Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях

Совокупность процессуальных мероприятий, которые проводят во время рассмотрения дела о нарушении закона, называют производством об административных правонарушениях. Этот процесс включает множество стадий, начиная от возбуждения дела и до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением. Далее подробно разберем каждую из них.

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях

Производство об административных правонарушениях проводится для полного, объективного и своевременного изучения обстоятельств случившегося, вынесения решения по делу и определения причин, которые побудили гражданина нарушить закон.

Выделим его отличительные черты:

  • краткость (оно проходит в сжатые сроки по сравнению с расследованием уголовных дел);
  • отсутствие стороны обвинения;
  • большое количество лиц, которые по закону могут осуществлять производство по делу.

В КоАП РФ производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел 4. В нем рассматриваются общие положения, перечисляются участники процесса, их права и обязанности.

Также в административном кодексе есть глава о предмете доказывания и оценке доказательств. Отдельно рассматриваются обеспечительные меры, возбуждение и рассмотрение дел.

Завершается раздел вопросами правовой помощи по подобным делам и пересмотрам решений по ним.

Согласно Конституции, производство по делам об административных правонарушениях находится в ведении РФ и отдельных регионов. Если субъекты правомочны лишь устанавливать подведомственность рассмотрения нарушений закона, то на федеральном уровне определяется:

  • порядок производства;
  • порядок исполнения решений должностных лиц;
  • подсудность дел (судам, комиссиям по делам несовершеннолетних, федеральным госорганам).

Перечислим главные принципы административного производства:

  • законность;
  • состязательность (подозреваемый не обязан доказывать, что он не виноват);
  • гласность (дела рассматривают открыто, информация доступна всем желающим);
  • объективность (дело рассматривают во всех деталях, не вставая на чью-либо сторону);
  • равенство сторон перед законом;
  • эффективность (сжатые сроки и минимальные государственные затраты).

Важно знать, что при определенных обстоятельствах производство по делу не проводится. Это значит, что, если их установят, уже начавшиеся мероприятия прекращают, а планируемые не начинают.

К таким обстоятельствам относят следующие:

  • отсутствует событие правонарушения;
  • нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16-ти лет);
  • нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
  • издан акт амнистии;
  • положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
  • истек срок давности;
  • нарушитель скончался;
  • материалы дела передали прокурору.

Участниками административного производства являются:

  • нарушитель;
  • пострадавший;
  • законные представители сторон;
  • защитник;
  • уполномоченный по правам бизнесменов;
  • свидетели;
  • понятые;
  • специалисты и эксперты;
  • переводчики;
  • прокурор.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:

  • возбуждение дела;
  • рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
  • вынесение постановления;
  • исполнение решения;
  • при необходимости — пересмотр вердикта.

Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:

  • обнаружение нарушения закона должностным лицом, которое вправе составлять протоколы;
  • поступление материалов в МВД от граждан и госорганов;
  • заявление пострадавших;
  • сообщения в СМИ.

Считается, что дело возбуждено, когда:

  • составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
  • составлен протокол или постановление прокурора;
  • вынесено определение о возбуждении дела.

Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.

Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Обратите внимание!

Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.

Переходим ко второй стадии. Это рассмотрение обстоятельств случившегося — главный этап производства по делам об административных правонарушениях. В него входят подготовка материалов и их оценка должностным лицом. Оно выясняет:

  • относится ли дело к его компетенции;
  • грамотно ли составлен протокол;
  • не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
  • есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
  • поданы ли от сторон ходатайства.

После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:

  • место и время рассмотрения;
  • данные о вызове сторон;
  • указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
  • сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
  • информацию о передаче материалов по подведомственности.

Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе. Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях

Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.

Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.

Обратите внимание!

Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.

Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.

Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.

Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства.

Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года.

Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:

  • должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
  • определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
  • проверяются полномочия представителей, защитника;
  • должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
  • сторонам объясняют права и обязанности;
  • рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.

Рассмотрение дела могут отложить, если:

  • судья заявил отвод;
  • отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
  • необходимы дополнительные материалы по делу;
  • нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
  • дело передано по подведомственности.

Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:

  • было ли событие административного правонарушения;
  • кто его совершил, и какие факты на это указывают;
  • виновен или невиновен гражданин;
  • есть ли факторы, смягчающие ответственность;
  • характер и размер ущерба;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу.

Обратите внимание!

Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.

Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:

  • дату и место рассмотрения материалов дела;
  • наименование госоргана и состав;
  • обстоятельства случившегося;
  • сведения о явившихся участниках;
  • результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
  • показания участников;
  • исследованные документы.

Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.

Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:

  • должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
  • дата рассмотрения и место;
  • данные о правонарушителе;
  • обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
  • ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
  • решение об административном правонарушении;
  • порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.

Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.

Выделяют 3 вида производств по делам об административных правонарушениях. Их классифицируют в зависимости от объема и сложности: обычное, особое, упрощенное.

Классический вид производства по административным правонарушениям — это обычное производство. Оно подразумевает четыре стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение постановления и его пересмотр.

При особом порядке включается еще один этап — административное расследование. Особое производство применяется, если:

  • вынесенное ранее решение обжаловано;
  • дело возбуждено прокурором;
  • дело возбуждено в отношении специальных субъектов: прокуроров, судей, депутатов.

Упрощенный процесс, напротив, предполагает, что все стадии укладываются в одну. Для назначения наказания не нужен протокол. Санкция может быть определена прямо на месте выявления правонарушения.

Обратите внимание!

Упрощенный порядок применяется, если за правонарушение грозит только предупреждение или штраф. В таком случае должностное лицо сразу выносит постановление о назначении наказания.

Резюме

Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.

Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:

  • возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
  • рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
  • исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
  • пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.
Читайте также:  Оставление апелляционных жалоб без движения: что это значит, определение в гпк

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

  • Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:
  • 1) возбуждение дела;
  • 2) рассмотрение дела;
  • 3) пересмотр постановлений;
  • 4) исполнение постановлений.

Каждая стадия — это совокупность процессуальных действий, имеющих сравнительно самостоятельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи.

Одна стадия отличается от другой кругом участников производства, совершением разного вида действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог деятельности на данном этапе.

В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса. Стадии производства тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.

Каждая стадия, в свою очередь, подразделяется на этапы, состоящие из взаимосвязанных действий. Систему стадий и этапов производства можно представить таким образом:

Возбуждение дела — означает принятие решения начать его расследование при наличии признаков правонарушения. Далее происходит собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и личности правонарушителя, т.е. административное расследование:

  1. · возбуждение дела;
  2. · административное расследование;
  3. · процессуальное оформление результатов расследования;
  4. · направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения по подведомственности.
  5. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
  6. 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

  • 5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
  • Рассмотрение дела:
  • · подготовка дела к рассмотрению;
  • · анализ и оценка обстоятельств дела;
  • · принятие постановления;
  • · объявление постановления.

По поступившему делу об административном правонарушении мировой судья в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ проверяет:

  1. 1) относится ли оно к его компетенции;
  2. 2) нет ли оснований для самоотвода;
  3. 3) правильно ли составлены: протокол об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены материалы по делу в целом.

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (т.е. не имеется ли формальных поводов к прекращению дела производством,);

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (на данном этапе судья не вправе входить в оценку доказательств, предрешать вопрос о виновности; его полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в судебном заседании);

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Общее правило — дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Исключение: в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносят мотивированное определение.

  • Пересмотр постановления:
  • подача жалобы или опротестование постановления;
  • рассмотрение жалобы или пересмотр постановления;
  • вынесение решения;
  • оглашение решения.
  • Являясь факультативной стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения:

В зависимости от субъекта, осуществляющего рассмотрение жалобы (протеста), и особенностей процедуры пересмотра она может быть подразделена на два вида — в административном и в судебном порядке.

Соответственно, выделяется административное производство и административное судопроизводство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Несмотря на то, что КоАП установил единые процедурные правила пересмотра для административных органов и судов, у этих двух видов государственной деятельности различная конституционная основа и основополагающие правовые и организационные принципы.

  1. Исполнение постановления:
  2. · обращение постановления к исполнению;
  3. · приведение постановления в исполнение;
  4. · разрешение вопросов, связанных с исполнением;
  5. · окончание производства по исполнению постановления.
  6. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления (определения) по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, т.е. через 10 дней после вынесения постановления, определения (ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ);

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 2 ст. 31.1 КоАП РФ);

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе (т.е. вынесения решения судом кассационной инстанции), протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

В случае упрощенного (ускоренного) производства по некоторым категориям дел, стадии производства не имеют своего четкого выражения, они практически сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяется расследование, рассмотрение дела и исполнение постановления. В данном случае все действия осуществляются одним должностным лицом.

Таким образом, деятельность субъектов административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга этапов развития, или стадий. Каждая стадия может начаться при наличии материального и процессуального оснований.

Материальное основание — наличие нарушения правовой нормы, т.е. наличие юридического факта, содержащего в себе все признаки административного правонарушения.

Процессуальное основание (повод) — это полученная в установленном порядке компетентным органом (лидирующим субъектом) информация в виде заявления, сообщения, протокола, постановления, решения, протеста, жалобы.

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ ГОСДУАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(выпуск 2015-16 уч. г.)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Стадии административного производства

В каждом административном производстве можно выделить определенные стадии в виде последовательно совершаемых процессуальных действий. Стадии делят на этапы, а их в свою очередь – на действия.

К стадиям относятся: возбуждение административного дела и направление его по подведомственности; рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения; пересмотр вынесенного решения (является факультативной, т.е. неосновной); исполнение решения, вынесенного по административному делу.

Рассмотрим характерные черты каждой из перечисленных стадий административного производства.

Возбуждение административного дела производится уполномоченным органом либо должностным лицом в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.

Возбуждение дела может производиться по инициативе государственного органа, общественной организации, должностного лица, а также граждан.

Например, дело об административном проступке возбуждается на основании протокола о правонарушении, составленного уполномоченным на то должностным лицом.

Дело по жалобе на административный акт либо на другие юридически значимые действия должностного лица возбуждается по инициативе лица, подающего жалобу.

В стадии возбуждения административного дела совершается ряд процессуальных действий: собирание и фиксирование доказательств, оформление протокола (акта) о возбуждении дела, решение вопроса об условиях и основаниях приостановления или прекращения производства по делу, в частности установление факта дееспособности данного лица, решение вопроса о том, не пропущен ли установленный законом срок давности для возбуждения некоторых видов дел, и т.д.

Рассмотрение административного дела – одна из решающих стадий административного производства.

В соответствии с требованиями законности орган, разрешающий дело, обязан обеспечить объективное его рассмотрение и правильное разрешение по существу, а также активное участие в нем всех заинтересованных лиц.

Особое значение здесь имеют такие принципы, как публичность и гласность процесса.

В стадии рассмотрения административных дел государственные органы наделяются рядом процессуальных полномочий: установить подведомственность дела; потребовать от органа, направившего дело, а также от других участников административного процесса предоставления необходимых дополнительных материалов и документов; отложить рассмотрение дела при нарушении административно-процессуальных норм, а также при неявке одной из сторон.

В то же время на государственный орган, рассматривающий дело, возлагаются определенные обязанности: ознакомиться с объяснениями гражданина или другого участника административного дела; установить определенный срок для проверки всех обстоятельств дела; обеспечить проведение проверки компетентным лицом, лично не заинтересованным в разрешении данного административного дела; применить в случае нарушения должностными лицами тех или иных требований процесса соответствующие санкции дисциплинарного или иного характера.

Характерной чертой российского административного процесса является возложение именно на государственный орган, рассматривающий административное дело, обязанности обеспечить установление объективной истины по каждому делу.

На этой стадии действуют процессуальные правила, регулирующие порядок рассмотрения дела коллегиальными и единоначальными органами исполнительной власти, а также судьями.

Так, если административное дело рассматривается коллегиальным органом исполнительной власти, то обязательно ведется протокол заседания этого органа.

Читайте также:  Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа

Естественно, необходимым условием правомерности коллегиального рассмотрения (и последующего решения) должно быть наличие кворума.

В стадии рассмотрения дела решающим юридическим фактом является вынесение решения по делу. Срок рассмотрения дела и принятия по нему решения зависит от вида дела (процедурное или юрисдикционное) и субъекта, его разрешающего (орган управления или суд).

Например, по общему правилу срок рассмотрения письменного обращения (заявления) гражданина в органы государства и местного самоуправления установлен в 30 дней (ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”). В случае оспаривания гражданином действий и решений органов власти и управления, их должностных лиц ч. 1 ст.

154 ГПК РФ срок рассмотрения заявления в суде определен до истечения двух месяцев со дня поступления его в суд.

Решение органа государственного управления по административному делу по своей сути является индивидуальным актом управления и поэтому должно отвечать всем требованиям законности, предъявляемым к актам государственного управления.

При этом следует иметь в виду, что термин “решение” является юридически обобщенным выражением конкретного правового акта, который обязательно принимается по данному делу.

Форма (содержание) решения по делу, порядок и сроки его вручения заинтересованным лицам также зависят от вида субъекта правоприменения и рассмотренного дела. Например, содержание постановления по делу об административном правонарушении, порядок его объявления и направления закреплены статьями 29.10 и 29.11 КоАП РФ.

Исполнение решения в случае нормального хода процесса является завершающей стадией административного производства.

Принимаемые решения разнообразны по своим юридическим свойствам. В конечном счете они образуют две основные группы. Первую группу составляют юридические решения, которые, несмотря на их различное наименование, объединяет общее свойство – это решения нормативные, содержащие общие правила поведения, т.е. правовые нормы.

Вторую группу юридических решений, рождающихся в результате осуществления правонаделительных и правоприменительных производств в административном процессе, составляют акты различного наименования (постановления, решения, приказы, распоряжения), объединенные общим свойством, – это индивидуальные правовые акты, адресованные конкретным субъектам. Поэтому в исполнении этого рода актов определяющая роль принадлежит субъектам, которым эти акты адресованы.

Действующее законодательство при помощи административно-процессуальных норм определяет и регулирует основные стороны процедуры исполнения юридических решений, принимаемых посредством правонаделительных и правоохранительных производств, входящих в административный процесс .

——————————–

Административно-процессуальное право: курс лекций / Под ред. А.И. Каплунова. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 27.

В целях обеспечения законности, охраны интересов граждан закон предусматривает возможность пересмотра принятого уполномоченным органом решения.

Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, защитник и представитель, законные представители физического и юридического лица.

Решение по административному делу может быть пересмотрено по протесту прокурора, что предусмотрено ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992 г. “О прокуратуре Российской Федерации”.

Гарантией для граждан выступает возможность подачи жалобы в административном порядке согласно положениям Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”. Указанным Законом предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц по приему, регистрации и рассмотрению обращений граждан.

Однако для большинства административных производств пересмотр принятого решения не является их стадией. Возможность пересмотра только обозначена нормами, предусматривающими обжалование или оспаривание принятого решения, однако детально порядок пересмотра не урегулирован.

Фактически пересмотр принятого решения осуществляется в рамках самостоятельного производства, к примеру производства по рассмотрению такого обращения, как жалоба, либо в порядке гражданского судопроизводства. Так, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в гл.

24 закрепил “Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части”. Этим самым ГПК РФ предусмотрел возможность пересмотра нормативных актов государственного управления по заявлению гражданина, организации, а также прокурора в пределах его компетенции.

Аналогичным образом Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23 АПК).

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия

  • “Административно-процессуальное право”

Вопрос 37: Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по
делам об административных правонарушениях
предусматривает последовательное
осуществление процессуальных действий
на определенных стадиях. Каждая стадия
завершается принятием по делу
соответствующего акта, ей присущи свой
круг участников, свои процессуальные
документы.

Различают
следующие стадии производства по делам
об административных правонарушениях:

1.
Возбуждение дела об административном
правонарушении
 (гл.
28 КоАП РФ), его этапы не так четко
различаются, как на последующих стадиях
производства. На данной стадии количество
этапов зависит от формы производства:
упрощенной, общей, особой.

Эти формы
различаются по полноте процессуальных
действий.

Для каждой из них присущ этап
возбуждения административного дела;
составление протокола об административном
правонарушении отсутствует при упрощенной
форме производства; административное
расследование характерно для особой
формы производства.

2. 
Рассмотрение административного дела
компетентным органом и принятие
соответствующего решения
(гл.
29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

  • —  подготовка к
    рассмотрению дела;
  • —  анализ
    обстоятельств дела и его правовая
    оценка;
  • —  принятие и
    оформление решения (постановления) по
    делу;
  • —  доведение
    принятого решения до сведения.

3. 
Пересмотр постановлений (решений) по
делам об административных правонарушениях
 (гл.
30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

  1. —  обжалование,
    опротестование постановления;
  2. —  подготовка к
    рассмотрению жалобы (протеста прокурора)
    на постановление;
  3. —  рассмотрение
    жалобы (протеста);
  4. —  решение по
    жалобе (протесту) и его оглашение;
  5. —  пересмотр
    решения, вынесенного по жалобе (протесту)
    на постановление по делу.

4. 
Исполнение постановления
 (гл.
31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

  • —  обращение
    постановления к исполнению;
  • —  реальное
    исполнение наказания, установленного
    постановлением (решением);
  • —  окончание
    производства по исполнению постановления
    (решения).

Вопрос 38: Возбуждение и расследование дела об административном правонарушении

Возбуждение
административного дела

– первоначальная стадия административного
производства. Следует различать его
поводы и основания.

  1. Поводами к
    возбуждению дела являются
    :
    непосредственное обнаружение
    уполномоченным должностным лицом факта
    совершения административного
    правонарушения; материалы, поступающие
    из правоохранительных органов, а также
    от других государственных органов,
    органов местного самоуправления,
    общественных объединений; сообщения и
    заявления физических и юридических
    лиц; сообщения в средствах массовой
    информации.
  2. Основанием для
    возбуждения дела является

    наличие достаточных данных, указывающих
    на признаки административного
    правонарушения.
  3. Дело об
    административном правонарушении
    считается возбужденным

    с момента составления протокола о его
    совершении или вынесении прокурором
    постановления о возбуждении
    административного производства.

Протокол об
административном правонарушении

– процессуальный документ, свидетельствующий
о совершении данного противоправного
деяния (конечно, предположительно).

Его
составляют уполномоченные должностные
лица – представители тех органов,
которые правомочны рассматривать дела
об административных правонарушениях
(например, должностные лица милиции,
контрольно-надзорных органов и т.п.).

Установлены
реквизиты протокола: дата и место
составления; данные о его составителе;
сведения о личности нарушителя; место,
время совершения и его существо;
нормативный акт, предусматривающий
административную ответственность за
данное правонарушение; данные о
потерпевших и свидетелях; объяснения
нарушителя и иные сведения, необходимые
для разрешения дела. При составлении
протокола физическому лицу или законному
представителю юридического лица должны
быть разъяснены их права и обязанности.

Протокол составляется
сразу же после выявления факта совершения
административного правонарушения. Если
же требуется дополнительное выяснение
обстоятельств дела, в том числе данных
о. личности или сведений о юридическом
лице, протокол составляется в течение
суток с момента выявления правонарушения.

Затем протокол
направляется органу (должностному
лицу), уполномоченному рассматривать
дело, в течение суток с момента его
составления. Если правонарушение влечет
за собой административный арест, протокол
передается судье немедленно после его
составления.

При невозможности
составить протокол на месте совершения
административного правонарушения, хотя
его составление обязательно, нарушитель
может быть доставлен в полицию.

Административное
расследование

Расследование
дела, являясь начальной стадией
производства по делам об административных
нарушениях, представляет собой комплекс
процессуальных действий, направленных
на установление обстоятельств нарушения,
их фиксирование и квалификацию деликта.
В этой стадии создаются предпосылки
для объективного и быстрого рассмотрения
дела, применения к деликвенту
предусмотренных законом мер воздействия.

Основанием
возбуждения административного дела и
производства расследования является
совершение лицом деяния, содержащего
признаки административного нарушения.

Началу административного
расследования предшествует получение
информации о деянии, имеющем признаки
нарушения, т. е. наличие повода, ибо не
обнаруженное нарушение нормы не вызывает
административно-процессуальных
отношений.

Правовое значение повода к
возбуждению и расследованию дела состоит
в том, что он вызывает публичную
деятельность полномочных органов,
требует, чтобы они соответствующим
образом реагировали на сигнал об
административном нарушении.

  • Поводами к
    возбуждению и расследованию

    административных дел могут быть заявления
    граждан, сообщения представителей
    общественности, учреждений, предприятий
    и организаций, печати и иных средств
    массовой информации, а также непосредственное
    обнаружение неправомерного деяния
    управомоченным лицом.
  • Исследование
    фактических обстоятельств может
    осуществляться и с помощью материальных
    носителей информации (вещественных
    доказательств и документов), получаемых
    в результате задержания деликвента,
    личного досмотра и досмотра вещей,
    изъятия предметов.
  • Процессуальным
    документом, фиксирующим окончание
    расследования по административному
    делу, является протокол, который
    составляется о каждом нарушении, кроме
    случаев, прямо предусмотренных
    законодательством.

Завершающим этапом
первой стадии производства по делам об
административных правонарушениях
является направление материалов
расследования на рассмотрение. Очевидно,
что он имеет место лишь тогда, когда
лицо, закончившее расследование и
составившее протокол, само не вправе
решить дело по существу или считает
необходимым передать его в другие
государственные органы.

Дело, по которому
проведено расследование, направляется:

  • органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных нарушений;
  • в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки преступления;
  • на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива;
  • командиру воинской части, ректору вуза, соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный проступок, к дисциплинарной ответственности.
Читайте также:  О наследстве: какие документы нужны для вступления, как подать заявление

Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, стадии

Производство по делам об административных правонарушени­ях — это урегулированная административно-процессуальными нор­мами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению.

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий, которые, наряду с общими задачами, имеют только ей свойственные задачи, а также документы, круг участников и другие особенности.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о виновном, и составляется протокол.

На второй – компетентный орган рассматривает дело и принимает по нему решение.

На третьей – факультативной стадии — постановление по делу об административном правонарушении пересматривается, на четвертой – реализуется принятое постановление.

Возбуждение дела об административном правонарушении является начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях (гл. 28 КоАП РФ).

Основанием возбуждения дела является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; информация физических и юридических лиц, правоохранительных и других государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, указывающая на наличие административного правонарушения; фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или в области благоустройства территории работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами; подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица и другие поводы, указанные в ст. 28.1 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из указанных поводов, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Установление факта правонарушения фиксируется в протоколе об административном правонарушении, который направляется в течение трех суток (за правонарушения, влекущие административный арест – либо административное выдворение – немедленно) с момента составления органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать данную категорию дел в соответствии с гл. 23 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения либо в течение двух суток в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лицах, привлекаемых к административной ответственности. По некоторым делам протокол может не составляться (ст. 28.6).

Ч. 4 ст. 28.1 закрепляет моменты, при наступлении которых дело об административном правонарушении считается возбужденным.

К ним, например, относятся: составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ (задержание, привод, личный досмотр и др.

); составление протокола об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования и т.д.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц, а по делам о нарушении таможенных правил и Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

  • Вторая стадия производства по делу об административном правонарушении – рассмотрение дела об административном правонарушении — является центральной стадией.
  • Глава 29 КоАП РФ содержит подробный порядок рассмотрения дел, включая место и сроки рассмотрения дел, а также виды решений по делу об административном правонарушении.
  • Дела об административных правонарушениях могут рассматриваться по месту совершения административного правонарушения; по месту нахождения органа, проводившего административное расследование; по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (например, в отношении несовершеннолетних); по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.

Дело об административном правонарушении рассматривается: «общий» срок – 15 дней со дня получения органом или должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Если дело рассматривает судья, то этот срок составляет два месяца.

В случае ходатайств участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен не более чем на один месяц.

Кодекс устанавливает и сокращенные сроки рассмотрения дел: по делам о правонарушениях, посягающих на права граждан — пятидневный срок; по делам о правонарушениях, влекущих административный арест либо административное выдворение – в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания; по делам о правонарушениях, которые могут повлечь административное приостановление деятельности в случае применения временного запрета деятельности — семь суток.

Следует иметь в виду, что КоАП РФ в ст. 4.5. устанавливает давность привлечения к административной ответственности.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (а по делу, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые правонарушения (напр.

, таможенного, валютного, антимонопольного законодательства) – по истечении одного года и даже шести лет (за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции). При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Статья 29.7 КоАП РФ определяет последовательность процессуальных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Начинается рассмотрение дела с объявления, кто рассматривает дело (должность, фамилия, имя, отчество, специальное звание); какое дело подлежит рассмотрению (сведения о правонарушении, времени и месте его совершения); кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности (фамилия, имя, отчество физического лица, название юридического лица и фамилия, имя, отчество законного представителя юридического лица, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, по которой привлекается к административной ответственности).

Далее уполномоченному органу (должностному лицу) необходимо установить факт явки вызванных участников производства по делу, проверить их личность, полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. При неявке участников производства устанавливаются причины, и принимается решение о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении рассмотрения дела.

Важное место в рассмотрении дела занимает разъяснение лицам, участвующим в производстве по делу, их прав и обязанностей.

При рассмотрении дела по существу оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела. Должна быть обеспечена состязательность процесса: заслушаны объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу, показания других участников процесса.

По результатам рассмотрения дела выносится либо постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку лицам, указанным в законе либо высылается по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения постановления (ст. 29.11).

Факультативной стадией является пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ). Существование данной стадии есть гарантия законности и обоснованности применения административных наказаний.

Обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе лицо, в отношении которого оно вынесено, потерпевший, законные представители физического и юридического лица, защитник и представитель, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Закон устанавливает преимущественно судебный порядок обжалования.

Так, жалобу на постановление, вынесенное судьей, рассматривает вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем – районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя; вынесенное должностным лицом – вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо либо районный суд по месту рассмотрения дела и т.д. (подробнее см. ст. 30.1 КоАП). Жалоба может быть подана в течение десяти суток (а по делам о нарушении некоторых конституционных прав граждан – в пятидневный срок) со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

Сроки рассмотрения жалоб на постановления по делу об административном правонарушении дифференцированы. Если жалобу рассматривает орган или должностное лицо, установлен десятидневный срок, а если суд – двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела.

Установлены и сокращенные сроки рассмотрения жалоб по отдельным категориям дел.

Во-первых, в течение суток должны быть рассмотрены жалобы на постановления об административном аресте либо административном выдворении, если привлеченное к ответственности лицо отбывает административный арест или подлежит административному выдворению.

Во-вторых, пятидневный срок установлен для рассмотрения жалоб на постановления о правонарушениях, посягающих на некоторые конституционные права граждан, а также жалоб на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не является окончательным и может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Таким образом, Кодекс устанавливает неоднократное обжалование постановления и решения по жалобе на это постановление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *