Функция прокуратуры: это какой орган власти, основные направления деятельности

Прокуратура – одна из важных структур в системе государственных органов. Ее сотрудники занимаются ведением надзора за соблюдением законодательства во всех сферах жизнедеятельности государства.

Кроме этого, данная структура контролирует степень защиты свобод и правовых гарантий для граждан на территории отдельного государства, а также на орган, в соответствии с законами Российской Федерации, возлагается ряд других функций.

Рассмотрим каждую из них по существу.

Общее понятие

Прокуратура – это государственная система, ведущая надзорную, координационную и правоохранительную деятельность во многих сферах государственной жизни. Основными направлениями работы прокуратуры являются обеспечение законности и верховенства права, а также защита свобод и правовых гарантий граждан.

Кроме этого, орган занимается защитой прав и законных интересов не только людей, но также и самого государства. Сотрудники этой структуры занимаются представительством государства и отдельных граждан во время ведения судебных процессов, ведут расследования, а также координационную деятельность в коррупционной и преступной сферах.

Все вышеперечисленные значения являются целями органов прокуратуры, которые они преследуют в процессе своей работы.

Деятельность структуры по большей части осуществляется в форме надзора. Он проводится во всех сферах, в частности, за соблюдением действующего законодательства.

Кроме этого, ее представители обеспечивают надлежащее соблюдение принципа законности и верховенства права в ходе ведения расследования и судебного процесса.

Структура также выполняет координационную деятельность, сотрудничая с другими органами, администрациями и исполнительной властью, разрабатывая новые программы по борьбе с преступностью.

Понятие и основные направления деятельности прокуратуры прописаны в содержании закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также в некоторых других отраслевых нормативно-правовых актах государства. Кроме этого, данный аппарат имеет свой индивидуальный узаконенный регламент, на основании которого он осуществляет свою деятельность.

Функция прокуратуры: это какой орган власти, основные направления деятельности

Структура прокуратуры в РФ

В РФ данный орган был образован 17 января 1992 года. В настоящий момент прокуратура представляет собой большую структуру, которую возглавляет Генеральная прокуратура РФ.

В ее ведомстве находятся более мелкие структурные образования – прокуратуры субъектов государства, а также городские и районные отделения.

Кроме этого, в структуру органов входят специализированные подразделения ведомства, в числе которых имеются военная, пенитенциарная, транспортная, а также природоохранная прокуратуры. Имеется несколько специализированных подразделений, которые созданы на особо режимных объектах.

Будущих профессиональных сотрудников системы обучают в Академии Генпрокуратуры РФ. В ней преподают бывшие сотрудники ведомства, которые имеют отличный опыт работы и некоторые достижения.

Кроме этого, имеется ряд других научных и учебных организаций, где могут готовить молодых специалистов. Примерами таковых заведений могут быть университеты, институты и академии, имеющиеся по всей территории России.

Их выпускники также могут стать сотрудниками системы.

В структуру прокуратуры входят индивидуальные печатные издания и редакции, через которые производится уведомление населения о проведении основных направлений деятельности прокуратуры, а также связь с общественностью. Примерами тому могут послужить ведомственная газета «Вестник прокуратуры» и журнал «Законность».

Функция прокуратуры: это какой орган власти, основные направления деятельности

Функции

Основные функции и направления деятельности прокуратуры также изложены в основном законе РФ, в котором регламентируются функции такого государственного органа. В нем указано, что главенствующие представители данного ведомства занимаются представлением стороны государства в ходе ведения судебного процесса.

Особенно ярко данная роль заметна во время слушания дел, сутью которых являются совершенные уголовные преступления. В этом случае прокурор выступает в качестве обвиняющего со стороны государства.

Также прокурор может представлять отдельных граждан в ходе проведения судебного слушания – данная практика очень широко распространена на просторах РФ.

Одно из основных направлений деятельности прокуратуры – это ведение надзора за тем, как другие государственные органы соблюдают законодательство, и правильно ли они его применяют в решении правовых вопросов.

Надзор может быть проведен не только в отношении деятельности сотрудников полиции, а также над теми, кто занимается процедурой дознания, следствия в досудебном порядке, а также ведет оперативно-розыскную деятельность.

Функция прокуратуры: это какой орган власти, основные направления деятельности

Еще одним из основных направлений деятельности прокуратуры РФ является надзор этого органа над тем, как применяется уголовное законодательство в конкретных случаях, как производится задержание заключенных под стражу или каким образом реализуются на практике другие виды наказаний за совершение преступлений. В процессе такой деятельности сотрудники оценивают справедливость применения данного вида наказания и его соразмерность содеянному в соответствии с законодательством.

Задачи

Если главная цель и основные направления деятельности прокуратуры прописаны в Конституции РФ, то более четкие задачи данного органа можно найти только в законе «О прокуратуре Российской Федерации». В нем прописаны отдельные задачи, которые представители такого ведомства должны ставить перед собой во время выполнения определенных функций.

Законодательством РФ указывается то, что основное направление деятельности прокуратуры в РФ – это представительство государства и отдельных лиц в ходе ведения судебного процесса.

Данная деятельность подразумевает осуществление представителем этого органа всестороннего и полного рассмотрения дела по существу, а также соблюдение всех прав и обязанностей обвиняемого в ходе ведения процесса.

Во время слушания дела в порядке судебного рассмотрения прокурор может вносить на рассмотрение ходатайства, жалобы, а также протесты, которые судья может как удовлетворить, так и отклонить.

Кроме всего вышеперечисленного, по окончании слушания уголовного дела представитель прокуратуры должен оказать судье содействие в выборе оптимальной и соразмерной меры наказания в соответствии с действующими законными и подзаконными актами. Аналогичные задачи прокурор имеет и в делах, которые рассматриваются в порядке арбитражного или апелляционного судопроизводства.

Одной из задач в основных направлениях деятельности прокуратуры и ее структур является ведение надзора над тем, как заключенные отбывают наказания в СИЗО и иных местах содержания. В процессе ведения данной деятельности представитель органа обязан четко следить за тем, как соблюдаются права и свободы заключенных, а также законность их пребывания в данных местах.

Функция прокуратуры: это какой орган власти, основные направления деятельности

Прокурорский надзор

Одно из основных направлений деятельности прокуратуры – это ведение прокурорского надзора за правильностью применения законодательства различными юридическими службами и структурами (органы внутренних дел, служба судебных приставов, ФСБ, таможенная служба, структуры по контролю за оборотом наркотиков и т. п.). Во время проведения такого вида деятельности сотрудники органов прокуратуры также занимаются выявлением различных нарушений закона со стороны проверяемых ведомств и служб. При наличии нарушений должен быть оговорен план их устранения, а в случае их отсутствия проводятся предупредительные работы.

Во многих странах прокуратура не относится ни к одной ветви власти. Данный орган создается исключительно для того, чтобы следить за правильностью применения и исполнения норм, прописанных в законодательной базе государства.

Направления прокурорского надзора

В отраслевом законодательстве предусмотрено пять основных направлений деятельности прокуратуры в отрасли прокурорского надзора.

  1. Контроль за исполнением различными высокопоставленными государственными структурами (министерства, органы местного самоуправления, службы военного управления, структуры исполнительной власти федерального значения и др.) своих обязанностей, а также законности принятых ими решений.
  2. Данная система контролирует законность и надлежащее качество исполнения федеральными министерствами и различными государственными службами своих обязанностей в отношении населения конкретного региона.
  3. Надзор за правильностью применения норм действующего законодательства структурами, которые занимаются осуществлением оперативной и розыскной деятельности. В данной функции прокуратура также уделяет большое внимание деятельности лиц, проводящих процедуру дознания и следствия, предшествующего судебному разбирательству.
  4. Надзор за соблюдением законности действий службы судебных приставов также входит в перечень основных направлений деятельности органов прокуратуры РФ.
  5. Проведение проверок в местах, где к лицам, признанным в совершении преступлений, применяются наказания. Примерами таковых мест могут послужить следственные изоляторы, а также изоляторы временного содержания. В ходе ведения такой деятельности отдельное внимание уделяется проверке администраций таких мест (СИЗО, Федеральная служба исполнения наказаний, ИВС).

Прокурорская проверка

Одной из разновидностей основных направлений деятельности прокуратуры является проведение проверок деятельности должностных лиц на предмет правильности применения законодательства в своей работе и отсутствие злоупотребления своими должностными полномочиями.

Данная деятельность подразумевает истребование определенных документов при условии проведения надзора. В ходе такой работы прокурор имеет право ознакомиться с решениями должностных лиц в разных сферах деятельности, а также оценивать их в соответствии с законодательством.

В том случае, если в решениях или в иных видах затребованных документов были обнаружены подозрения злоупотреблением предоставленными полномочиями, то в адрес виновного лица применяются меры прокурорского реагирования.

В рамках данного вида деятельности прокурор может составить постановление о возбуждении уголовного дела в адрес виновного лица, протест, представление, предостережение или подать заявление в суд.

Основные направления координационной деятельности прокуратуры

Данный вид действий, предписанных законом для совершения прокуратурой, имеет многогранное значение. Несомненно, он является очень важным, так как одна из отраслей функций в данной сфере – это борьба с преступностью и ее предотвращение.

Основное ее значение состоит в том, что в результате проведенной деятельности разрабатываются планы по борьбе с преступностью, которые впоследствии реализуются, вследствие чего работа органов становится более эффективной. Кроме этого, население информируется о состоянии преступности в определенны регионах. Это тоже немаловажно.

В результате осуществления координационной деятельности укрепляется правопорядок и законность в обществе, а также прогнозируются тенденции развития уровня преступности в будущем.

Основные направления и формы координационной деятельности прокуратуры содержатся в отраслевых нормативных правовых актах РФ, а также в должностных регламентах.

В рамках проведения такого типа действия сотрудники органов прокуратуры занимаются проведением анализа преступности в отдельных районах, регионах или в стране в целом.

В процессе могут быть определены некоторые тенденции и составлены прогнозы, которые впоследствии могут способствовать предотвращению совершения преступления.

На основании сделанных выводов сотрудники данной государственной структуры разрабатывают отдельные планы по борьбе с преступностью, а также программы. В рамках координационной деятельности органов прокуратуры могут быть представлены планы по борьбе с преступностью в региональных и федеральных масштабах, которые должны быть выполнены до наступления определенного срока.

Функция прокуратуры: это какой орган власти, основные направления деятельности

В процессе проведения координационной деятельности органы прокуратуры занимаются информированием вышестоящих членов системы о ходе проведения операций, передают статистические данные, а также разработанные планы.

Генеральный орган всей структуры, в свою очередь, занимается информированием о проведении порученной деятельности Президента Российской Федерации, Собрание, а также Правительство государства.

Местные районные администрации тоже в случае необходимости могут быть проинформированы о ходе ведения борьбы с преступностью в отдельном регионе.

По результатам проведенной координационной работы сотрудники органов прокуратуры занимаются информированием общественности с помощью средств массовой информации о положительном опыте в своей работе. Это тоже одно из основных направлений деятельности органов прокуратуры.

Уголовное преследование прокуратурой

В общей характеристике основных направлений деятельности прокуратуры всегда упоминается главенствующая функция данной системы органов – ведение надзора. Однако, прокуратура – это то ведомство, которое может самостоятельно осуществлять уголовное преследование – данная возможность предусматривается законом РФ «О прокуратуре».

Что такое уголовное преследование? Это, прежде всего, деятельность, которая осуществляется следователем прокуратуры с целью изобличения подозреваемого в совершении какого-либо конкретного преступления или обвинения того лица, на которое указывают улики.

В отличие от следователя полиции или дознавателя, прокурор ведет уголовное преследование в течение всего уголовного процесса, начиная с момента дознания и заканчивая этапом вынесения приговора в зале судебного заседания.

Во время досудебного этапа прокурор выступает неким организатором работы всех следственных органов.

В этот момент он наделяется государством властно-распорядительными полномочиями над теми структурами, которые производят процедуру расследования.

Функция прокуратуры: это какой орган власти, основные направления деятельности

На сегодняшний момент, в связи с особенностями действующего законодательства, прокурор не имеет права возбуждать уголовное дело – этим занимаются следственные органы.

Читайте также:  Налоговый вычет проценты по кредиту, как получить вычеты по кредитам наличными

Однако, данное должностное лицо в полном праве заниматься сбором материалов, указывающих на виновность или невиновность лица, которое подозревается в совершении преступления, а также участвовать в процессе ведения всех процедур, начиная с дознания.

В случае допущения в процессе расследования нарушения закона со стороны органов дознания, прокурор вправе требовать их устранения и применять определенные санкции к лицам, допустившим их.

В том случае, если дело, которое было вверено следователю, было изучено не так, как положено, прокурор вправе вернуть его на дорасследование с целью обнаружения дополнительных фактов или устранения недочетов в материалах. В ходе всех действий прокурор должен утверждать все постановления следователя-дознавателя, подкрепляя их своей подписью.

Участие прокурора в судебном разбирательстве

В ходе ведения слушания по уголовному делу сторону государства представляет прокурор. Это одна из его обязанностей. В такой момент он занимается выдвижением аргументов против лица, которое обвиняется в совершении преступления, приводя рассмотренные в ходе следствия аргументы.

В зале судебного заседания и в ходе рассмотрения дела по существу прокурор имеет право подавать прошения, ходатайства, заявления, отводы, которые могут стимулировать процесс.

Пребывая в качестве стороны обвинения, сотрудник прокуратуры может допрашивать свидетелей, потерпевшего и обвиняемого в зале суда, а также проводить все меры, которые способствуют обеспечению законности, справедливости и обоснованности судебных решений.

Также по окончании процесса слушания по делу прокурор обязан высказать свое мнение по всему вышеизложенному, а также предложить оптимальную меру наказания для совершившего преступление.

Функция прокуратуры: это какой орган власти, основные направления деятельности

Кроме слушания в суде первой инстанции, прокурор обязан присутствовать на заседаниях, которые проводятся в рамках обжалования приговоров нижестоящих судов. В судах апелляционной инстанции данное должностное лицо имеет те же права, обязанности и полномочия, что и на слушаниях, которые проводятся в местных судах.

В том случае, если по результатам слушания в отношении конкретного уголовного дела прокурор считает вынесенное судьей решение несоответствующим законным требованиям, несправедливым или необоснованным, он имеет полное право подать прошение о пересмотре всего дела в суде надзорной инстанции, где все материалы должны быть вновь рассмотрены по существу, но уже под началом другого судьи.

Функции и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации

Предназначение прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точностью и полнотой состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач. Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет предмет, структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции.

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры. Закон раскрывает его через основную функцию — надзор за исполнением законов.

При этом подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами».

В другой норме определяется, что «на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами» (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общее определение понятия функции.

Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств их реализации. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью каждой функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую правовую форму.

Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка.

Главной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 Закона о прокуратуре.

В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы органов управления, органов предварительного расследования, органов исполнения наказаний и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции.

Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя их вместе с тем различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:

  • надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше органами и лицами.

Одна из сущностных характеристик надзора прокурора состоит в его деятельности по проверке исполнения законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. В некоторых сферах правовых отношений в связи с их спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение дознавателя, передать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому и т.п.).

Надзорные подфункции тесно между собой связаны, находятся в системной взаимосвязи и обусловленности.

В совокупности они составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый от имени России на всей ее территории и во всех сферах правовых отношений, на которые распространяется надзорная компетенция прокуроров.

Наряду с общим предметом, каждая из отраслевых подфункций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений.

Это обстоятельство нашло свое закрепление в Законе о прокуратуре, в котором в соответствующих главах выделяются специальные нормы, определяющие особенности предмета надзора при осуществлении соответствующей надзорной деятельности (ст. 21, 26, 29, 32).

В сфере судопроизводства предмет деятельности, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются соответствующим процессуальным законодательством РФ. Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях.

По основаниям и в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законом, выделяется задача вносить представления (жалобы, протесты) на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность деятельности прокурора в сфере судопроизводства. В связи с этим следует подчеркнуть, что прокуроры надзор за судами не осуществляют.

При отправлении правосудия суды независимы и подчиняются только закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения.

Признаками самостоятельной функции обладает осуществляемое прокуратурой уголовное преследование за совершение преступлений.

Его основным содержанием является полномочие проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства и требовать от этих органов устранения допущенных ими нарушений. Прокурор полномочен давать органу дознания письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, изымать любое уголовное дело у органа дознания и предварительного следствия, а также передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому. Только прокурор утверждает обвинительное заключение (обвинительный акт) по уголовному делу, а в ходе судебного производства по нему поддерживает государственное обвинение.

Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она состоит в обеспечении согласованной взаимоувязанной деятельности правоохранительных органов, осуществляемой каждым из них в соответствии с особенностями своих целей и задач, полномочий и средств их реализации.

Координация преследует цель наиболее успешного осуществления мер по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принятия или рекомендации компетентным органам мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.

Предметом координации является упорядочение, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении ими общей задачи, но осуществляемой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов.

Координация зачастую позволяет достигать такой кооперации, взаимодополнения, сложения сил и средств, которая позволяет получать качественно новые по своему содержанию и значимости результаты в сфере борьбы с преступностью.

В последнее время наметилась тенденция определения актами Президента РФ и Правительства РФ координаторов из числа правоохранительных органов, объединяющих усилия органов исполнительной власти по борьбе с определенными видами преступлений, в конкретной сфере правовых отношений (ФСКН России, ФСБ России, таможенная, миграционная службы и др.

). Так, для организации борьбы с терроризмом, экстремистскими проявлениями создан Национальный антитеррористический комитет при координирующей роли ФСБ России. Для противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ создан Государственный антинаркотический комитет под председательством директора ФСКН России.

В этих условиях возрастает значимость координационной роли прокуратуры как «координатора координаторов».

Координационные полномочия прокуроров усиливаются путем осуществления надзора за исполнением этими органами законодательства об исполнении возложенных на них обязанностей по координации деятельности в закрепляемой за ними сфере общественных отношений.

Другой самостоятельной, но тесно связанной с надзорной функцией прокуратуры является ее участие в правотворческой деятельности.

Эта функция состоит в том, что прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий с целью совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы или принятия иных нормативных правовых актов, соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об их принятии, изменении, дополнении или отмене. Предназначение ее предопределяется тем, что характер задач, возложенных на прокуратуру, содержание деятельности ее органов, распространенность прокурорского надзора практически на все сферы отношений, урегулированные нормами законодательства, объективно делают прокуратуру широко осведомленной не только об исполнении законов, но и о состоянии правового регулирования. Такая информированность прокуратуры отвечает интересам обеспечения правового регулирования в соответствии с потребностями общества и государства. Было бы крайне расточительным для государства не использовать имеющуюся у прокуратуры разностороннюю информацию о недостатках и потребностях правового регулирования, получаемую прежде всего в результате осуществления надзора за исполнением законов.Прокуроры не только вправе, но и обязаны вносить такие предложения, если их принятие будет способствовать укреплению законности, развитию общественных отношений, защите прав человека и гражданина, т.е. выполнению задач прокуратуры.

Специфической формой участия Генпрокурора РФ в правотворческой деятельности является согласование, совместное издание с иными государственными органами нормативных актов в случаях и порядке, определенных федеральным законом.

Форма согласования используется как способ правового контроля за соответствием требованиям закона данного нормативного правового акта или решения управомоченного органа и принятия мер к устранению имеющихся в проекте недостатков. Так, согласно Федеральному закону от 15.07.

Читайте также:  Как оплачивать госпошлину за загранпаспорта: через госуслуги и сбербанк онлайн

1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» данные лица содержатся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания.

Осужденные, отбывающие наказание в колониях и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться на их территории изолированно от осужденных, отбывающих наказание. Перечень таких тюрем и исправительных учреждений министр юстиции согласовывает с Генпрокурором РФ (ст. 10). Согласование с Генпрокуратурой РФ нормативных правовых актов осуществляется и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Самостоятельным видом государственной деятельности прокуратуры является функция участия представителя прокуратуры во всех видах судопроизводства, установленных Конституцией РФ, с целью содействия соответствующему суду в принятии законного, обоснованного, объективного и справедливого решения.

С учетом особенностей конкретных видов судопроизводства (конституционное, административное, гражданское, уголовное) эта задача прокурора не меняется.

Однако изменяются виды процессуальных режимов, возникает существенная специфика оснований участия и полномочий прокуроров, правовых средств их реализации, что дает основание отнести участие прокурора в каждом из названных видов судопроизводства к относительно самостоятельным функциям прокуратуры.

Так, в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

В гражданском судопроизводстве прокурор, не имея собственных интересов, но от имени государства инициирует или вступает в уже начатый процесс по делу в роли истца с «особым» статусом в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также в защиту неопределенного круга лиц и законных интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований.

Помимо функций используется и такое понятие, как «основные направления деятельности органов прокуратуры (приоритеты)». Эти понятия тесно между собой связаны, но четко различаются.

Дело в том, что прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры по обеспечению законности, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. В этом зачастую и нет необходимости.

Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте РФ, в стране в целом. Такие приоритетные направления деятельности прокуратуры и являются основными.

Они реализуются с помощью названных выше надзорной и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, могут составлять основное содержание деятельности органов прокуратуры в определенные периоды.

В разные периоды в зависимости от изменений в состоянии, структуре и динамике преступлений и иных правонарушений такими основными направлениями выделяются борьба с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией и др.

Постоянным приоритетом надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры является обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

В ряде случаев приоритетность в деятельности прокуратуры непосредственно вытекает из требований закона (например, Федерального закона «О противодействии коррупции»), из прямых поручений Президента РФ, в том числе сформулированных в его ежегодных посланиях, в иных выступлениях и документах, основанных на глубоком, комплексном анализе положения дел в стране.

Приоритеты деятельности органов прокуратуры находят отражение в организационно-распорядительных актах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ, прокуратуры города, конкретизируются в планах их деятельности.

Органы прокуратуры: функции, направление деятельности

Основные направления деятельности прокуратуры определяются понятием прокуратуры, которое дано в 1 ст. Закона о прокуратуре.

Замечание 1

Законодатель обращает внимание на основную функцию, которая заключается в надзоре за соблюдением конституционных положений и исполнением законодательных актов. Также в законе особо подчеркивается, что прокуратура Российской Федерации может выполнять и другие функции, которые установило федеральное законодательство. Перечень основных функций прокуратуры обозначен в вышеуказанном Законе.

Деятельность органов прокуратуры обусловлена основной функцией, которая представляет собой надзор за исполнением законов.

В соответствии с областью правовых отношений, в рамках которых прокуратура может осуществлять свою деятельность (исполнительно-распорядительную деятельность органов управления государством и органов местного самоуправления, работа органов исполнения судебных решений и др.), надзорную функцию делят на несколько подфункций:

  • Контроль исполнения законов федеральными министерствами, службами и агентствами, исполнительными (законодательными) органами субъектов, органами местного самоуправления и военного управления, органами контроля, включая их должностных лиц, органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих предприятий. Также прокуратура следит за тем, чтобы законы и издаваемые ими правовые акты были соответствующими.
  • Надзор за соблюдением прав и свобод гражданина (человека), которые могут нарушать названные выше субъекты правоприменения.
  • Надзор за исполнением законодательных актов органами, которые ведут розыск, дознание и предварительное следствие.
  • Контроль исполнения законодательных актов администрацией учреждений и органов, посредством которых происходит исполнение наказания и которые применяют назначенные в судебном порядке принудительные меры, включая администрации мест содержания лиц, задержанных и заключенных под стражу.

Прокурор принимает участие в любом виде судопроизводства и в любых судебных инстанциях. Он наделен полномочиями вносить представления на решения, приговоры, судебные постановления и определения, которые вступают в противоречие с законом. В этом случае прокурор не производит контроль судов, которые независимы в ходе отправления правосудия и подчинены лишь закону.

Замечание 2

Самостоятельной функцией прокуратуры можно считать уголовное преследование, контроль процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия. В процессе судебного производства это может быть поддержка государственного обвинения.

Еще одна функция заключается в координации работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью.

Особенности надзора, уголовного преследования и координации как функций прокуратуры

Что касается надзора за исполнением законов, то это сложная по содержанию функция прокуратуры. Она распространена на большую часть правовых отношений, которые регулирует закон. В этом случае акты прокурорского реагирования обладают информационным характером.

Прокурор может наложить протест на незаконный правовой акт органа управления. В этой ситуации он может требовать от данного органа или другой властной структуры (вышестоящего органа) принятия решения по существу установленных им правонарушений и обстоятельств.

Замечание 3

Тем не менее, решение по протесту (представлению прокурора об устранении нарушения) может принимать только суд или соответствующий орган управления. В области дознания и исполнения наказаний прокурорские полномочия обладают властно-распорядительным характером и являются обязательными для исполнения (исключая случаи, установленные федеральным законом).

Прокурорский надзор включает наблюдение за законностью решений, которые принимают должностные лица органов власти и управления, хозяйствующие субъекты, объединения.

Такие решения способны затронуть права и законные интересы как государства, так и граждан.

Прокуратура должна принимать законные меры для устранения нарушений, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности.

Любая отраслевая функция надзора наделена относительно самостоятельным предметом ведения (надзора), отражающим специфику работы органов прокуратуры в определенной области правовых отношений. В рамках судопроизводства процессуальное законодательство РФ определяет предмет деятельности, прокурорские полномочия.

Полномочия прокурора в ходе осуществления надзорных подфункций используются в рамках общих по форме правовых средств (актов). Это могут быть протесты, требования, постановления, представления.

При решении вопроса о наступлении дисциплинарной, уголовной, материальной, гражданско-правовой, административной ответственности они получают конкретную форму и содержание.

Прокуроры контролируют соблюдение Конституции и всей системы законов, действующих в РФ.

В этой области важно обратить внимание, что общепризнанные принципы и нормы международного права, как и международные договоры нашей страны, представляют собой составную часть ее правовой системы. По этой причине прокурор контролирует исполнение и международных договоров РФ, которые вступили в силу в установленном порядке.

Определение 1

Уголовное преследование — это процессуальная деятельность правоохранительных органов, осуществляемая стороной обвинения для изобличения подозреваемых или обвиняемых лиц (5 статья УПК).

Прокурор — это должностное лицо, уполномоченное вести уголовное преследование от имени государства в соответствии со своей компетенцией. (37 статья УПК). Данную функцию прокуратура, в первую очередь, осуществляет с помощью поддержки государственного обвинения в суде по уголовным делам.

В 2007 году в УПК были внесены изменения по причине создания Следственного комитета. Были сокращены властные и распорядительные полномочия прокуроров в отношении работы следователей.

В процессе досудебного производства по уголовным делам прокурор наделен полномочиями вынесения мотивированного постановления о направлении определенных материалов в следственные органы (органы дознания) с целью решить вопрос о возбуждении уголовного дела по факту нарушений, которые выявил прокурор. В отношении органов дознания надзорные полномочия прокуроров осуществляются в полном объеме по существу.

В соответствии с Конституцией Генеральный прокурор РФ не может являться субъектом права в рамках законодательной инициативы. Положения 9 статьи Закона о прокуратуре определенным образом компенсируют недостаток такого права.

Генеральный прокурор нашей страны, участвующий в правотворческой деятельности, как и подчиненные ему прокуроры, может вносить в законодательные органы соответствующие предложения.

Они могут касаться изменений, дополнений, отмены или принятия новых законов и других правовых актов.

Конституции (уставы) субъектов России предоставляют для прокуроров право на законодательную инициативу в соответствующем законодательном (представительном) органе власти.

Замечание 4

Так, с помощью уставов (основных законов) Новгородской, Свердловской, Иркутской области и других субъектов нашего государства их прокуроры наделяются правом законодательной инициативы.

Прокуроры любого уровня систематически могут накапливать и оценивать сведения о соответствии действующих законов потребностям правового регулирования отношений в обществе.

Также они рассматривают пробелы и иные дефекты правового регулирования, предусматривают необходимость толкований (разъяснений) посредством законов или отдельных их норм.

Реализация происходит с помощью внесения предложений одному из компетентных органов соответствующего уровня о правовом регулировании. По необходимости производится представление ее вышестоящему прокурору.

При наличии обращений Госдумы, Совета Федерации ФС РФ, представительных (законодательных) органов субъектов и прочих компетентных органов генеральной прокуратурой РФ, прокуратурами субъектов регулярно формируются заключения, направленные на проекты законов и прочих нормативно-правовых актов.

ФЗ № 171 содержит положение о том, что прокурор, осуществляющий свои полномочия в установленном Ген.

прокуратурой России порядке и в соответствии с методикой Правительства РФ, должен проводить антикоррупционную экспертизу.

Она направлена на нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов власти в государстве и в субъектах, других государственных органов и предприятий, органов местного самоуправления.

Если прокурор выявляет в одном из нормативных правовых актов коррупционные факторы, то он вносит в адрес органа, организации или должностного лица, издавшего данный акт, требование изменить его. Оно включает предложенный способ устранения. Также возможно обращение в суд в порядке, который регулирует процессуальное законодательство.

Определение 2

Координационная функция прокуратуры заключается в том, что она обеспечивает согласованное взаимодействие правоохранительных систем государства, которые имеют специальные полномочия в области противодействия преступности (например, предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная работа).

Основная цель координации состоит в целенаправленных мерах в сфере выявления, раскрытия, расследования преступлений. Они направлены на принятие или рекомендации компетентным органам мер, которые помогут устранить обстоятельства, способствующие совершению преступлений.

В качестве предмета координации выступает совершенствование, упорядочение взаимодействия правоохранительных органов в ходе выполнения их общей задачи.

Это происходит с помощью правовых, организационных, информационных форм, средств, форм и методов, которые характерны для каждого из органов.

Посредством координации обеспечивается кооперация, взаимное дополнение, объединение средств и сил, которые позволят получать качественно новые по значимости и содержанию результаты в области борьбы с преступностью.

Направления деятельности прокуратуры

Функции прокуратуры представляют собой самостоятельные, но связанные между собой, виды деятельности. В отличие от них основные направления ее деятельности характеризуются различными факторами, которые имеют политический, социально-экономический и другой характер.

В соответствии со своей значимостью можно выделить приоритетные и динамичные направления, учитывающие состояние правовой ситуации в государстве, регионе, населенном пункте. Постоянные приоритеты включают:

  • соблюдение законодательных актов в процессе издания правовых актов, что осуществляют федеральные, региональные органы власти, на которые распространена компетенция прокуратуры;
  • контроль исполнения законов, прежде всего органами государства;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Читайте также:  О приостановлении исполнительных производств судом: как отменить, заявление

ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для обеспечения законности проверки органы муниципального и государственного контроля работы предприятий и индивидуальных предпринимателей предусматривает дополнительные полномочия для прокурора. Обязанность контролирующих органов заключается в представлении проектов планов в органы прокуратуры при их формировании. Это необходимо для создания Генеральной прокуратурой РФ сводного плана проведения плановых проверок, который формируется раз в год и размещается на официальном сайте.

Внеплановую проверку субъектов малого и среднего бизнеса проводят контролирующие органы. Для этого должны быть основания и согласование с соответствующими органами прокуратуры.

Замечание 5

В настоящее время особо актуальны проверки соблюдения законов в области приватизации, налогов, банковских и кредитных отношений.

Если учитывать особенности социальной, экономической, криминогенной ситуации в разных государственных регионах, то можно выделить соответствующие приоритеты в работе прокурорских органов. Часто это отражается в нормативно-правовых актах Ген. прокуратуры РФ, прокуратур субъектов.

Закон о прокуратуре регулирует ситуацию, когда Генеральный прокурор осуществляет издание приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, обязательных для исполнения всеми сотрудниками органов и учреждений прокуратуры.

Они определяют вопросы организации работы прокуратуры и реализацию мер материального и социального обеспечения персонала. Все вопросы, которые регулируют такие акты, включают важнейшие стороны работы всей системы прокуратуры.

Приказы Генерального прокурора РФ можно включить в категорию ведомственных нормативных актов. Они могут быть изданы по основным вопросам организации и работы системы прокуратуры, реализации мероприятий социально-материального обеспечения ее персонала.

На Генеральную прокуратуру возлагается единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях и их раскрываемости, состоянии преступности, итогах и состоянии следственной работы и прокурорского надзора.

По этой причине любой приказ Генерального прокурора в этой области обязателен для органов власти в государстве.

С помощью указаний регулируются более узкие направления работы прокурорских органов (например: исполнение законодательных актов о приватизации, о ВЭД). Указания даются и на основе обобщения материалов прокурорской и следственной практики, а также на основе результатов конкретной проверки.

Все распоряжения, главным образом, связаны с реализацией управленческих мер, которые обладают разовым или краткосрочным характером.

Посредством положений специалисты регламентируют статус структурных подразделений Генеральной прокуратуры, в том числе управление по федеральным округам, наиболее крупные специализированные прокуратуры и др.

Замечание 6

Инструкции предназначены для определения порядка, процедур, технологии осуществления некоторых видов деятельности (например, хранение документации, организация делопроизводства и статистического учета).

В соответствии со своей обязательностью некоторые нормативные указания Генерального прокурора РФ, которые определяет установленный законом порядок, могут выходить за рамки прокурорской системы.

Указания в области дознания, которые не требуют законодательного регулирования, могут являться обязательными для исполнения всеми органами дознания, вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

Здесь важно иметь в виду не указания по конкретному уголовному делу которые могут быть обязательными для исполнения, а общие (принципиальные) указания, являющиеся результатом обобщения практической работы правоохранительных органов в сфере использования законов при расследовании преступлений. Они концентрируются на совершенствовании данной деятельности, на рост гарантий в области обеспечения законности, прав и свобод гражданина.

Опиши задание

Разграничение понятий – функции и основные направления деятельности прокуратуры

  • TERMS DISTINCTION – FUNCTIONS AND PRINCIPLE DIRECTIONS OF PUBLIC PROSECUTION SERVICE’S ACTIVITY
  • Rinat Ablyaskin
  • degree-seeking student, Justice Chair of Penza State University,
  •  Russia, Penza
  • АННОТАЦИЯ

В юридической литературе устоялось всеобщее мнение, что функции, есть ключевая правовая категория, которая призвана раскрывать и уточнять роль, структуру и осуществляемые государственным органом полномочия и их пределы, в том числе и функции прокуратуры. Сам термин «функция» является производным от латинского слова «functiо», который при переводе на русский означает совершение или выполнение действий, правомочие, круг выполняемых полномочий.

ABSTRACT

In the legal literature there is a general point of view that functions are a key legal category which is designed to disclose and clarify the role, structure and powers of the public authority and their limits, including functions of the public prosecution service. The term «function» is derived from Latin word «functio» which means the commission or performance of actions, authority, the range of powers performed at translation into Russian.

Ключевые слова: Основные направления деятельности прокуратуры; прокуратура; прокурорский надзор; функция прокуратуры.

Keywords: principle directions of public prosecution service’s activity; public prosecution service; prosecutor’s supervision; function of public prosecution.

В Российской Федерации не утихают споры между различными правоведами теоретиками и практиками относительно функций прокуратуры. В этой связи необходимо рассмотреть эти вопросы.

В действующей редакции Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о функциях, возложенных на прокуратуру, указывается, что органы прокуратуры выполняют надзор за соблю­дением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации, при этом указывается, что органы прокуратуры выполняют и иные функции, закрепленные федеральным законодательством [7].

Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Стоит отметить, что в ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» подчеркивается, что на органы прокуратуры не может быть возложено выполнение функций непредусмотренных федеральными законами [7].

Тем не менее, ни один из действующих законов не содержит исчерпывающего определения и всего перечня осуществляемых функций прокуратуры.

Если обратится к юридической литературе, относительно понятия функций прокуратуры имеются различные суждения, однако большее количество авторов сходятся в следующем.

Под функциями прокуратуры следует понимать конкретный вид её деятельности, который предусмотрен федеральным законодательством и обуслов­ленный основным назначением прокурорского органа, что выражается в её задачах, характеризующийся определенным предметом ведения, направленностью на решение определенных задач и использованием присущих этому виду деятельности полномочий и средств.

По убеждению автора, определение является достаточно точным, однако существует распространенность мнения о том, что функции прокуратуры тождественны её основным направлениям деятельности, хоть эти понятия и тесно связаны между собой и нельзя их прямо противопоставить друг другу, но и знак равенства ставить между ними не стоит.

На законодательном уровне четко разграничить между собой эти понятия не удалось. Например, в законе СССР от 30 ноября 1979 года «О прокуратуре СССР» в ст. 3, которая именовалась «Основные направления деятельности прокуратуры», перечислялись не только основные направления деятельности, но и функции возложенные на прокуратуру того времени [3].

В Федеральном законе от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» в ст. 2, которая именовалась «Цели и направления прокурорской деятельности» фактически перечислялись функции прокуратуры [5].

После внесения изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года из текста были вовсе исключены основные направления деятельности прокуратуры [6].

С определенной долей условности можно отметить, что под функциями следует рассматривать виды (иными словами – разно­видности, участки) деятельности, совокупность которых составляет содержание деятельности в целом, тогда как основные направления деятельности обусловлены определенными приоритетами, преобла­дающим характером деятельности, устремленностью к чему-либо [4].

Рассматривая деятельность осуществляемую аппаратом органов прокуратуры в виде некого правового поля, на которое проецируются регулируемые законодательно-закрепленные нормы, деятельность прокуратуры можно обозначить, как самостоятельные виды деятельности линейного характера.

Каждый из видов деятельности, находит свое отражение в определенной функции, осуществляемой органом прокуратуры.

Правильно выбранные основные направления деятельности, обеспечивают не только полную реализацию функций, но и качество получаемых результатов, позволяют, грамотно расставив приоритеты направить усилия на решение самых важных и насущных проблем [1].

Органы прокуратуры не должны и не могут подменять собой другие государственные структуры направление на достижение законности, а должны с одинаковой интенсивностью проводить надзор за исполнением всех действующих в стране законов, которые затра­гивают все сферы правовых отношений. В этом обычно и нет острой необходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в главной степени зависит состояние правопорядка в государстве в целом, а также в отдельных субъектах, городах, районах. Такие приоритеты в деятельности прокуратуры называются основными направлениями. Основные направления деятель­ности реализуются с помощью всего комплекса функций осуществляемых органами прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке и их содержание может изменяться в различные временные периоды.

Таким образом, основные направления деятельности, в отличие от функций прокуратуры, являются менее постоянными значениями, поскольку могут изменяться с учетом складывающейся обстановки и потребностей жизнедеятельности общества.

Более того, если функции прокуратуры устанавливаются только федеральными законами и являются едиными по всей стране, то многие основные направления деятельности прокуратуры находят отражения в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ, могут являться актуальными как для всей страны, так и лишь для отдельных регионов.

В настоящее время к одним из основных направлений деятельности прокуратуры можно отнести противодействие коррупции, терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и незаконной игорной деятельности; защиту прав работников на получение заработной платы, а также прав участников долевого строительства жилья, инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и др.

Совокупность функций обусловливает содержание той деятельности, ради выполнения которой существование и сохранение прокуратуры признается необходимым и социально оправданным. Они же наиболее последовательно и полно определяют место прокуратуры в системе государственных органов [2].

При этом важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций, причем такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка.

В силу того, что обязательным признаком функций прокуратуры является установление их федеральным законом, перечень функций должен быть исчерпывающим. Вместе с тем в законодательстве такой перечень четко не обозначен, а вопрос определения видов и коли­чества функций прокуратуры продолжает оставаться дискуссионным.

Прокуратура в рамках своих полномочий и компетенции осуществляет надзорные и иные функции.

Прокурорский надзор являет собой урегулированный правовыми нормами, специальный вид государственной деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации специальным уполномоченным на то органом – Прокуратурой Российской Федерации.

В процессе осуществления надзорной функции прокуратура действует в строгом регламенте с основным законом и иными системообразующими законами, непосредственно регулирующими работу надзорного органа, работа по осуществлению прокурорского надзора направлена на проверку соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, органами прокуратуры принимаются активные меры по предотвращению, пресечению и устранению нарушений законодательства, а так же привлечению лиц нарушивших закон к соответствующей деянию ответственности.

К ненадзорным функциям прокуратуры, упоминаемых в настоящее время большинством авторов-правоведов следует отнести такие как:

  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • уголовное преследование;
  • участие в рассмотрении дел судами;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • международное сотрудничество.

Список литературы:

  1. Алисов А.Н. Конституционные функции прокуратуры в России и зарубежных странах: сравнительный анализ // Вестник государственного и муниципального управления. — 2014. — № 3. — С. 26 — 29.
  2. Гальченко А.И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы // Lex Russica. — 2014. — Т. — XCVI. — № 11. — С. 1346 — 1359.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *