Об оскорблении чувств верующих: статья 148 ук рф, понятие религиозности

Об оскорблении чувств верующих: статья 148 УК РФ, понятие религиозности

Поклоняться христианскому или мусульманскому богу, почитать в качестве божества языческих богов, или вовсе быть атеистом и не исповедовать никакой религии – это принцип свободы совести и вероисповедания, который прописан в ст. 28 Конституции РФ.

Любые действия, препятствующие принципу свободы вероисповедания, в 2020 году признаются уголовным преступлением. В действующем законодательстве это называется оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ) и строго преследуется по закону.

Что является оскорблением чувств верующих, и какая ответственность грозит хулиганам – об этом расскажет материал данной статьи.

Святость религиозных чувств

Вероисповедание – это не материальное право, это моральное убеждение человека. При желании он имеет возможность на то, чтобы беспрепятственно посещать храмы, соблюдать посты, носить священные амулеты и не быть при этом осмеянным теми, кто считает его действия бессмыслицей.

Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна, толерантная по своей сущности, защищающая интересы всех религиозных групп.

Оскорбление чувств верующих представляет собой разновидность хулиганства, которое осуществляется в контексте религии. Оскорбление религиозных чувств верующих стало уголовным преступлением только с 2013 года.

Что может задеть чувства верующего? Этого не сказано в УК РФ напрямую, но из сути статьи легко выявляется.

Об оскорблении чувств верующих: статья 148 УК РФ, понятие религиозностиОснованием для обращения в правоохранительные органы может стать следующее:

  • Публичные оскорбления религиозных чувств;
  • Воспрепятствование осуществлению деятельности религиозными группами;
  • Хулиганства, совершенные в местах богослужения и религиозных обрядов.

Закон об оскорблении чувств верующих в чистом виде не существует. Для урегулирования этого вопроса существуют отдельные статьи в КоАП РФ и УК РФ.

Критика действующего законодательства о защите чувств верующих основывается на том утверждении, что ст. 148 УК РФ защищает только тех лиц, которые исповедуют ту или иную религию, не защищая при этом атеистов.

Получается, что, если кто-то будет публично насмехаться над тем, что человек не причисляет себя ни к одной из религий, его действия останутся безнаказанными.

Кроме УК РФ и КоАП РФ, никаких других законов об оскорблении чувств верующих в стране нет.

Законопроект, принятый в 2013 году, не только криминализировал оскорбление верующих, добавив такую статью в УК РФ, но и ужесточил административное наказание за подобное деяние.

Состав преступления по ст. 148 УК РФ

Что такое оскорбление чувств верующих? Это прежде всего нарушение ст. 28 Конституции РФ, согласно которой, каждому человеку гарантирована свобода совести, включая право индивидуально или коллективно исповедовать любую религию, не исповедовать никакой религии, свободно распространять ее и действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями.

Состав преступного деяния представлен следующим набором юридических фактов:

    Об оскорблении чувств верующих: статья 148 УК РФ, понятие религиозности

  • Объектом преступления является свобода вероисповедания, гарантированные Конституцией права.
  • Объективная сторона содеянного предполагает незаконное воспрепятствование деятельности религиозной организации или совершению религиозного обряда. Происходить подобные действия могут в самой разнообразной форме: в отказе регистрации религиозной организации, в повреждении ее имущества, в угрозе насилия или в попытках заставить отказаться человека от своей религии.
  • Субъектом может быть признан вменяемый человек, в возрасте 16 лет.
  • Субъективная сторона представлена прямой умысел. Виновное лицо не просто совершает хулиганские действия в отношении конкретных лиц, он осуществляет их в рамках религиозного контекста.

Преступление признается оконченным вне зависимости от того, привели ли противоправные действия к нарушению деятельности религиозной организации или нет.

Для образования состава преступления необходимо, чтобы оно распространялось на деятельность официально зарегистрированной религиозной организации. Это значит, что она должна иметь статус юридического лица.

Если воспрепятствование происходит в отношении не зарегистрированных организаций или тоталитарных сект, это не будет квалифицировано по ст. 148 Уголовного Кодекса РФ.

Об оскорблении чувств верующих: статья 148 УК РФ, понятие религиозности

Какая статья еще предусматривает ответственность за оскорбление верующих по УК РФ? Кроме ст. 148 УК РФ, в Кодексе имеется еще одна статья, так или иначе регулирующая религиозные преступления.

Это ст. 282 «Возбуждение ненависти или вражды, унижение человеческого достоинства» или, проще говоря, экстремизм.

Нередко преступления против религиозных чувств и убеждений сочетаются с другими преступлениями, например, причинением вреда здоровью.

Это случается, когда виновное лицо применяет насилие по отношению к своей жертве, желая ей доказать его антирелигиозные убеждения.

Штраф за оскорбление чувств верующих по КоАП РФ

В КоАП РФ нет конкретной статьи, которая бы была полностью посвящена преступлениям против религии. Но в ч. 2 ст. 5.26 косвенно говорится о покушении на чувства верующих.

Согласно данной статьи, ответственность наступает за публичное осквернение или уничтожение следующих предметов:

  • Религиозной литературы – Библия, Коран, Тора и прочие священные книги, религиозные журналы и агитационные брошюры;
  • Религиозного почитания – иконы, статуи и памятники, священные могилы и места, кресты и прочая атрибутика.

Об оскорблении чувств верующих: статья 148 УК РФ, понятие религиозности

Если он преследовал своей целью только уничтожение предмета, его действия будут признаны административным проступком. Когда же он желал унизить человека и оскорбить его религиозные чувства, в дело будет вступать УК РФ.

В качестве административного наказания по ст. 5.26 могут применяться штраф до 50 тысяч рублей или обязательные работы до 120 часов.

Если фигурантом дела выступит должностное лицо, штрафные санкции возрастут до 200 тысяч рублей. В первом и во втором случае рассматривать дело будет мировой судья.

Наказание по ст. 148 УК РФ

Ст. 148 носит название «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и регламентирует ответственность за обычное оскорбление чувств верующих и квалифицированное, совершенное с отягчающими вину обстоятельствами.

Выражение явного неуважения с целью оскорбления другого человека или группы людей предусматривает следующие виды наказания:

    Об оскорблении чувств верующих: статья 148 УК РФ, понятие религиозности

  • Штраф до 300 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до 2 лет;
  • Обязательные работы до 240 часов;
  • Принудительные работы до 1 года;
  • Лишение свободы до 1 года.

Те же самые действия, но совершенные в местах, предназначенных для богослужения или поклонения, предполагают ответственность в виде:

  • Штраф до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до 3 лет;
  • Обязательные работы до 480 часов;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

За незаконное воспрепятствование функционированию религиозных организаций не предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

В качестве отягчающих обстоятельств статьей признаются два фактора: использование служебного положения и применение насилия или угроза его применения.

Если чувства верующих будут оскорблены с применением квалифицирующих признаков, виновника ждет следующая ответственность:

    Об оскорблении чувств верующих: статья 148 УК РФ, понятие религиозности

  • Штраф до 200 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до 1 года;
  • Обязательные работы до 480 часов;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 1 года;
  • Лишение свободы до 1 года.

Данное преступление признается деянием легкой тяжести и рассматривается в мировых судах.

Религия как почва для вражды и ненависти

Обвиняемым по ст. 282 УК РФ может стать лицо, унижающее достоинство окружающих граждан по почве их религиозной принадлежности. Это противоправное деяние считается уже более серьезным преступлением, чем действия, подпадающие под ст. 148 УК РФ.

Для привлечения к ответственности виновного лица по ст. 282 УК РФ необходимо, чтобы высказывания о религии были осуществлены в публичной форме.

Максимальный срок за данное преступление равен 6 годам реального лишения свободы. К примеру, лозунг «Православие или смерть» причислен законодательствам к списку экстремистских высказываний и запрещен для использования на территории всей страны.

Судебная практика в 2020 году

Ст. 148 УК РФ начала активно применяться с 2014 года. Примеров ее применения довольно много. Остановимся на более интересных из них.

Вот несколько иллюстраций прямого действия новой уголовной статьи:

    Об оскорблении чувств верующих: статья 148 УК РФ, понятие религиозности

  • Публикация в Интернете картинки, касающейся мусульманской религии, жителю Ижевска стоила 200 часов обязательных работ;
  • Установка чучела с оскорбительной надписью на поклонном кресте жителям Кировской области стоила 230 часов обязательных работ;
  • Удар памятника Будде и опорожнение на него мочевого пузыря стоили дагестанскому гражданину 2 лет условного осуждения;
  • Ловля покемонов в храме стоила осужденному Руслану Соколовскому 3,5 лет условного лишения свободы;
  • Публикация статьи оренбургским преподавателем медицинского университета под названием «Злой Христос» стоила ему 35 тысяч рублей в качестве штрафа.

Вообще же, введение этой статьи послужило ответом на действия скандально известной группы Pussy Riot, которая устроила беспредел в храме Христа Спасителя. Участницы группы, к слову, были наказаны за хулиганство по мотивам религиозной ненависти и получили срок в тюрьме по 2 года каждая. Хоть их и посадили в тюрьму, позже они были амнистированы.

Недавно также случился инцидент на религиозной почве.

В 2020 году девочка в городе Магнитогорске Челябинской области выложила в Интернет фотографию, на которой запечатлела, как она прикуривала сигареты с алтаря, наполненного горящими свечами, в православном храме города.

По результатам рассмотрения дела был назначен штраф, оплачивать который придется ее родителям. Позже подросток призналась, что таким образом пыталась «хайпануть», не думая оскорблять чувства православных верующих.

Россия является светским государством, в котором религия отделена от государства и является самостоятельно функционирующей системой. Но при этом религия и чувства верующих охраняются и защищаются действующей политической властью вне зависимости от вида самой религии.

В целях охраны общественной безопасности и порядка, защиты гарантированной Конституцией РФ прав надругательство над религиозными убеждениями и организациями в стране с 2013 года признается уголовным преступлением.

  • Статья 148 УК РФ «Оскорбление чувств верующих»

Оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ)

Об оскорблении чувств верующих: статья 148 УК РФ, понятие религиозности

Оскорбление чувств верующих – это сложный вопрос современного законодательства. На сегодняшний день вопрос о смысле изменений в законодательной базе по вопросу оскорбления чувств верующих остается открытым. До сих пор не учтено, что конкретно является «оскорблением чувств», какие именно религии защищены, как именно будет регулироваться вопрос о контроле над антирелигиозными высказываниями в 2020 году.

Читайте также:  О приостановлении производств по делам в гражданских процессах: основания гпк рф

Статья 148 УК РФ и комментарий к ней

1.

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, —наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, —наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний —наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:а) лицом с использованием своего служебного положения;б) с применением насилия или с угрозой его применения, —наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Закон, регламентирующий права верующих (ст. 148 УК РФ) был изменен в 2013 году. Раньше уголовное наказание предусматривалось лишь за действия, препятствующие отправлению религиозных служб и препятствующие деятельности религиозных организаций. Теперь же преступными считаются любые действия, совершенные публично и оскорбляющие чувства представителей различных конфессий, то есть речь идет о проявление неуважения к тем членам общества, которые являются приверженцами той или иной религии. Интересно, что особой необходимости в такой редакции не было, так как в УК РФ уже есть подобные статьи, которые говорят об уголовной ответственности в случаях:

  • проявления открытого неуважения к членам общества, в том числе и к верующим;
  • разжигания вражды в обществе, в том числе и на почве вероисповедания;
  • осквернения культовых зданий и сооружений, прямом вандализме.

Также интересно, что статья, подобная современной 148, уже была в отечественном законодательстве и действовала на протяжении нескольких лет (с 1993 по 1996 годы). Единственным отличием той статьи от современной является тот факт, что квалификационным признаком считалась публикация своих оскорблений в СМИ.

Теперь этот вопрос не рассматривается столь детально. Также в законодательстве существует административная статья, которая накладывает административное наказание за правонарушение в конфессиональной сфере, хотя напрямую речь об оскорблении верующих и их чувств в ней не идет.

КОАП РФ регулирует лишь свободу совести и вероисповедания, а также предусматривает наказания за вандализм в отношении культовых сооружений и символики.

Таким образом, получается, что особой необходимости в столь радикальном редактировании закона не было, но, все-таки, было принято решения ужесточить меру юридической ответственности за правонарушения в этой области.

Не проступок, а преступление

Итак, еще раз уточним: оскорбление чувств верующих теперь не проступок, но преступление. Естественно, у него есть определенные квалификационные признаки:

  • публичность;
  • проявление явного неуважения к обществу;
  • оскорбительная форма (явно читающаяся, без контекста, оскорбление – это, прежде всего вещь, которая может привести к занижению самооценки и психологической травме).

Вообще вопрос о том, как отличить оскорбления от банальной характеристики (личностной, например) очень сложен. Юристы говорят о том, что у оскорбления есть ряд специфических признаков:

  • оскорбления должны быть адресными, и оскорбитель должен понимать и даже предполагать, что его высказывание дойдет до адресата;
  • оскорбление – это высказывание, негативно характеризующее верующего или верующих;
  • оскорбление – это высказывание, выраженное через мат, брань или иную другую отрицательную форму;
  • оскорбление – это публичное высказывание;
  • оскорбление – это высказывание, оскорбляющее и унижающее честь и достоинство верующего человека.

Последний признак преступления ставит очень многих правоохранителей в тупик, так как он прямо указывает на необходимость доказать прямой умысел, то есть прямое желание оскорбить именно чувства верующих.

Это довольно сложная процедура, как с юридической, так и с философской точки зрения.

Любому адвокату или прокурору придется доказывать, что злоумышленник знал и понимал, что он делал и желал именно оскорбить, тогда как злоумышленник может «напирать» на то, что он не знал и не предполагал подобных последствий своих деяний.

Наказуемые деяния

Привлекать к уголовной ответственности по этой статье возможно лиц (или лицо), которые совершили противоправные действия в отношения религиозной организации, то есть:

  • откровенно и грубо высказывались в адрес ее адептов;
  • пытались сорвать религиозные мероприятия;
  • причинили вред имуществу религиозной организации;
  • угрожали членам религиозной организации.

Речь об религиозных организациях в статье не случайна. В России все объединения верующих делятся на два больших типа: группы и организации. Первые – официально зарегистрированные и действующие на территории страны не менее 1 года. Вторые – добровольные объединения, от которых не требуется официальная регистрация.

То есть, чтобы привлечь к ответственности человека, который совершил незаконное действие оскорбившее чувства верующих, самим верующим нужно быть объединенным именно в организацию. Естественно, в случае отсутствия религиозной организации привлечь хулигана к ответственности тоже можно. Но «в ход» пойдут другие статьи.

Все ли религии одинаково защищены?

Очень многих верующих волнует этот вопрос. Здесь важно помнить один момент: Россия – светское государство и, соответственно, официальной государственной религии в стране нет.

И православное христианство, и буддизм, и ислам, и иудаизм одинаково защищены законом.

Более того, существующие на сегодняшний день национальные религии и даже язычество также защищены, и правоохранители не делают разницы между конфессиями.

Оскорбление чувств верующих

Об оскорблении чувств верующих: статья 148 УК РФ, понятие религиозности

Оскорбление религиозных чувств верующих — правонарушение, которое существует почти столько же, сколько и сами религии. В различные времена и в разных странах оно каралось по разному — от небольшого штрафа и требования извинений до смертной казни. Наказание сильно зависит от государственной религии страны, общего менталитета населения и политики самой страны.

В России оскорбление чувств верующих до недавнего времени было не самым серьезным нарушением и приравнивалось к простому публичному оскорблению. Однако с 2013 года оскорбление чувств верующих стало преступлением уголовным и значительно более серьезным.

Не стоит так же забывать, что всегда существовала такая статья, как «разжигание ненависти на религиозной почве», которая карается весьма строго и имеет серьезные последствия.

Когда был принят закон?

Впервые определение «оскорбление чувств верующих» появилась в УК РСФСР еще в 1993 году и просуществовала до 1996 года. В ней было подробно рассмотрено оскорбление религиозных групп посредством использования СМИ. Статья имела номер 143 и была отменена с принятием УК РФ.

Самое последнее изменение произошло в 2013 году. Именно тогда статья 148 УК РФ была дополнена до своего современного состояния. Ранее она предусматривала уголовную ответственность только в случае организованного срыва религиозного обряда, и больше напоминала собой статью УК РФ «Хулиганство».

Принятие статьи 148 УК РФ в 2013 году вызвало массу споров. Связано это с тем, что существует целый ряд подобных статей:

  • Статья 213 УК РФ — хулиганство. Под неё можно подвести большую часть случаев оскорбления религиозных чувств верующих;
  • Статья 214 УК РФ — вандализм. В ней так же имеется ссылка на порчу религиозного имущества или его осквернение;
  • Статья 282 УК РФ — возбуждение вражды. В ней есть отдельная приписка о возбуждении вражды по религиозным мотивам.

Таким образом статья 148 многим кажется попросту ненужной. Она является одной из самых спорных статей УК РФ на данный момент.

Чем оно отличается от простого оскорбления

Для начала напомним, что является обычным оскорблением с точки зрения закона. Оскорбление личности — грубое унижение чести и достоинства гражданина другим лицом. При этом оскорбление может быть как личным, так и публичным, что значительно влияет на тяжесть преступления.

Оскорбление чувств верующих в этом плане значительно отличается от обычного оскорбления. Оно должно обладать следующими признаками:

  • Оскорбление чувств верующих должно иметь публичный характер, то есть содержаться в публичном выступлении или обращении, показываться в СМИ или содержаться в произведениях культуры;
  • Само обращение должно четко и не двусмысленно унижать религиозное сообщество в целом, а не одного его представителя в частности. Таким образом должно оскорбляться не честь и достоинство, а принципы и идеалы религиозной группы;
  • Оскорбление должно быть именно религиозным, его целью должно быть именно целенаправленное унижение веры группы людей.

Что такое «религиозные чувства»?

На этот вопрос ответить точно практически невозможно. Каждый судья сам определяет понятие «религиозные чувства» и использует его в судебном разбирательстве. И только от его взглядов будет зависеть, можно ли считать оскорбление религиозным или нет. Однако есть несколько определений «религиозных чувств», которыми суды чаще сего пользуются:

  • Религиозные чувства — сильная психологическая привязанность группы граждан к объекту поклонения их религии;
  • Религиозные чувства — эмоции, которые группа граждан испытывает к своей религии и её канонам в целом;
  • Религиозные чувства — привязанность к религиозным обрядам и их важность в повседневной жизни группы верующих.
Читайте также:  Справку о рождении ребенка по форме 24: где взять, образец из загса, для чего нужна

Уголовное наказание

Такое правонарушение, как оскорбление верующих, подробно описано в статье 148 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Она состоит из четырех частей и достаточно подробно описывает все возможные варианты этого правонарушения.

Часть первая

Дает определение публичному оскорблению чувств верующих, определяет наказание за оскорбление религиозных чувств без отягчающих обстоятельств.

Виды наказания:

  • Штраф до 300000 рублей;
  • Штраф в размере заработка осужденного за 2 года;
  • Обязательные работы на 240 часов;
  • Принудительные работы на 1 год;
  • Лишение свободы на 1 год.

Часть вторая

Рассматривает оскорбление религиозных чувств в местах, имеющих особое значение для оскорбленной религии или предназначенных для проведения обрядов, ритуалов и иных церемоний.

Виды наказания:

  • Штраф до 500000 рублей;
  • Штраф в размере заработка осужденного за 3 года;
  • Обязательные работы на 480 часов;
  • Принудительные работы на 3 года;
  • Лишение свободы на 3 года с последующим ограничением свободы сроком в 1 год.

Часть третья

Рассматривает оскорбление чувств верующих путем прерывания религиозных обрядов, их целенаправленного срыва.

Виды наказания:

  • Штраф до 300000 рублей;
  • Штраф в размере заработка осужденного за 2 года;
  • Обязательные работы на 360 часов;
  • Принудительные работы на 1 год;
  • Арест на 3 месяца.

Часть четвертая

Рассматривает унижение религиозных чувств с помощью своего служебного положения либо с угрозами применения насилия (или его применением)

Виды наказания:

  • Штраф до 200000 рублей;
  • Штраф в размере заработка осужденного за 1 год;
  • Обязательные работы на 480 часов;
  • Исправительные работы на 2 года;
  • 1 год лишения свободы.

Внимание

При этом должностное лицо теряет возможность занимать подобные его должности на срок, установленный судом.

Об авторе

Загрузка…

Оскорбление чувств верующих: наказание по статье 148 УК РФ или административная ответственность | Юридические Советы

Последнее обновление: 31.01.2020

Отношение к религии и обрядам у каждого из нас свое собственное, при этом отношение к иному мнению в этом вопросе должно быть уважительным. Россия – многонациональная страна, здесь люди беспрепятственно используют свое конституционное право свободы вероисповедания.

Конституцией РФ установлен запрет на преследование по религиозным мотивам, что характерно для любого цивилизованного государства. Поэтому любое кощунство по отношению к какой бы то ни было религии недопустимо и влечет ответственность. Об этом мы расскажем в нашей статье.

Об оскорблении чувств верующих: статья 148 УК РФ, понятие религиозности

Лишь с 2013 года в Уголовном кодексе РФ была изменена статья 148 УК РФ, которая в таком измененном виде довольно активно применяется на практике с 2014 года.

В настоящее время эта норма позволяет привлекать тех, кто выражает неуважение к вероисповеданию других людей.

Есть мнение специалистов, что такая статья не нужна законодательству России, поскольку в во многих статьях УК есть специальные квалифицирующие признаки «по религиозным мотивам», и этого вполне достаточно.

Действительно, в таких преступлениях, как убийство, хулиганство, причинение тяжких телесных повреждений и т.д. предусмотрен дополнительный признак «по мотивам религиозной ненависти», который является основанием для усиления наказания.

Вместе с тем, оскорбление отношения к вероисповеданию того или иного человека может случиться и без насилия. В таких случаях виновника привлечь к уголовной ответственности возможно исключительно по ст.

148 УК РФ за следующие действия:

  • публичное неуважение к обществу с оскорблением чувств верующих. Такое неуважение может проявляться в демонстративных жестах, действиях (плевках, рисунках, карикатурах, безнравственных интерпретациях религиозных учений), в высказываниях, публикациях, в том числе и в сети Интернет. Для возбуждения уголовного дела необходимо, чтобы неуважение было именно публичным, то есть не скрытым от посторонних лиц (независимо от их количества);
  • эти же действия, совершаемые виновным лицом в специально отведенных для богослужений местах – церквях, храмах, молельнях и т.д.;
  • незаконное препятствие деятельности религиозных организаций, а также проведению служб, церемоний (например, во время религиозных праздников). Состав преступления будет лишь в том случае, если препятствие оказывалось работе законной религиозной организации.

Для обвинения человека в совершении перечисленных преступных действиях правоохранительным органам необходимы доказательства наличия умысла у человека и понимания им, что своим поведением он оскорбляет чувства других верующих.

Отметим, что такие доказательства иногда довольно трудно добыть. Практически по всем делам религиозной категории назначаются сложные психолого-лингвистические экспертизы, которые выявляют скрытый смысл сказанного или написанного.

Наказание за оскорбление чувств верующих зависит от наличия дополнительных признаков:

  • публичное неуважение к религии может повлечь штраф в размере до 300000 рублей, обязательные работы до 240 часов, лишение свободы на срок до 1 года;
  • те же действия в специальных местах могут стать основанием к назначению штрафа в размере 500000 рублей, а также обязательных работ на срок до 480 часов, лишения свободы на срок до 3 лет; в качестве дополнительного наказания может быть назначено ограничение свободы до 1 года;
  • препятствование богослужениям и деятельности религиозной организации может повлечь назначение штрафа в размере до 300000 рублей, обязательных работ на срок до 360 часов, исправительных работ до 1 года.
    Если те же действия совершены с одновременным применением насилия или с использованием своего служебного положения, штраф может быть в размере до 200000 рублей, а также могут быть назначены обязательные работы на срок до 480 часов, исправительные работы на срок до 2-х лет или лишение свободы на срок до 1 года.

Исходя из практики, по делам религиозной направленности наказание, в основном, в виде различных работ или условное. К примеру:

Обычно оснований для того, чтобы за оскорбление религиозных чувств верующих назначили реальное лишение свободы и посадили в тюрьму, не имеется.

Вместе с тем, если помимо статьи 148 УК РФ в действиях виновного есть и другие преступления экстремистской направленности, обвиняемому могут избрать заключение под стражу до приговора.

К сопутствующим преступлениям, к примеру, относятся составы преступлений, предусмотренных ст. 280 и ст. 282 УК РФ.

Ненависть и вражда из-за отношения к религии

В соответствии с положениями ст. 282 УК РФ предъявляют обвинение за более дерзкие действия, чем за нарушения закона об оскорблении чувств верующих. Так, обвиняемым по ст. 282 УК РФ может стать человек, активно распространяющий информацию, возбуждающую ненависть, вражду, унижающую достоинство людей из-за их веры.

Наказуемо именно публичное распространение – это могут быть рассуждения, высказывания, сделанные с использованием СМИ или в Интернете.

Например, если пользователь пишет вконтакте, насколько негативно он относится к той или иной вере, вполне возможно судебное разбирательство по обвинению в разжигании ненависти по религиозному признаку по ст. 282 УК РФ и за оскорбление чувств верующих по ст. 148 УК РФ.

Из Постановления Пленума ВС №11 от 28.06.2011 следует, что распространение может быть и в форме листовок, газет, надписей, а также в форме общения в социальных сетях. Тем не менее, практика привлечения к ответственности по ст. 282 УК РФ за репосты в сетях общения становится противоречивой – получается, копируя запись антирелигиозного содержания, человек тут же становится обвиняемым?

Еще в 2016 году Верховный суд РФ дал разъяснения о том, что сам по себе «лайк» или «репост» не означают намеренное распространение информации экстремистского характера, в каждом деле должно быть досконально исследованы все имеющие значение обстоятельства. Законопроект об изменениях, исключающих ответственность за обсуждение в соцсетях принадлежности к определенной расе, религии и т.д. был уже давно внесен на рассмотрение, но из-за недоработок так и не был принят.

Что касается статьи 280 УК РФ, обвиняемым по ней может стать пользователь, активно призывающий к насилию или иным противоправным действиям в отношении какой-либо религиозной, национальной группы.

За совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 280, 282 УК РФ суд может назначить наказание на срок до 6 лет лишения свободы.

Административная ответственность

В КОАП РФ нет статьи, которая бы предусматривала наказание за оскорбление чувств верующих. Вместе с тем, часть 2 ст. 5.26 КОАП РФ содержит положения об ответственности за административное правонарушение в виде публичного осквернения:

  • религиозной литературы (книг, журналов, изданий);
  • предметов религиозного почитания (например, статуй, икон).

Кроме того, по этой же норме могут привлечь за уничтожение или порчу таких предметов.

На практике часто возникают проблемы при квалификации действий лиц, в действиях которых усматривается осквернение – ведь, по сути, это то же самое оскорбление, предусмотренное ст. 148 УК РФ.

Действительно, некоторые действия (например, карикатуры в библии) могут быть расценены и как осквернение литературы и как оскорбление чувств верующих.

Правоохранительные органы в каждой конкретной ситуации исходят из подтвержденной цели виновного лица – были ли его действия направлены именно на оскорбление людей, которые исповедуют ту или иную веру? Или виновный преследовал лишь цель испортить религиозную книгу? В зависимости от ответов на такие вопросы определяется квалификация – по УК или по КОАП.

Виновному в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.26 КОАП РФ, мировой судья вправе назначить штраф до 50000 рублей или обязательные работы до 120 часов (должностному лицу – штраф до 200000 рублей).

Куприянова Вера Николаевна

«Оскорбление чувств верующих» — опасная формулировка

Обсуждение проекта нового закона «О культуре» заставило общество вновь вспомнить о спорной 148 статье УК РФ — статье, карающей за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

Читайте также:  О смешанной пенсии: что это такое, стаж для военнослужащих и работников мвд

Авторы проекта предлагают вывести из-под действия этого закона демонстрацию произведений искусства: выставки, концерты, театральные постановки, кинофильмы и т.п. Однако представители РПЦ выступили против такого решения.

«Это все-таки публичные действия, предназначенные для публичного просмотра, и они однозначно относятся к тем публичным действиям, которые могут оскорбить религиозные чувства верующих.

Мы, конечно, будем добиваться, будем вести работу об исключении из законопроекта вот таких норм», — заявила руководительница правового управления Московской Патриархии игуменья Ксения (Чернега).

Этот спор побуждает вновь задуматься о явлении, все сильнее входящем в нашу повседневную жизнь, но по-прежнему очень неоднозначном: ограничении свободы слова и самовыражения ради того, чтобы не оскорбить чьи-либо чувства.

В частной жизни конфликт между свободой слова и уважением к чувствам ближнего решается при помощи такта, деликатности, хорошего воспитания.

«В доме повешенного не говорят о веревке», «О мертвых либо хорошо, либо ничего»: эти и другие подобные изречения учат нас, что правду-матку, рвущуюся с языка, иногда стоит придержать.

Но все осложняется, когда мы выходим в публичную сферу, где наши высказывания обращены к неопределенному кругу лиц и касаются не чьей-то личной жизни, а отвлеченных вопросов. Где «оскорбление лица» — понятие четкое и ясное, у которого есть определение в уголовном кодексе — сменяется расплывчатым «оскорблением чувств».

В самом деле, не совсем понятно, почему произведения искусства нужно резко отделять от обычных публичных высказываний, да и есть ли между ними четкая граница.

В наше время — время любительских фильмов и музыкальных групп, уличных танцев, фанфиков, перформансов и стенд-апов — все больше размывается грань между искусством профессиональным и любительским.

Творчество давно перестало быть особым видом деятельности, которым занимаются в величественных «храмах искусства» специально обученные «жрецы»: оно вышло на улицу и в интернет, для множества людей превратилось в обычное хобби, в часть их повседневной жизни.

Между картиной «актуального художника» и мемом из интернета зачастую нет разницы ни по содержанию, ни по художественному уровню — разница лишь в том, что одна висит на выставке, а другой собирает лайки, путешествуя по соцсетям. Почему же отношение к ним должно быть разным?

Уместнее задать другой вопрос: насколько оправдано вообще существование уголовной статьи, грозящей судом и тюрьмой за «оскорбление чувств»?

Статья 148, ч. 1 существует в УК РФ с 2013-го года, активно применяться начала с 2015-го.

Закон предусматривает штраф до 300 тысяч рублей, исправительные работы или тюремное заключение сроком до одного года (впрочем, реальных тюремных сроков за оскорбление чувств пока еще никто не получал).

Новый закон с самого начала был спорным и вызвал серьезное общественное неприятие; каждый случай его применения рассматривается под микроскопом и бурно обсуждается — возможно, поэтому число «пострадавших» по 148 статье пока невелико: за 2014-2017 год всего тринадцать человек.

Самый известный из попавших под статью — видеоблогер Руслан Соколовский (Сайбабтаев), знаменитый «ловец покемонов в церкви». Для полноты картины надо сказать, что он не просто покемонов в церкви ловил и процесс на видео снимал, но и происходящее там богослужение матерно комментировал.

Другие случаи: преподаватель Оренбургского медицинского университета Сергей Лазаров опубликовал у себя на сайте статью под заглавием «Злой Христос» — без неприличных выражений, но антихристианскую, в которой христианский Бог именовался «убийцей и тираном». Получил штраф в 35 тысяч рублей. Блогер из Калининграда Виктор Краснов, поспорив в соцсети с каким-то верующим о праздновании Хэллоуина, написал: «Бога нет, а Библия — сборник еврейских сказок». Дело тянулось три года и было закрыто за истечением срока давности. Бывают и экзотические случаи: «магистр вуду» Антон Симаков из Екатеринбурга попал под суд за то, что с помощью обезглавленного петуха, деревянного креста и церковной атрибутики наводил порчу на президента Украины. Впрочем, при ближайшем рассмотрении уральского вудуиста признали невменяемым.

Предметами преследования становятся мемы, карикатуры, реплики в соцсетях.

Бросается в глаза, прежде всего, случайность и произвольность этих преследований: для любого, кто много общается в интернете, не секрет, что резких высказываний о религии или карикатур на церковь и священников там можно найти в сотни, даже в тысячи раз больше. А уж если вспомнить, что верующие бывают не только христианами, и обратить внимание на то, что неравнодушные граждане пишут порой об иудаизме или об исламе…

Словом, не только по расплывчатым формулировкам, но и по правоприменению уже хорошо видно, что перед нами «клон» печально известной статьи 282. Той, что, возможно, задумывалась как инструмент борьбы с национальной нетерпимостью; но быстро превратилась в «статью за лайки и репосты», источник бесконечных высосанных из пальца дел, курьезов и насмешек над правоохранительными органами, которые, мол, предпочитают ловить не настоящих террористов и экстремистов, а школоту в интернете. В конце концов, к общему облегчению, она была декриминализирована.

Статья «за оскорбление чувств» пока не применяется массово — видимо, правоохранители еще не очень понимают, как с ней работать, и опасаются общественного резонанса. Но и статья 282 не за один год обрела свою дурную славу.

Для того, чтобы сделаться «второй 282», у статьи 148 есть главное: крайняя расплывчатость формулировок. Фактически, все определение «преступления» состоит из оценочных суждений. Под «публичными действиями», как мы уже видели, законодатель здесь понимает и высказывания, и изображения.

«Явное неуважение к обществу» — что имеется в виду, и как оно проявляется в статье на сайте или в реплике, вырванной из интернет-холивара? Наконец, само «оскорбление религиозных чувств верующих»: как узнать, что является оскорблением, а что нет? Должно ли преступное деяние оскорблять всех верующих без исключения, или только некоторых? И как определить, правомерно ли верующий оскорбился?

Обычно на такие вопросы отвечают: «Все очевидно, чего тут мудрить! Вот человек берет икону и начинает топтать ее ногами — разумеется, он этим оскорбляет чувства православных!»

Да, когда икону и ногами — тут все очевидно. И на эту тему, кстати, давным-давно есть административная статья — 5.26.

3 КоАП, «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение».

Штраф до 50 тысяч либо обязательные работы. Обратим внимание, как точно и ясно описано здесь то, за что полагается наказание.

Но за пределами таких очевидных случаев начинается обширная «серая зона».

Оскорбляет ли чувства верующих рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»? Ведь история Иисуса показана и истолкована в ней совсем не канонично. А образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»? От одних верующих можно услышать, что роман сатанинский, и Иешуа — злая карикатура на Иисуса; от других — что в свое время эта книга привела их самих или кого-то из их знакомых к христианству. Оскорбительна ли пушкинская «Гавриилиада»? (Вообще говоря, да; более того, ее автор явно ставил себе цель оскорбить и поглумиться. И что теперь с этим делать?) Оскорбительны ли для верующих яркие и злые антихристианские пассажи Ницше? А что, если те же мысли выскажет безвестный блогер Пупкин — без немецких литературных красот, простым русским языком?

Сойдем с высот мировой классики, вспомним околорелигиозные «холивары» последних лет: картина окажется столь же пестрой.

В 2014 году православные активисты добились отмены гастрольного тура в России польской блэк-металлической группы «Behemoth». Основание: в текстах и в визуальных образах группы пропагандируется сатанизм.

Действительно, музыканты носят перевернутые кресты, а тексты их полны «темных» и антихристианских мотивов. И это не причуда четверых поляков, а характерные составляющие музыкального стиля блэк-метал, в котором работает и немало российских музыкантов.

Обращение к «темным» темам, эстетическое тяготение к язычеству и/или антихристианству, устрашающий вид и эпатирующие высказывания, пентаграммы и перевернутые кресты на груди — почти неотъемлемые черты этого направления.

Запрещаем его целиком? И почему ограничиваемся музыкой — если уж на то пошло, не следует ли в принципе запретить антихристианство в России?

Другой пример. Год назад — тоже в Великий Пост — православный и околоправославный интернет внезапно взорвал рассказ Лоры Белоиван «Как Бог сову делал». Непритязательный юмористический скетч на страничку о том, как Бог творил сову, а потом Адам придумывал этой несуразной птице имя. Ненависти в рассказе определенно нет — но нет и никакого благоговения перед «священными темами»: Господь и Адам наперебой прикалываются и валяют дурака, да еще и матерными выражениями не брезгуют. Оскорбляет чувства или нет? Мнения самих верующих разделились: одни писали жалобы в Роскомнадзор и в прокуратуру, слали автору угрозы и требовали удалить рассказ — другие отвечали, что юмор, быть может, низкопробный и не особенно смешной, но их не обижает и не задевает.
Что ж, мат в устах Господа Бога действительно звучит странно и многих может шокировать. Но вот следующий пример, также из прошлого года. В арт-парке в деревне Никола-Ленивец под Калугой существует традиция: уже 16 лет на Масленицу там возводят, а затем сжигают различные деревянные постройки. Горели уже и зиккурат, и акведук, и триумфальная арка. И в прошлом году художник Николай Полисский создал «Пламенеющую готику»: построил, а затем сжег, запечатлев костер на камеру, деревянный «готический собор». Ни крестов, ни еще каких-либо религиозных символов на этом «соборе» не было, он не был копией какого-либо реального католического собора, да и вообще на реальное здание походил довольно отдаленно. Тем не менее эта акция вызвала не только массовое возмущение в соцсетях, но и протест от официального представителя РПЦ.

Пожалуй, самый яркий пример такого рода — фильм 2017 года «Матильда», вызвавший в образованном обществе невиданную ранее поляризацию мнений. Для светских людей — проходная историческая «мылодрама».

Для православных — особенно консервативно настроенных, тех, среди которых Николай Второй пользуется особым почитанием — страшное кощунство: чтимого ими святого изобразили обычным слабым человеком, запутавшимся в отношениях с женщинами! Анекдотический, казалось бы, холивар вокруг проходного фильма поднял вдруг серьезный вопрос: последний российский царь — святой мученик, которого можно только смиренно почитать, или один из земных персонажей нашей истории, которого можно и обсуждать, и по-разному к нему относиться… и, например, сочинять про него, как и про других царей и цариц, «мыльные оперы»? И следующий, еще более важный вопрос: что вообще «можно» и что «нельзя» в художественном переосмыслении нашего прошлого?

И знаете что? Очень хорошо, что происходят такие «холивары».

Носители оскорбленных чувств, склонные Страшно Обижаться и впадать в моральную панику по любому поводу (а то и старательно выискивать поводы для обид), агрессивно требующие прекратить и запретить все, что им не по вкусу, выглядят не слишком симпатично. Но то, что они делают — проявление гражданского общества. И если вспомнить, что в иных местах гражданское общество начиналось с линчевания и вываливания в перьях, то у нас, русских, все еще очень цивилизованно.

Нынешнее общество очень разнородно. В нем нет ни единой системы ценностей, ни единых этических, эстетических, культурных норм.

У людей очень разные представления о том, что допустимо, а что нет, и как правильно вести себя в публичном пространстве — настолько разные, что порой ужасаешься культурной пропасти между жителями одного города и даже одного дома.

И единственный способ выработать единые правила или хотя бы прийти к какому-то компромиссу — разговаривать об этом и договариваться.

Это и происходит. «Оскорбленные» заявляют, что возмущены, и объясняют свои резоны. Им приходится отстаивать свою позицию внятно и рационально, приводя аргументы. Окружающие их поддерживают или не поддерживают.

В таких дискуссиях и проясняется, «что такое хорошо и что такое плохо» в пространстве общественных высказываний и символических жестов.

Что можно говорить и делать свободно, что — лучше в специально отведенных местах и «для своих», а что и вовсе не стоит выносить за пределы собственной кухни, если не хочешь, чтобы тебе «напихали в панамку».

Но все это чисто гражданская история. Ключевой ее признак тот, что общественная дискуссия идет свободно. Государство в нее не вмешивается. И самому «оскорбителю», при всех пламенных обличениях в его адрес, не грозит ничего страшнее громкого общественного осуждения.

В самом худшем случае, выставка закроется раньше времени, фильм снимут с проката, а с чересчур раскованным артистом разорвут контракт. Да и то это уже случаи экстремальные, «на грани».

Речь идет именно о моральном осуждении, о коллективном «не надо так!» — которое «большое общество» поддержит или не поддержит, а сам объект этого коллективного распекания будет свободен согласиться с ним или не согласиться.

И это нормально. Не все «плохое», «безвкусное», «оскорбительное» следует законодательно запрещать, не за каждым «нехорошим человеком» — бегать с полицией.

В здоровом обществе существует ценностная иерархия, и явления не делятся только на однозначно хорошие и уголовно наказуемые: между этими крайностями — еще множество ступенек.

Такт, вежливость, умение спорить, не задевая друг друга — все это навыки, которым полиция не учит: этому мы можем научиться только сами.

Когда за «оскорбление чувств» начинает грозить суд и тюрьма; когда решение о том, оскорблены ли верующие, принимают не сами верующие, а безличная государственная машина — это подрывает и обессмысливает саму идею общественного диалога. И неважно, обрушивается ли кара на маститого режиссера или на безвестного блогера Пупкина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *