответствует низшему пределу, предусмотренному соответствующей частью конкретной статьи КоАП РФ.

К тому же не все арбитры принимают во внимание ссылки организаций на малозначительность допущенных нарушений. В связи с появлением Постановления КС РФ от 25.02.2014 №4-П возросли шансы нарушителей добиться в судебном порядке снижения размера своих потерь на уплату штрафа. Подробности – в статье.

Читайте также:  О справке 2-ндфл для ипотеки: за какой период нужна и как обойтись без неё

Суть позиции Конституционного суда

Конституционный суд указал: возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена.

Это не позволяет надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Практика показывает, что значительные суммы штрафов иногда могут оказаться непосильными для нарушителей и привести к самым серьезным последствиям, вплоть до вынужденной ликвидации.

При этом КС РФ отметил, что законодательство позволяет контролирующему органу и суду с учетом материального положения юридического лица предоставить ему отсрочку или рассрочку на уплату штрафа на срок до трех месяцев (ч. 1 и 2 ст. 31.5, ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Однако при значительных по размерам административным штрафах указанные сроки отсрочки или рассрочки могут быть недостаточными, притом что их продление КоАП РФ не предусмотрено.

Кроме того, предоставление отсрочки и (или) рассрочки не влияет на размер штрафа, то есть не позволяет обеспечить соразмерность назначенного административного наказания.

Причем неуплата административного штрафа в установленные сроки может повлечь наложение на юридическое лицо административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Следовательно, в случаях, когда сумма первоначально назначенного штрафа уже является для организации весьма обременительной, удвоение суммы тем более может приобретать характер избыточного административного принуждения.

В итоге суд постановил:

  • законодателю надлежит внести в КоАП РФ изменения, которые позволят применять к юридическим лицам справедливые и соразмерные наказания. При этом федеральный законодатель не лишен возможности закрепить предельный размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, ниже которого его снижение не допускается;
  • впредь до внесения указанных изменений установленный соответствующей нормой КоАП РФ минимальный размер административного штрафа может быть снижен судом в случае, если сумма санкции равна 100 тыс. руб. и выше.

Важно, что КС РФ указал: постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Однако одновременно установлено, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.

Как позицию КС РФ поняли суды?

Прежде всего, отметим, что один из показательных примеров, когда минимальный размер штрафа может быть снижен судом, приведен непосредственно в тексте постановления КС РФ. Управление Росприроднадзора наложило на организацию штраф в сумме 800 тыс. руб. за добычу без лицензии подземных вод из артезианской скважины для собственных хозяйственно-бытовых нужд.

Согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ за данное нарушение сумма штрафа составляет от 800 тыс. руб. до 1 млн руб.

Организация полагала, что при назначении административного наказания во внимание следовало принять то, что она было создана на месте обанкротившегося предприятия и осуществляет свою деятельность менее года, что ее годовая прибыль в десять раз меньше назначенного штрафа, что она является субъектом малого предпринимательства и обеспечивает занятость жителей своего района.

Арбитражный суд не нашел оснований для снижения суммы штрафа. Однако Конституционный суд велел пересмотреть это решение. В результате Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.05.2014 по делу №А72-3043/2012 размер штрафа был снижен до 100 тыс. руб. При этом суд счел необходимым отметить следующее.

Целями административного наказания являются предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

ООО является градообразующим предприятием, в его деятельности занята большая часть трудоспособного населения поселка, предприятием предприняты меры для устранения нарушений закона (получена лицензия на пользование недрами).

Исходя из всех обстоятельств дела (имущественного положения организации, отсутствия (недоказанности) существенного вреда, который был бы причинен содеянным) в данном конкретном случае административная санкция превращена в карательный механизм (назначенный контролерами штраф в сумме 800 тыс. руб. является неподъемным для предприятия).

Следовательно, в соответствии с Постановлением КС РФ от 25.02.2014 №4-П размер подлежащего взысканию с ООО административного штрафа может быть уменьшен до 100 тыс. руб.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа тоже снизил сумму штрафа в восемь раз (с 400 тыс. до 50 тыс. руб.).

Штраф назначило Управление Федеральной миграционной службы на основании ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ за непредставление в орган миграционного учета уведомления о прибытии гражданина Китая. Последний состоял в трудовых отношениях с организацией, уезжал в Китай в отпуск, а по возвращении его работодатель не уведомил контролирующий орган. Судьи признали организацию нарушившей требования законодательства, не нашли оснований для квалификации нарушения в качестве малозначительного, однако с учетом позиции КС РФ сочли возможным снизить размер административного штрафа (Постановление от 25.09.2014 по делу №А31-873/2014).

Еще один показательный случай представлен в Постановлении ФАС ПО от 29.07.2014 по делу №А

Снижение административного штрафа ниже низшего предела

В каких случаях лицо, вынесшее постановление об административной ответственности может пойти на снижение административного штрафа ниже низшего предела? Сразу скажу, если сумма штрафа составляет менее 100,0 тыс. руб., то его не имеют права уменьшить! За экологические правонарушения штраф в размере более 100,0 тыс. руб предусмотрен кодексом только для юридических лиц.

Обратимся к Кодексу Российской Федерации об административном правонарушении (КоАП РФ):

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ

Что тут важно, должностное лицо при вынесении постановления должно учитывать имущественное положение виновного лица, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

КоАП РФ Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

  • 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • 2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  • 3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  • 4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • 5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  • 6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • 7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
  • 8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств — не наш случай;
  • 9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним — не наш случай;
  • 10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Например: совершение данного административного правонарушения впервые.

КоАП РФ Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

  1. 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
  3. 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения — не наш случай;
  4. 4) совершение административного правонарушения группой лиц- не наш случай;
  5. 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. 6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения — не наш случай.

Таким образом, если ваше юридическое лицо находится в тяжелом финансовом положении, у него отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, имеются обстоятельства, смягчающие административную ответственность и при этом сумма штрафных санкций составляет по одной статье КоАП РФ не менее 100,0 тыс. руб.:

Согласно части 3.2 статьи 4.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, должностное лицо может ( не обязано), оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, совершенного ЮЛ, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие у ЮЛ убытков по результатам осуществления финансово-хозяйственной деятельности (согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности за *** год  у ЮЛ должен иметься чистый убыток в сумме ***** тыс. руб.), должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может прийти к выводу, что применительно к обстоятельствам совершенного административного правонарушения, имущественному и финансовому положению субъекта административной ответственности мера административного наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном статьей *** Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует принципам справедливости и соразмерности ответственности и не соответствует тяжести административного правонарушения.

  • На этом основании сумма штрафных санкций может быть снижена.
  • Поэтому, если ваше ЮЛ соответствует вышеперечисленным требованиям — пишите ходатайство о снижении размера штрафа.
  •  Так что снижение административного штрафа ниже низшего предела — это реально при определенных условиях.
Читайте также:  Оформление купли-продажи квартиры: как правильно проходит сделка, регистрация

Ходатайство о снижении размера административного штрафа

В _______________________________ суд г. Москвы
Адрес:__________________________________________

Привлекаемое лицо: _ООО______________________
Адрес:__________________________________________

дело № ___________
ф.с. _____________

Ходатайство
о снижении размера административного штрафа

В производстве __________________ суда находится дело № ____________ по жалобе (Привлекаемого лица) ООО на постановление № _________________ о привлечении к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 25.

1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявлять ходатайства, в том числе ходатайства об уменьшении штрафа об административном правонарушении. Воспользовавшись своим правом, ООО подает ходатайство об уменьшении штрафа по административному правонарушению.

Взыскание с ООО административного штрафа в размере сумма (сумма) рублей является значительным, и несоразмерным с указанным правонарушением. Генеральным директором и единственным учредителем Общества с ограниченной ответственностью (Привлекаемое лицо) (ОГРН ____________, ИНН/КПП _______/_______) является ФИО.

В соответствии с постановлением № _________ от «  » ______ 201_ г. был выявлен факт привлечения ООО гражданина республики Азербайджан ФИО, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ (далее – административное правонарушение).

При  назначении административного штрафа необходимо учитывать смягчающие обстоятельства, а именно то, что:

  1. кафе, деятельность в котором осуществлял ООО в день проведения проверки не работало;
  2. между ООО и иностранным гражданином ФИО не было каких-либо трудовых и гражданско-правовых отношений;
  3. административное правонарушение ООО совершено впервые;

ООО  просит обратить внимание суда на то, что денежных средств на расчетном счету ООО в размере сумма (сумма) рублей отсутствуют, более того, стоимость чистых активов, также как и прибыль ООО в значительной степени меньше установленной в ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ штрафа.

Наложение на ООО административного штрафа в размере сумма (сумма) рублей приведен к прекращению его деятельности и банкротству. Учитывая смягчающие обстоятельства, а также с целью сохранения статуса юридического лица, ООО просит суд уменьшить размер административного штрафа до сумма (сумма) рублей.

Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.

2014 № 4-П, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен, если его наложение в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.

Согласно п. 3.2 ст. 4.

1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

На основании выше изложенного, руководствуясь п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ,

ПРОШУ:

  1. Уменьшить административный штраф, установленный постановлением № ____________ о привлечении к административной ответственности от «____»_________201_ г., вынесенное заместителем начальника отдела по вопросам миграции _________________ России по г. Москве подполковником полиции ФИО1 о привлечении ООО по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, до сумма (сумма) рублей.

______________/________________

«      »____________201_г.

Кс разрешил судам снижать административные штрафы организациям ниже минимального размера

КС РФ разрешил судам снижать административные штрафы в отношении организаций ниже минимального размера, если он составляет 100 тыс. руб. и более (Постановление КС РФ от 25.02.2014 N 4-П).

Постановление N 4-П не является основанием для пересмотра принятых ранее в отношении юрлиц (кроме заявителей) судебных актов.

Так, не подлежат пересмотру принятые на основании оспоренных положений Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и положений, в которых предусмотрены минимальные штрафы в размере 100 тыс. руб. и более, судебные акты, если они:

  • — не вступили в силу к моменту провозглашения Постановления N 4-П;
  • — вступили к указанному моменту в силу, но не были исполнены полностью или частично.
  • 1. Ситуация: заявители оспорили конституционность ряда статей КоАП РФ, посчитав, что даже минимальный штраф значителен для организаций
  • В Конституционный Суд РФ обратились заявители в лице коммерческих организаций и бюджетного учреждения с жалобами, а также арбитражный суд с запросом. Указанные лица оспаривали положения некоторых статей КоАП РФ в части минимально установленного для организаций штрафа, в частности, за следующие правонарушения (составы правонарушений для удобства представлены сокращенно):

— пользование недрами без лицензии, минимальный штраф — 800 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ);

— нарушение требований промышленной безопасности или условий соответствующих лицензий, минимальный штраф — 200 тыс. руб. (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ);

— нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований техрегламентов или обязательных требований к продукции либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, минимальный штраф — 100 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ);

— нарушение правил раскрытия обязательной информации эмитентами, клиринговыми организациями, акционерными инвестиционными фондами и иными лицами, минимальный штраф — 700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ);

— нарушение правил направления сообщений о проведении общего собрания акционеров, а также правил представления обязательной информации, минимальный штраф — 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ);

— нарушение правил проведения общего собрания участников хозяйственных обществ, минимальный штраф — 500 тыс. руб. (ч. 5 ст. 15.23.1 КоАП РФ);

— нарушение правил представления в Банк России обязательной информации, минимальный штраф — 500 тыс. руб. (ст. 19.7.3 КоАП РФ).

Заявители указали, что КоАП РФ не позволяет дифференцировать штрафы для организаций в зависимости от обстоятельств.

Так, при назначении наказания не учитывается статус организации (например, малое предприятие), ее имущественное положение, степень вины нарушителя, размер вреда, факт добровольного устранения допущенных нарушений до назначения наказания.

В результате в некоторых случаях даже минимальный административный штраф не соразмерен совершенному правонарушению и обременителен для организаций.

Как снизить размер административного штрафа в судебном порядке

Если организацию привлекли к административной ответственности, штраф можно снизить, даже если он назначен в минимальном размере.

  если назначенный штраф меньше 100 000 рублей, его уменьшить нельзя.

Пункт 3_2. статьи 4.1.

КоАП РФ:
«При наличии исключительных обстоятельств,связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Сразу обращайтесь в суд

Согласно закону, снизить штраф по заявлению правонарушителя может сам государственный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, но на практике такие просьбы отклоняются в 100% случаев, поэтому имеет смысл сразу обращаться в суд.

Какие аргументы использовать в суде?

Обратите внимание суда на «…исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями…» (Пункт 3_2. статьи 4.1. КоАП РФ):

  • отсутствие негативных последствий правонарушения в виде материального ущерба для других лиц;
  • попытки устранения организацией-нарушителем причиненного ущерба;
  • отсутствие наложенных ранее взысканий по аналогичным правонарушениям (если правонарушение совершается повторно, рассчитывать на снисхождение вряд ли стоит).
  • большую роль может сыграть аргумент о социальной значимости деятельности организации (например, в области здравоохранения). Как следствие, уплата такой организацией большой суммы штрафа может негативно отразиться на неограниченном круге лиц.

Тяжелое финансовое положение — это весомый аргумент?

Аргумент о тяжелом финансовом положении, значительности («непосильности») суммы штрафа носит оценочный характер и рассматривается судом в совокупности с другими обстоятельствами.

Штраф могут снизить, если доходы организации невелики, а сумма штрафа по сравнению с доходами значительна. Для подтверждения доходов необходимо будет представить бухгалтерскую документацию о выручке организации за последний период (достаточно за год).

В суде предстоит доказывать, что уплата суммы штрафа создаст угрозу для платежеспособности организации, затруднит текущую деятельность (задержка зарплаты, социальных, налоговых выплат, невозможность расчетов с контрагентами и т.д.).

Мастера убедительной аргументации!

Суд принимает во внимание особые обстоятельства конкретной ситуации, поэтому повысить шансы в суде может консультация юриста, который проанализирует судебную практику и сформирует убедительную аргументацию по снижению административного штрафа.

Обращайтесь за помощью к «Богданову и партнёрам».

С 1994 года мы оказали юридическую поддержку 210 организациям и предпринимателям. Участвовали в 317 судебных делах и в 246 отстояли интересы клиентов, ещё в 44 делах спор закончился примирением сторон.

Воспользуйтесь бесплатной консультацией по телефону 8(812) 958–7352. Звоните с 10 до 18 часов с понедельника по субботу. До встречи.

Похожее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *