О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

Каждая административная жалоба скрывает в себе единичные проблемы и элементы недовольства конкретных личностей. Чтобы жалобу приняли и проверили, необходимо поработать над грамотным ее составлением. В этой статье будет рассказано о том, как правильно оформить заявление, куда обратиться с жалобой и как следует действовать во время ее рассмотрения.

Понятие административной жалобы

Существует два вида жалоб: судебная и административная. В первую группу входят заявления, направляемые в различные судебные органы: гражданские, уголовные, арбитражные или конституционные. К остальным относятся, как уже понятно, административные.

Административная жалоба делится на два основных вида: общую и специальную. Самыми распространенными являются именно общие жалобы. Их чаще всего подают обычные граждане, желающие добиться справедливости при помощи суда.

Защита прав, восстановление нарушенных законных интересов или свобод — все это относится к административным жалобам общего типа. Специальные жалобы, напротив, подаются только отдельными категориями граждан.

Это могут быть военные, государственные или судебные служащие и пр.

Любая жалоба административного типа имеет одну важнейшую черту: неограниченность во времени и поводе для ее подачи. Абсолютно любой гражданин России может стать инициатором дела об административном правонарушении.

Виды административных жалоб

Стоит отметить, что административная жалоба не является исковым заявлением. Она обладает совсем другими юридическими свойствами, а отличается в первую очередь порядком рассмотрения и подается как в лично, так и путем направления коллективных заявлений.

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

Существуют две формы жалоб административного типа:

  • письменные — поданные при помощи телеграммы, факса, почтовой связи, электронных или сетевых ресурсов;
  • устные – поданные по телефону, на публичных мероприятиях, путем индивидуального обращения на личном приеме.

Вопрос о том, куда обратиться с жалобой, всегда зависит от типа заявления.

Требования к административной жалобе

Конституционное право является основой для возможности подавать административные жалобы любым лицам, находящимся на территории Российской Федерации. Причем сделать это могут не только граждане России, но и иностранцы, а также лица без гражданства.

Однако всегда стоит учитывать полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. Более того, административная жалоба не должна нарушать права и свободы третьих лиц.

Это следует учитывать так же, как и другие требования к описываемым заявлениям.

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

Они перечислены в Федеральном законе «Опорядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В нем говорится, что заявление должно быть подано либо в электронном, либо в письменном виде. А к обращению желательно приложить дополнительные материалы, подтверждающие факты, изложенные в тексте.

Административная жалоба, образецкоторой мы предлагаем в нашей статье, должна содержать соответствующие данные об органе или лице, которым направляется бумага. А суть проблемы следует излагать кратко.

Административная жалоба: общая характеристика

Помимо требований, представленный Федеральный закон закрепляет некоторые принципы жалобы административного типа. В частности, стоит выделить следующее:

  1. Жалоба может быть подана в любом возрасте (ограничением является лишь административная дееспособность, которую человек получает в полном объеме к 18 годам).
  2. Срок для реализации прав на подачу жалобы российским законодательством не устанавливается.
  3. Устанавливается так называемая социальная потребность — когда жалоба подается лишь в вышестоящие инстанции для обжалования чьих-либо действий.

Стоит также отметить существование прямого запрета на передачу названного документа тому лицу, чьи действия подлежат обжалованию.

Основные отличия административной жалобы

Следует выделить некоторые особенности административной жалобы общего типа. Так, рассматриваемый документ всегда является свидетельством о наличии какого-то правового спора. Предъявляются особые требования к процессуальной форме рассмотрения подобного обращения. Процедура жалобы всегда продвигается в том же направлении, что и классическое судебное рассмотрение.

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

При подаче административной жалобы всегда следует учитывать ее точную и детальную подведомственность. То есть нужно обращать внимание на различные аспекты государственного подчинения. Так, законодательство не регулирует некоторые ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении.

Само инициирование гражданского спора предполагает довольно длительный механизм регистрации, направления и передачи всего процесса по жалобе. Так что к делу нужно быть готовым. Для жалобы должны определяться специальные формы и виды решений, а также основания для их вынесения. Должна быть определена и процедура исполнения решения.

В конечном счете складывается довольно интересная ситуация. Получается, что весь институт административной жалобы, а также любой административный орган представляется крайне непрактичным и неэффективным. На это указывают как специалисты, так и обычные граждане.

О необходимости административной жалобы

Почему административный орган вообще должен существовать? На то существует некоторое количество причин, которые будут перечислены далее. В частности, необходимо отметить следующее:

  • административная жалоба, в отличие от жалобы судебной, обладает простотой и почти полным отсутствием затратности;
  • жалоба может представлять собой средство осуществления контроля руководителей государственных органов за выполнением функций своими подчиненными;
  • с ее помощью возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принимаемых властями решений.

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

Названных выше факторов вполне достаточно для того, чтобы утверждать, что нужными и полезными являются положения, прописанные в ФЗ «Опорядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Специальный вид жалобы

Как уже было сказано выше, жалоба по делу об административном правонарушении делится на два вида: общую и специальную. Что представляет собой специальная жалоба? Основным ее отличием от общей является регулирование отдельными нормативными актами.

Довольно часто случаются ситуации, при которых рассмотрение жалобы общего типа бывает неэффективным. Если дело действительно сложное, то оптимальным вариантом будет составление специального заявления.

Это может касаться дел, связанных с финансами, судопроизводством, властными структурами и т. д.

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

Специальная жалоба не может быть подана кем угодно. Имеют на это право лишь определенные лица, являющиеся, как правило, участниками соответствующих правоотношений. Заявление подается в строго указанную инстанцию, а рассмотрение проходит в специально установленные сроки.

Стадии производства административной жалобы

Производство по общим административным жалобам состоит из четырех основных стадий.

Первый этап представляет собой так называемую первичную обработку. В соответствующий орган поступает официальная жалоба. Задача работников — зарегистрировать документ. Сделать это необходимо в пятидневный срок. Руководитель должен определить лиц, которые будут работать с поступившей жалобой, либо бумага направится в другую инстанцию.

Второй стадией является проверка жалобы. Работникам нужно грамотно проанализировать ситуацию, собрать и проверить всю необходимую информацию. Как правило, для проверки образуются специальные комиссии. В них могут входить различные активисты, специалисты или эксперты.

Проверка должна проводиться с использованием законных средств и методов: беседы с людьми, работа с документами, различные обследования и т. д.

При этом человек, подавший жалобу, имеет возможность лично знакомиться с ходом расследования, а также вносить определенные поправки.

Принятие решения по жалобе

Третьей стадией в рассмотрении жалобы административного типа является принятие решения. Это, можно сказать, центральный момент во всем процессе. Принятие решений является основным элементом в административном производстве. Это всегда подведение итогов проделанной работы, а также установление точных сроков принятия.

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

Как правило, на принятие решения в административном производстве уходит один месяц. В некоторых особенно сложных случаях срок может быть продлен.

Если же жалобы, не требующие дополнительной проверки и изучения, решаются безотлагательно, то устанавливается срок в 15 дней.

В результате должно быть принято одно из следующих решений: об отказе в удовлетворении заявления (как правило, отказ связан с недостаточной обоснованностью жалобы или с различными нарушениями), о частичном удовлетворении или о полном удовлетворении заявления.

Решение по жалобе по административному делу исполняется на четвертой стадии производства. Заявителю выносится мотивированный ответ, а соответствующее должностное лицо принимает все необходимые меры для восстановления нарушенных прав и свобод человека.

Пример жалобы

Вопрос о том, куда обратиться с жалобой об административном правонарушении, зависит от конкретных фактов нарушений и требований по восстановлению прав. То же касается и формы заявления. Жалоба в соответствующую государственную инспекцию начинается со слов о том, кто является отправителем и получателем.

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

В правом верхнем углу составляется «шапка» жалобы. Указывается полное наименование органа, в который поступает заявление, его адрес и контактные данные. Ниже пишется имя человека (или имена группы лиц), который подает заявление.

После шапки следует написать название документа: «Жалоба». А ниже подробно изложить суть проблемы. При этом указываются конкретные факты нарушения прав и все известные данные о нарушителях.

К жалобе должны прикладываться дополнительные материалы, доказывающие факт правонарушения. В конце документа ставятся подпись и дата.

Административный иск — советы адвокатов и юристов IQLaw

До 2015 года дела, возникающие из публичных отношений, в том числе подача административного иска, регулировались Гражданским процессуальным кодексом РФ. С 15 сентября 2015 года был принят Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ), и теперь дела, возникающие из административных правоотношений, рассматриваются в соответствии с КАС РФ.

Что такое административный иск?

  • О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой судВ КАС РФ указывается на то, что в суд по делам из публичных правоотношений необходимо обратиться с административным исковым заявлением, при этом само понятие административного искового заявления КАС РФ не раскрывает.
  • Административный иск характеризуется тем, что он направлен на защиту публичных прав лица, а стороной по делу является государство в лице его государственных органов, должностных лиц.
  • Административное исковое заявление может содержать требования:
  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Данный перечень не является исчерпывающим, в связи с чем административное исковое заявление может содержать и иные требования. Главное при этом, чтобы интересы, в защиту которых направлены требования, возникали из публичных правоотношений, а о том, какие отношения являются публичными пойдет в статье дальше.

Содержание административного искового заявления

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой судИск должен быть в письменной форме, в шапке иска указываются наименование судебного органа, данные заявителя (ФИО гражданина или наименование организации, адрес места жительства или места регистрации, если это юридическое лицо, почтовый адрес, номер телефона, а также данные представителя, если у него есть соответствующие полномочия). Существуют дела в соответствии с КАС РФ, по которым наличие представителя является обязательным, например, связанные с принудительной госпитализацией, но если у лица есть высшее юридическое образование, оно может представлять свои интересы по административному делу самостоятельно. В таком случае обязательно нужно указать на наличие юридического образования и приложить копию документа, подтверждающую такое образование. Кроме этого в шапке заявления указываются данные ответчика, это может быть организация, юридическое лицо или должностное лицо.

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой судВ самом заявлении указываются какие права заявителя были нарушены, требования к стороне по делу. Также прилагаются копии всех необходимых документов. Какие документы прилагать, и что указывать в самом иске зависит от сути требований, например, будут ли обжаловаться в административном судопроизводстве действия должностных лиц, или решения органов власти.

Читайте также:  Код документа удостоверяющего личность в 2 ндфл - паспорт, вид на жительство

Сторонами административного искового заявления являются административный истец и административный ответчик. Новеллой является обращение с коллективным иском группы лиц, которых должно быть не меньше двадцати. Такие лица должны или подписать иск или подать заявление в суд о присоединении к иску.

Стоит сказать, что с 2016 года возможна подача административного иска путем заполнения специальной формы на сайте в сети Интернет судебного органа, в который подается исковое, что безусловно является шагом вперед и упрощает жизнь граждан.

Как подать административный иск в суд?

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой судПеред тем как подать административное исковое заявление нужно уплатить госпошлину, которая установлена в Налогом кодексе, приложить копии всех документов, копии доказательств, копию акта, решения, которое обжалуется, копию диплома представителя или самого заявителя, если у последнего есть юридическое образование, а также копию нотариальной доверенности представителя.

В последующем суд в течение трех дней со дня поступления иска в суд выносит решение по итогам принятия иска как и в гражданском судопроизводстве: принимает иск, оставляет без движения или отказывает в принятии. При этом суд обязан вынести решение в пределах двух месяцев.

Также можно ходатайствовать перед судом о применении мер предварительной защиты, что регулируется статьей 85 КАС РФ.

Такие меры применяются, если до вынесения решения судом по административному делу существует угроза нарушения прав лица или если защита таких прав без применения мер предварительной защиты будет невозможна.

Примером данных мер может служить приостановление действия обжалуемого решения органа власти.

Обжалование решения органа власти

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой судКак показывает практика, большинство административных дел связано с оспариванием решений органов власти. Решения таких органов являются обязательными для определенных лиц на определенной территории. Поэтому стоит особо внимательно следить, чтобы такими решениями не нарушались права и законные интересы граждан. А если такое произошло, нужно знать как и в каком порядке отстоять свои права.

Не нужно также забывать, что до вынесения судом решения, можно ходатайствовать о применении мер предварительной защиты в соответствии с КАС РФ, и в таком случае действие решения можно будет приостановить полностью либо в части, но только если суд сочтет это необходимым, при этом условия такой необходимости определены в кодексе.

Перед обжалованием решения органа власти в суд необходимо сперва обратиться непосредственно в сам орган с соответствующим заявлением, и уже после получения отказа или неполучения ответа вовсе, обратиться с требованием в суд.

Подать иск может любое лицо, которое считает, что его права были нарушены вынесением соответствующего решения. Срок подачи иска по делам такой категории составляет три месяца, однако при пропуске срока по уважительной причине можно ходатайствовать о его восстановлении перед судом.

В суде административный истец должен доказать, что такое решение нарушило его законные права и интересы, при этом орган будет обосновывать законность принятого решения.

Обжалование действия (бездействие) должностного лица

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой судОбжаловать действия (бездействие) должностного лица вправе любое лицо, имеющее основания считать, что такими действиями были нарушены его законные прав и интересы. Такой иск подается в порядке, установленном главой 22 КАС РФ. При этом в административном порядке обжаловать действия должностного лица можно только, когда такие действия были осуществлены в рамках его деятельности как должностного лица, например, истцу было отказано должностным лицом в выдаче определенного документа, а не когда такое лицо действовало как обычный гражданин, сосед по земельному участку, в таком случае подается гражданский иск.

Еще одним распространенным случаем является обжалование действия судебного пристава-исполнителя. Например, когда по мнению истца пристав затягивает со взысканием долга по исполнительному листу

Не стоит опасаться обжалования действий и решений государственных органов в порядке административного судопроизводства. Защита своих прав перед представителями государства является цивилизованным методом разрешения конфликта и защиты своих прав и интересов.

Однако данный вид судопроизводства является одним из наиболее сложных и непонятных для граждан, не обладающих специальными знаниями в юриспруденции. Для решения таких вопросов является необходимым и обязательным обращение к квалифицированным юристам. Наши юристы являются профессионалами в спорах из административных правоотношений.

Они помогут вам качественно и оперативно разъяснить порядок обжалования, составить административное исковое заявление и выстроить вашу позицию по делу.

Если вам необходима профессиональная онлайн-помощь юристов, обращайтесь к нам. Вы можете воспользоваться чатом, где Вам ответят наши специалисты Информация была полезна?

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

Своды законов нашей страны призваны регулировать отношения между гражданами, юрлицами и другими участниками демократического общества, а контроль за их исполнением возложен на специализированные госструктуры.

Для уведомления данных ведомств о нарушениях законных прав граждане имеют возможность обращаться к ним посредством личных визитов, телефонных звонков по номерам горячей линии, а также при написании и подаче жалоб в законном порядке, в том числе и административных жалобных ходатайств в суд.

Что такое административная жалоба

Подача жалобы в административном порядке представляет собой письменную претензию к гражданам или юрлицам, дающую возможность решить назревающий конфликт без судебных разбирательств.

Кроме того, жалоба – это универсальный и наиболее простой способ установления конструктивных взаимоотношений между гражданами и органами государственной власти, так как данный документ направлен прежде всего на обеспечение законных интересов прав и свобод человека, а также пресечение попыток их нарушения.

Как правило, составление жалобного письма не вызывает каких-либо сложностей, в особенности, учитывая, что в сети можно посмотреть множество шаблонов, образцов и примеров, а для разъяснения того или иного факта все определения и понятия разъясняются в ФЗ, однако для корректного составления документа и оперативной реакции на него заявителю следует обратиться к профессиональному правозащитнику.

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

Написание жалобы

Коап (жалоба на постановление) – основания

ГАС «Правосудие» — подача документов

Подача и обработка административной жалобы регламентируется ФЗ № 59 и собственными правилами конкретного казённого ведомства, куда обращается заявитель. Для того чтобы подать жалобное письмо, необходимо, чтобы в отношениях между гражданами или компаниями возникли следующие обстоятельства:

  • Неправомерные действия или бездействие госструктур в части возбуждения административного производства, повлекших за собой нарушение прав и свобод, а также возникновение возможного вреда гражданину или его имуществу.
  • Аморальное поведение сотрудников ведомств, куда обращался заявитель, а также их бестактное поведение, резкое обращение и чрезмерная необоснованная критика граждан.
  • В случае, если гражданину было предъявлено нарушение по статье КоАП, которое он на самом деле не совершал, или оно имело место при смягчающих обстоятельствах.
  • Если служба судебных приставов исполняет решение суда со значительными нарушениями внутреннего регламента ведомства.
  • В тех ситуациях, когда какое-либо ведомство приостановило деятельность компании за определённые нарушения, не имея на то оснований или достаточных полномочий.
  • В тех ситуациях, когда во время проведения проверок или контролирующих операций нарушаются права юридического лица или уполномоченных его сотрудников.

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

Районный суд

  • В случае, если при обращении в какое-либо ведомство дают гражданину необоснованный отказ в предоставлении услуги, входящей в компетенцию госструктуры.
  • Если в действиях представителей госструктур или правоохранителей усматриваются деяния, выходящие за рамки их должностных инструкций и полномочий.

Важно! Указанные выше факты являются непосредственным поводом для подачи жалобы на учреждения и их сотрудников в вышестоящие инстанции и орган судебной власти.

Право гражданина на жалобу

Подача документов в суд в электронном виде

Гражданин, как правило, ничем не ограничен со стороны государства в части составления и подачи жалобы, однако для того, чтобы иметь право на данное заявление в различные ведомства, он должен соответствовать следующим минимальным требованиям:

  • На момент подачи жалобного письма ему необходимо достигнуть 18-летия.
  • Он должен быть полностью дееспособным, не страдать психическими расстройствами, а также не нуждаться в постоянном опекуне по причине умственных недостатков.
  • Иметь по меньшей мере среднее образование для того, чтобы выразить свои мысли и составить текст письма.
  • Для того, чтобы составить жалобу, он должен лично обратиться в учреждение, где были нарушены его права и обязанности.
  • Заявителю также следует собрать максимальное количество доказательств, подтверждающих факт нарушения его прав и свобод.

Важно! Количество доводов, требований, описанных нарушений и прочих факторов в жалобе не ограничено. Кроме того, каждый гражданин в силу своего воспитания и моральных принципов может отреагировать на действие сотрудников организации по-разному, то есть в ответ на одно и то же действие может последовать совершенно разная реакция от двух заявителей.

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

Судебный процесс

Какой суд рассматривает жалобы по существу вопроса

Подача иска по месту нахождения истца

Для того, чтобы подать жалобу в орган судебной власти, гражданин должен посмотреть характер вынесенного административного постановления и обратиться в одну из следующих инстанций:

  • В случае, если обжалованию подлежит вынесенное ранее постановление о правонарушении в соответствии с КоАП, граждане должны обращаться в районный суд по месту жительства или составления данного документа со стороны госструктуры.
  • Когда жалующееся лицо оспаривает бездействие или противоправные действия при обращении к органам власти, в соответствии с КАС РФ он обжалует свои права в кассационном суде.
  • В случае, когда обжалуется решение суда об административном правонарушении, жалоба подаётся в вышестоящий орган судебной власти или в мировой суд.

Важно! Как правило, если гражданин ошибается с выбором подсудности своего дела, и настоящий суд не имеет компетенции для рассмотрения подобных дел, сотрудники канцелярии участка самостоятельно меняют подсудность, перенаправляя жалобу в другой суд.

Какие бывают административные жалобы

Жалобы, как правило, в соответствии с ФЗ, подразделяются по различным признакам.

Разделение по форме преподнесения информации уполномоченным лицам, подразделяют следующие виды жалоб:

  • Устные, то есть озвучиваемые уполномоченному лицу в соответствии с установленным регламентом (под аудиозапись или лист протокола), оформляемый секретарём, в котором регистрируются все устные заявления участников процедуры обжалования.
  • Письменные – могут быть поданы в установленном порядке лично или посредством почтовой связи, а также в электронном виде онлайн, если в учреждении имеется возможность приёма подобных документов через специальную интерактивную форму. Чаще всего все входящие заявления от населения фиксируются уполномоченными представителями канцелярии.

По качественным признакам их оформления и территории подсудности жалобы подвергаются следующим делениям:

  • Общие административные жалобы – не регламентируются требованиями конкретной организации, сроками подачи, составом основной части, количеством подающих её лиц, их социальным положением, а также иными характеристиками.
  • Специальные жалобы – виды документов, регулируемые отдельными правовыми кодексами или законодательными актами в части их оформления, порядка подачи, рассмотрения, реагирования на них и т. д. Так, к данному типу административного обжалования относятся все недовольства правонарушителей, которым (в соответствии с КоАП) вынесены неправильные наказания вплоть до уголовной ответственности, например, с требованием оплатить штраф.
Читайте также:  За какой период делается справка 2-ндфл - сроки установленные законом

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

Рассмотрение жалобы

Важно! Для того, чтобы определить тип той или иной жалобы, заявителю следует внимательно ознакомиться с текстом ФЗ хотя бы в кратком изложении.

Судебная процедура обжалования

Судебный порядок обжалования заключается в том, что любой заявитель имеет право составить апелляцию на различные действия госорганов, минуя вышестоящую инстанцию, и получить от органа власти соответствующее решение по данному делу. Для того чтобы инициировать процесс обжалования действий физлиц или организаций, заявитель обязан усмотреть в их действиях нарушение одного из следующих законов, равно, как и создание препятствий для их соблюдения:

  • Основного закона государства – Конституции РФ.
  • Любым федеральным законам, действующим на территории всей страны, без привязки к субъектам.
  • Нормативной документации, принятой к исполнению на территории страны по распоряжению Президента или Правительства России.

Важно! Для положительного рассмотрения жалобы со стороны судьи в её основном тексте должны присутствовать все ссылки на указанные выше законы, когда противоправные действия сотрудников госучреждений можно трактовать соответствующими статьями при проявлении определённых признаков.

В заключение следует сказать, что сроки рассмотрения административной жалобы и реагирования по ней определяется в соответствии со статьёй 30.

5 КоАП РФ и составляют 10 суток с момента вынесения соответствующего постановления, если госорган имеет возможность принять решение без участия уполномоченного представителя органа власти.

Если же жалоба на постановление подаётся в суд, общий срок принятия по ней резолюции, в зависимости от сложности дела, может достигать 60 дней.

О подаче жалоб в административном порядке: права гражданина, виды, в какой суд

  • Наложение штрафа
  • Как правило, если все факты и ссылки на нормативные документы в жалобе на постановление КоАП установлены корректно, данный документ удовлетворяется судом, и в отношении обидчика принимаются определённые процессуальные меры, оговоренные в текстах вышеуказанных сводов законов.

Загрузка…

В какой суд подавать жалобу по постановлению об административном правонарушении? – решение вопросов по административному праву правовед.ru

508 юристов сейчас на сайте

Здравствуйте! Пришло постановление по делу об административном правонарушении, а именно штраф за ч.2 ст. 12.12 КоАП, правонарушение зафиксировано фото и ведео съемкой (камерой). Хочу обжаловать в суд. В пп.

3 п.1 ст 30.1 КоАП написано, что жалоба подается в районный суд по месту рассмотрения дела, это значит в суд по месту регистрации правонарушителя или по месту регистрации ГИБДД вынесшего постановление? Спасибо.

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (2)

Здравствуйте, Ольга!

Вы пишете:«В пп.3 п.1 ст 30.1 КоАП написано, что жалоба подается в районный суд по месту рассмотрения дела, это значит в суд по месту регистрации правонарушителя или по месту регистрации ГИБДД вынесшего постановление?»

Это значит по месту расположения ГИБДД, которым вынесено постановление о Вашем наказании. Другими словами, абстрактно: Вы нарушили ПДД в Самаре, а сами проживаете в Ижевске. Постановление о привлечении Вас к ответственности будут выносить в Самаре. Следовательно, обращаться нужно в суд в г. Самара.

Мне представляется, что Вам проще обжаловать постановление в порядке подчиненности в УГБДД области, в котором выносилось постановление. Это проще, чем в суд. Но, если там отклонят Вашу жалобу, можете тогда обратиться в суд.

Жалоба подается в суд по месту совершения правонарушения.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:

«30. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) — в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП РФ).

При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.

Аналогичный порядок применяется при определении территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц, принятые по результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ.»

Административное обжалование решений нарушающих права граждан

В России каждому гражданину гарантировано право на защиту.Административное обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы гражданина это форма защиты, когда гражданин вправе направить жалобу на неправомерные действия и решения в вышестоящую инстанцию.

Административное обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

Административное обжалование в литературе называется внесудебной формой защиты.

Главной особенностью данной формы защиты, направление особого вида обращения, именуемого жалобой органу осуществляющему контрольные и надзорные функции. Например, на действия таможенника, при совершении таможенных процедур, можно направить жалобу начальнику таможенного поста.

Порядок административного обжалования

Вступая в управленческие отношения, гражданин следует определенным правилам поведения. В тех случаях, когда гражданин не согласен с действиями должностных лиц, любой закон, регламентирующий деятельность государственных органов, предусматривает процедуру обжалования.

Административное обжалование является более мобильным средством защиты нарушенных прав граждан, так как в системе органов государственной власти предусмотрен порядок административного обжалования. Согласно этому порядку выделяется ряд условий:

  1. Наличие конкретного действия или решения, которые осуществил государственный орган или должностное лицо в отношении гражданина, участвуя в правоотношениях по поводу реализации своих прав.
  2. Нарушение должно быть выражено в незаконности или неправомерности применения, которое основано на несуществующей норме права, либо применено необъективно, несвоевременно или возложено не на того субъекта.
  3. Гражданин может направить устно или письменно жалобу, содержащее требование о восстановлении в правах.
  4. Направление данной жалобы осуществляется в орган или должностному лицу, находящемуся в порядке подчинения или подконтрольности. Система органов управления построена таким образом, что всегда присутствует контроль со стороны вышестоящей инстанции. Как правило, этот орган является руководящим для должностного лица принятого на службу. Поэтому в случае нарушения принципа законности должностным лицом в своей деятельности, может быть восстановлен руководящим органом в иерархии стоящим выше деятельности этого должностного лица.
  5. Ответ по жалобе может последовать как положительный, так и отрицательный.

Сроки административного обжалования

На действия и решения органов и должностных лиц может быть подана как общая, так и специальная административная жалоба. Отличие их в том, что по общему административному обжалованию процедура не имеет каких-либо ограничений по содержание.

По общей жалобе предусматривается общий срок административного обжалования, который составляет 30 дней.

Специальная административная жалоба, имеет специальный порядок обжалования, срок четко регламентированный конкретной ситуацией. Данный вид обжалования предусмотрен, чтобы в максимально короткий промежуток времени была возможность восстановить нарушенные права и свободы.

Например, постановление, выносимое в случае совершения административного правонарушения, предусматривает специальный срок обжалования, который составляет 10 дней.

Это предусмотрено, чтобы до момента наступления неблагоприятных последствий на гражданина, можно было это решение опротестовать, а в случае безосновательности обжалования, своевременно приступить к реализации мер государственного принуждения.

Устное административное обжалование

Предусматриваются также случаи направления устной жалобы на действия должностных лиц. Как правило, данная процедура реализуется путем личного приема граждан, обжалование по телефону доверия граждан. В каждом государственном органе всегда имеется график личного приема граждан.

Если в ходе беседы будут установлены конкретные нарушения или факты в работе должностного лица, то устное административное обжалование может изменить форму на письменную. И в порядке поданной жалобы будет проведена проверка деятельности должностного лица.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Административный порядок защиты нарушенных прав субъектов бюджетного права

Административный и судебный способы защиты прав являются основными видами защиты нарушенных прав. Административный способ является внесудебным методом разрешения спора, хотя этот вопрос и регулируется отчасти Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В российской правовой системе предусмотрена альтернатива подачи жалобы, т.е. лицо имеет право выбора способа защиты своего права -судебный или административный.

Надо отметить, что административный способ защиты может предшествовать судебному.

Альтернатива способов защиты нарушенных прав является важной демократической особенностью нашей страны, так как предусматривает широкий диапазон возможностей защиты нарушенных прав.

Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.

Согласно теоретическим положениям административного права понятие «досудебный порядок обжалования» означает процедуру, которая предусматривает до обращения с жалобой в суд обязательную предварительную стадию обращения с этой жалобой в органы администрации. Обязательная (досудебная) стадия рассмотрения жалоб, как правило, характерна для многих европейских стран. Классическим примером служит досудебный порядок обжалования актов публичной администрации Федеративной Республики Германия.

Однако, как уже было сказано ранее, в Российской Федерации предусмотрена возможность альтернативного подхода в подаче жалобы, поэтому правильнее говорить либо об административном (внесудебном), либо о судебном порядке обжалования.

Право выбора является важным демократическим положением, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Под порядком административного обжалования в данном исследовании понимается рассмотрение жалоб граждан и организаций органами, осуществляющими финансовую деятельность в административном порядке, т.е.

путем рассмотрения жалобы вышестоящим в иерархической структуре органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, соответствующим должностным лицом.

  • Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем направлениям связано с использованием финансов.
  • В зависимости от характера взаимосвязи с финансовой деятельностью можно выделить органы общей компетенции, которые осуществляют финансовые полномочия в качестве одного из направлений своей деятельности, и органы специальной компетенции, которые созданы для реализации государственных функций в целях образования, распределения и использования фондов денежных средств.
  • Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ составляют систему органов общей компетенции.
  • Среди органов специальной компетенции особо можно выделить Минфин России, который обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности.
  • Основными задачами Минфина России являются: совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации; участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов, драгоценных металлов и драгоценных камней; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществление в пределах своих полномочий государственного контроля и др.
Читайте также:  Если водителя не вписали в страховку: какое наказание последует, можно ли ездить

Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 «О Федеральном казначействе» была образована единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиненная Минфину России.

В состав этой системы входят Главное управление Федерального казначейства Минфина России и подчиненные ему территориальные органы по субъектам Российской Федерации, городам (кроме городов районного значения), районам и районам в городах.

В основном процедура административного обжалования регулируется законодательством в рамках порядка рассмотрения обращений граждан и организаций, где жалоба понимается как определенный вид обращения.

Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан на личное обращение, а также на направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет конституционное положение, предусматривая право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам органов местного самоуправления.

Действующий порядок административного обжалования содержит следующие принципиальные положения.

Граждане и организации имеют право обратиться с жалобой лично или через своего законного представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы. Для того чтобы жалоба была рассмотрена обстоятельно и объективно, ее надо подать в тот орган или тому должностному лицу, к компетенции которого отнесено ее рассмотрение.

При этом предусматривается право обжаловать отказ в принятии и рассмотрении обращения в вышестоящую по компетенции инстанцию, т.е. последующее обжалование происходит также по инстанционному принципу (в порядке субординации в системе соответствующих органов).

В то же время должен быть соблюден принцип, согласно которому запрещается направлять жалобы для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.

Письменные жалобы должны содержать следующие реквизиты: наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется жалоба; изложение существа дела; фамилия, имя, отчество обращающегося; адрес либо данные о месте работы или учебы обратившегося; дата, подпись. Анонимные обращения не подлежат рассмотрению (за исключением анонимных сигналов о преступлениях, поступающих в правоохранительные органы).

Устанавливаются определенные сроки (общие и специальные) рассмотрения жалоб и сроки ответов на них. Общий срок рассмотрения жалобы — до одного месяца. Жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, должны рассматриваться безотлагательно, но не позднее 15 дней с момента поступления.

В случаях, когда для рассмотрения жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, общий срок рассмотрения может быть в порядке исключения продлен, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу.

Жалобы военнослужащих и членов их семей должны рассматриваться в более сокращенные сроки.

В случае отклонения жалобы органы публичной администрации должны указать точную мотивировку такого отказа. При этом гражданин или организация могут обжаловать такое решение в суд.

В принципе предусматривается возможность на любом этапе административного обжалования обратиться с этой же жалобой в суд, однако в случае одновременного обжалования и в административном, и в судебном порядке приоритет рассмотрения этой жалобы остается за судом.

Нарушение установленного порядка рассмотрения жалоб, бюрократическое отношение к ним, волокита, а также преследование граждан в связи с подачей жалоб либо за содержащуюся в них критику влекут в отношении виновных должностных лиц дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Следует отметить, что в теории права все еще остается актуальным вопрос о соотношении административной и судебной юрисдикции в плане эффективности воздействия на состояние законности и охрану прав граждан и организаций.

Необходимость повышения роли суда в рассмотрении жалоб граждан, возникающих из административно-правовых отношений, в том числе в связи с осуществлением административных процедур, признается большинством правоведов.

С позиций правовой доктрины, господствующей в большинстве европейских стран, в настоящий момент обеспечение законности и более строгое уважение прав граждан требуют расширения круга дел по спорам между гражданином и администрацией, подпадающих под судебную юрисдикцию, т.е.

определения таких правоотношений, при которых споры между участниками были бы отнесены к компетенции суда.

Тем не менее, сочетание судебного и административного порядков разрешения жалоб позволяет наилучшим образом решить проблему взаимоконтроля между различными органами государства и улучшения механизма охраны прав граждан и их организаций.

Важно при этом правильно разрешить вопрос о разграничении сферы административной и судебной компетенции в рассмотрении жалоб, связанных со спорными ситуациями между гражданами и органами публичной администрации.

В условиях автономного существования двух ветвей государственной власти гражданин вправе по своей инициативе выбирать в качестве первоначальной инстанции рассмотрения его жалобы либо орган публичной администрации, либо суд.

Таким образом, расширение компетенции суда по рассмотрению административных дел соответствует требованиям демократии, и этому не должны сопутствовать какие-либо ограничения возможности обжалования действий органов публичной администрации. Должны оставаться два пути обжалования, т.е.

административный и судебный, поскольку, чем больше путей ликвидации нарушений законности, тем более демократичной является система обжалования.

Административный и судебный способы разрешения конфликтов — две части единого механизма защиты прав, разумно дополняющие друг друга, но не теряющие своей самостоятельности.

Поскольку государственные органы наделены законом властными полномочиями и способны применять к предпринимателю штрафные санкции, игнорировать их требования невозможно, однако оспаривать в установленном законом порядке вполне допустимо.

Защита в административном порядке, как уже было сказано, предполагает принятие какого-либо решения или совершение действия должностных лиц государственных органов, обжалуемых по подчиненности в вышестоящий орган.

Особо следует отметить, что при подаче жалобы нельзя «перескакивать» через инстанцию, так как срок рассмотрения жалобы в этом случае только увеличится, поскольку жалоба будет направлена для рассмотрения в нижестоящую структуру.

Этот способ защиты и восстановления нарушенных прав доступен всем, не регламентирован какой-либо процессуальной процедурой, однако следует помнить, что основанием для отмены принятого должностным лицом решения могут быть лишь четко изложенная в жалобе позиция заявителя с анализом фактов и обстоятельств, ссылками на действующее законодательство и ведомственные акты, а также приложенные к жалобе необходимые расчеты, копии законодательных и нормативных актов, подтверждающих правоту заявителя. В свою очередь должностное лицо обязано доказать законность и обоснованность принятого им решения.

Кроме того, административный порядок предполагает упрощенное производство по поданной жалобе, вынесение решения по ней.

В различных по виду финансовых отношениях, как справедливо отмечает Ю.А. Крохина, имеются свои особенности в применении административного способа защиты. Для сравнения рассмотрим применение административного способа защиты в бюджетном праве.

Предоставление субъектам бюджетного права гарантий защиты их прав является необходимым условием функционирования бюджетной системы. Административный способ защиты прав субъектов бюджетного права заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы финансовых органов без передачи спора в суд. Преимуществами такого способа, по мнению многих авторов, являются:

  1. — простота процедуры, позволяющая субъекту бюджетного самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами профессиональных юристов;
  2. — относительно быстрое рассмотрение жалобы;
  3. — отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины;
  4. — обжалование решений вышестоящего органа.

К сожалению данный институт не достаточно развит в Российской Федерации по сравнению с иным институтом финансового права-с институтом административного порядка защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

В Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) их должностных лиц соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направлена жалоба (ст. 139 НК РФ).

Статья 140 НК РФ устанавливает срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения в один месяц с момента получения жалобы соответствующим лицом.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение.

По общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случая, когда налоговый орган или должностное лицо, рассматривающее жалобу, приостанавливает их исполнение (ст. 141 НК РФ).

Для рассмотрения налоговых споров в налоговых органах ряда стран созданы специальные подразделения.

Например, в составе Службы внутренних доходов Соединенных Штатов Америки и в Главном налоговом управлении Франции действуют соответствующие службы; в Дании существуют специальные налоговые суды, которые входят в систему налоговых органов; в Федеративной Республике Германия попытка Досудебного урегулирования спора является обязательным условием принятия дела к судебному рассмотрению.

На данный момент вопрос об административном способе защиты прав (в данном случае не только бюджетных) не утратил своей актуальности. Для подтверждения вышесказанного можно привести в качестве примера мнение первого заместителя председателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко.

Он пояснил, что за последнее десятилетие количество обращений от граждан в судебные инстанции увеличилось в пять раз. Так, по словам В.И. Радченко, если в 1993 г. было принято к рассмотрению 36 тыс. исковых заявлений граждан против государственных органов власти, то в 2002 г.

эта цифра увеличилась до 424 тыс. При этом число жалоб на неправомерные действия должностных лиц в период с 1993 по 2002 гг. выросло с 19 тыс. до 161 тыс. Количество дел о неправомерном взимании налогов с частных лиц увеличилось с 5 тыс. до 168 тыс.

, а дел, в которых граждане оспаривали наложенные на них административные взыскания — с 5 тыс. до почти 47 тыс.

Одним из эффективных способов повышения уровня правовой защиты граждан и одной из мер разгрузки судов общей юрисдикции В.И. Радченко считает создание нового государственного правового института — института административных судов. В соответствии с новым законопроектом административные суды будут оказывать процессуальное содействие гражданам.

Кроме того, при рассмотрении дела не будут участвовать руководители государственных органов, которые могут повлиять на ход судебного слушания. Также будет запрещено возвращать дела из второй инстанции в первую.

Граждане, обратившиеся с иском в административный суд, освобождаются от уплаты предварительной госпошлины — по окончании процесса пошлина будет взиматься с той стороны, которая проиграет суд.

К сожалению, административная реформа в Российской Федерации остается лишь на стадии дебатов, а административные суды так и не сформированы. Следствием такого промедления является чрезмерная перегрузка судов общей юрисдикции.

Но нельзя забывать о том, что когда-то суды общей юрисдикции были загружены и спорами экономического характера, связанными с осуществлением предпринимательской деятельности, что на сегодняшний день сложно себе представить в связи с существующей и успешно действующей системой арбитражных судов.

Фомин В.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *